В обществе не принято говорить о похоронах, а данная непростая сфера, связанная со страданиями, считается традиционной и консервативной. На самом же деле она развивается, совершенствуется, проводит федеральные выставки и мероприятия. И ровно так же, как и другие отрасли экономики, нуждается в законодательном регулировании и государственном контроле. Наш собеседник – председатель Ассоциации похоронных предприятий Удмуртии, бизнес-коуч, наставник Жанна Пентина.

 – Жанна Игоревна, как вы оцениваете уровень развития, законодательного регулирования деятельности похоронной отрасли в России?

– Это тема давно наболевшая и непростая. Работа отрасли до сих пор регулируется федеральным законом № 8  «О погребении и похоронном деле», который был принят ещё в 1996 году. В начале 2000-х годов у нас отменили лицензирование, причём не только на организацию похорон, но и на установку памятников, перевозку тел и т. д. После этого начался хаос. Люди без знаний, не имеющие элементарных этических норм и понятий, стали приходить в эту сферу, чтобы заработать.

Но, как показывает практика, и я очень этому рада, ритуальная индустрия начинает выходить из тени. Сейчас в открытом доступе легко найти информацию о том, как работает компания, платит ли налоги и т. д. Кроме того, в текущем году Союз похоронных организаций и крематориев России по указанию Владимира Путина создал рабочую группу по обновлению ФЗ № 8. Данный документ позволит урегулировать многие проблемные моменты – от введения жёсткого контроля для входа на рынок ритуальных услуг до

работы частных похоронных бюро, наделения властей полномочиями контроля цен на услуги погребения. Также речь идёт о возможном возврате к лицензированию или монополизации определённых видов услуг – без этих шагов не навести порядок в отрасли.

– Вопросы организации ритуальных услуг относятся к юрисдикции муниципалитетов. И во многих городах, в частности Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, действуют соответствующие нормативные акты. В Ижевске такого местного документа нет. У нас так всё хорошо в этой сфере?

В Ижевске ситуация ровно такая же, как и по всей стране. В этой сфере –жёсткая конкуренция. У нас свыше 70 отраслевых предприятий, это очень много для нашего города. При этом профессионалов пока, к сожалению, немного. К примеру, на перевозку тел нужна лицензия, а чтобы её получить, у предприятия на балансе должен быть специализированный транспорт, попросту говоря – катафалк. Но он есть лишь у нескольких участников рынка, а большинство вообще не представляет, что такое спецтранспорт.  Медицинские книжки – определённые категории работников должны иметь их обязательно – тоже есть далеко не у всех. Определённую часть проблем действительно можно решить на местном уровне. И в прошлом году мы совместно с юристами из Москвы и Новосибирска, которые участвуют в совершенствовании нормативной базы отрасли на федеральном уровне, разработали законопроект об оказании ритуальных услуг для Завьяловского района. Но на данный момент я не вижу заинтересованности в нём со стороны властей. Хотя, казалось бы, это общая задача, чтобы ритуальные организации работали в рамках определённых нормативных актов.

– Один из глобальных трендов экономики – цифровизация. Насколько активно возможности цифровых технологий используются в вашей сфере?

Во многих городах этот процесс начался в 2010­–2011 годах, и там уже давно оцифрованы места захоронений, созданы электронные паспорта для каждой могилы. То есть из любой точки мира человек при помощи геолокации в режиме онлайн может увидеть, в каком состоянии находится место захоронения, в порядке ли памятник и т. д. Удмуртия «застряла» на этом пути. На данный момент у нас цифровизация пришла только в морги и судебно-медицинскую экспертизу, где делается справка о смерти и направляется в органы ЗАГС. Но узкий момент – дефицит сотрудников органов ЗАГС, поэтому люди вынуждены часами ждать, пока им распечатают документ, без которого невозможна организация похорон. А в идеале свидетельство о смерти должно поступать одновременно в ЗАГС и на кладбище, исключая человеческий фактор, дополнительную психологическую нагрузку на людей, где-то – и возможность проволочки, обмана. Электронный документооборот снял бы со всех огромную нагрузку и сделал бы этот процесс прозрачным и понятным для всех.

– Чёрные агенты, фирмы-однодневки и нечестные на руку предприниматели серьёзно бьют по репутации отрасли. Помимо законодательства, можно ли с этим бороться другими путями?

К сожалению, и в Удмуртии до сих пор есть компании, которые буквально «танцуют на костях». Работают без документов, на «авось» – я в этой сфере 15 лет и знаю о таких, к сожалению. Они не имеют ни малейшего понятия о похоронном этикете: приходят в дома в грязном спортивном костюме, в стоптанных кроссовках – отсюда и мнение людей, что на них зарабатывают. Огорчает, что потребители остаются неграмотными в этом отношении, особенно в стрессовом состоянии. Они отдают деньги, не прося подтверждающих документов. А потом могут возникнуть сложности с наследованием – в случае судебных процессов необходимы все чеки, они нужны и для военкоматов, если требуется компенсация расходов на погребение.

Параллельно с законодательством нужно менять отношение к сфере ритуальных услуг за счёт повышения уровня культуры её работников. Мы сделали первый шаг в этом направлении. При помощи Кировского филиала РАНХиГС и руководителя центра его дополнительного образования Максима Тенсина была разработана программа курсов по повышению квалификации работников похоронной отрасли. В августе-октябре 2023 года по ней мы подготовили первых шесть слушателей. Считаю, что наша задача – внедрить элементы культуры на всех этапах процесса, довести это до всех, добровольно или принудительно. И начинать нужно, считаю, с сотрудников муниципальных отраслевых организаций, где в первую очередь за счёт повышения квалификации и переподготовки должна быть выстроена крепкая кадровая система.

– В начале ноября вы побывали на международной выставке-форуме «Некрополь – World Russia 2023». Удивительно, что в такой непростой сфере проводят подобные мероприятия.

Более того, выставка в текущем году прошла в 31-й раз. Это грандиозное событие для нас. В его рамках проходит огромное количество шоу, мастер-классов, обучающих семинаров по различным направлениям похоронного дела – церемония, танатопрактика, мемориальное дело и т. д. Мы ежегодно голосуем за лицо отрасли – как правило, это люди, которые себя активно позиционируют в общественном пространстве. А самое главное, что это мероприятия позволяет продемонстрировать людям, что и наша сфера развивается, совершенствуется.

 – Жанна Игоревна, помимо общественной деятельности, вы являетесь владельцем ритуального бюро «Миссия С», коучем, наставником. Где черпаете силы и энергетику для ежедневной деятельности?

– У меня есть чёткое понимание того, что я работаю не ради денег, а служу. Я делаю своё дело максимально хорошо, без обмана, чтобы и родственники были довольны, и душа ушедшего человека. Наверное, в этом заключается моя миссия. А энергию нахожу в путешествиях, спорте, проведении маркетинговых марафонов, эфиров, которые позволяют передавать мои знания коллегам по отрасли. Сейчас думаю о том, чтобы запустить новый обучающий курс и написать книгу, потому что все мы пока работаем по большей части по наитию. Но это – уже задачи следующего года.

Реклама. Рекламодатель ИП Чухланцева Жанна Игоревна. Erid: 2RanynhL9SY

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).