Вопросы сохранения культурного наследия, поддержки и продвижения культуры и искусства в регионах России большей частью относятся к ведению государства. Однако и частные инициативы меценатов, бизнеса становятся всё более заметными. В сентябре в Ижевске откроется проект Музея современного искусства ZAMAN (Уфа) «Что останется после меня», который будет состоять из одноимённой выставки в Музее изобразительных искусств и событий на нескольких площадках города, который полностью финансируется частным предпринимателем. Мы решили обсудить с представителями культурного сообщества и бизнеса, как поддерживаются культурные проекты в Удмуртии и какова их значимость для Ижевска и в масштабах страны.

ахмадуллина

Алия Ахмадуллина, руководитель Музея современного искусства ZAMAN:

— Идея создания Музея современного искусства в Уфе принадлежит предпринимателю, меценату Марату Ахметшину. ZAMAN задуман как новая точка на карте страны, которая шаг за шагом воссоздает межрегиональный культурный ландшафт. В нецентральной России есть регионы с уникальным наследием и творческой энергией, которые исчезают, оставаясь незамеченными: Башкортостан, Поволжье и Урал, чье наследие не исследовано в полной мере, но точно достойно того, чтобы занять место в общем культурном поле. ZAMAN — это не только про Уфу несмотря на то, что физически мы базируемся здесь.Мы занимаемся изучением общности среди регионов Поволжья и Урала— это Уфа, Казань, Ижевск, Пермь, Самара, Челябинск, Оренбург, Йошкар-Ола, Чебоксары, и искусства этих регионов, не только национального, но и актуального.

В настоящее время мы придерживаемся концепции «Музей без стен» и начали свою работу в формате Посольства. Мы ищем земельный участок под строительство музея и сотрудничаем с регионами исследования, но открывать филиалы за пределами Уфы не планируем.

Наш музей возрождает интерес людей к самим себе, к своей истории и побуждает задуматься, что будет завтра, привлекает внимание наблюдателей к регионам присутствия музея, наполняет регион и город новыми смыслами и сам становится важной точкой притяжения.

На данный момент мы сами идем к бизнесу или медиа, предлагаем наши проекты для поддержки искусства, художников как еще один способ позиционирования для аудитории. Есть разные способы интеграции партнеров в творческие проекты и это всегда про имиджевую историю. В текущей ситуации работать в сфере искусства — это привилегия и те, кто поддерживает искусство, автоматически приобретают статус привилегированности.

В планах в сентябре 2023 года запустить программу «Замандаш» (в переводе с башкирского «Современник») — как еще один понятный инструмент и возможность поддержать ZAMAN финансово, репутационно, временными ресурсами.

Мы прикладываем много усилий для того, чтобы развивать потребность бизнеса в поддержке подобных проектов, она у многих есть, но она не формализована. Наша задача формализовать и дать возможность с помощью искусства войти в историю региона, как в свое время Мамонтовы и Морозовы в масштабах страны.

попова

Юлия Попова, директор МАУК «Музей города Ижевска»:

— «Музей города Ижевска» — это муниципальное учреждение с историей в 30 лет. Основная цель организации — знакомить ижевчан и гостей города с разнообразными видами изобразительного искусства. Среди задач и поддержка и продвижение художников Удмуртии.

В выставочных залах «Музея города Ижевска» можно увидеть как работы именитых мастеров России и зарубежья, так и творчество местных художников. Мы проводим выставки от классической живописи до фотографии, поддерживаем современное искусство в полном спектре визуализации: от рисунков и видео до инсталляций и перформансов.

Мы получаем финансирование от государства, но это касается только заработной платы сотрудников. Всю основную деятельность — выставочную, просветительскую, проектную — мы ведем за счет собственных средств. Иногда наши проекты получают финансирование грантовых фондов. В доход Музея идет продажа билетов на выставки, организация мероприятий и продажи сувенирной продукции, иногда получаем прибыль от партнерских проектов. Проектные инициативы исходят, как правило, от руководителей учреждений. Творческие коллаборации мы активно поддерживаем, часто выступаем их инициаторами.

У нас нет постоянных партнеров, как правило, я как руководитель сама иду с предложениями к руководителям/бизнесменам, с уже готовым творческим проектом. Чаще всего, продумываются взаимовыгодные условия, в которых Музей приобретает дополнительный контент, посещаемость, сокращает какие-то статьи расходов, а бизнес получает имиджевое продвижение, скидки на наши услуги, возможность проведения своих мероприятий в Музее.

Если говорить о дальнейших планах развития музея, даже выставочный план пока удается сформировать только на ближайшие 3-6 месяцев с краткосрочными партнерствами. Стабильности нет не только у бизнеса, но и у нас. Пандемия внесла свои коррективы в работе и полностью изменила наш подход в выстраивании взаимодействий даже с другими музеями. Но можно сказать, что нашей главной проблемой остается состояние здания Генеральского дома. В ближайшие два с половиной года будет идти работа над проектом реставрации. Далее планируется организация нашей деятельности в этом пространстве с частным партнёром.

Поставлена и задача пересобрать организационную структуру наблюдательного совета, пригласить вовлеченных неравнодушных бизнесменов. Потому что музей нуждается в интеллектуальных ресурсах и деловых связях с бизнесом. Надо понять, что поддержка и партнерство — это далеко не только деньги. Обмен рабочими компетенциями, производственными ресурсами может стать в тысячу раз полезнее. Усилия и деньги, вложенные в культуру, возвратятся в виде общественных благ, а в благополучном обществе проще развивать бизнес. Я считаю, что необходимо создавать больше таких креативных экосистем, тогда культурная среда региона будет меняться к лучшему.

старковАлександр Старков, участник проекта творческое пространство «Чирковъ»:

— С 2010 года я участвовал в разных проектах и коллаборациях, которые занимались развитием современной культуры в Ижевске. С промо-группой «КультProСвет» мы за 7 лет организовали более 1000 событий – от камерных концертов до крупных городских событий. В общем, на собственной шкуре проживали то, что сейчас называется культурным предпринимательством и креативной индустрией.

После участия в создании пространства «Открытый сад» в 2018 году я попал в сферу урбанистки. Мне стало интересно, как творческая деятельность может влиять на города, и как городские культурные процессы направлять не только на повышение радости жизни, но и на развитие территории, чтобы через социокультурные практики и творческое предпринимательство город получал новый источник энергии для развития. С тех пор я занимаюсь этим в проекте «Городские герои», который направлен на обучение продюсеров территорий и охватывает 25 городов от Сибири до Карелии.

Эксперимент по развитию города через творческую экономику мы с партнерами уже третий год реализуем в Бирске. Это старинный купеческий город на севере Башкирии, в котором нет крупной промышленности, зато есть высокая концентрация предпринимательства и ремесленничества, хорошо сохранилась историческая среда и богатое культурное наследие – от тысячелетних финно-угорских городищ до купеческих династий 19 века. Мы начали с исследования: искали ответ на вопрос «Может ли Бирск зарабатывать на истории?». Пришли к выводу, что история и культура в городе действительно могут стать экономикой, если будут упакованы в культурную и туристическую индустрию.

В прошлом году в купеческом особняке на главной площади города мы открыли креативное пространство «Чирковъ». Сейчас в нем работают городская кофейня, галерея актуального искусства, несколько ремесленных мастерских и творческих студии. Планируем запуск ремесленной лавки, визит-центра и творческогоковоркинга.

Сегодня российская цивилизация живет в эпоху кризиса городов. С одной стороны, наши города не соответствуют нашим ожиданиям, с другой стороны, не реализуют всех потенциалов, которые у них есть. Поэтому молодежь уезжает и увозит с собой главный ресурс современности – креативность. Перед малыми городами, в том числе и Бирском, стоит вызов: как обеспечить рождающимся и взрослеющим здесь творческим людям инфраструктуру и возможности, чтобы они оставались в этих городах, могли заниматься своим делом и чувствовали удовлетворение от жизни. Кажется, что быстрее всего с этой задачей может справится именно бизнес.

Надо сказать, что пока ярко выраженного интереса к культурным индустриям у бизнеса, особенно в городах нестоличных, то есть более традиционных, нет. Мы имеем дело с первыми предпринимателями (я бы назвал их авангардистами), которые начинают видеть культуру и искусство как сферу своих интересов.

Однако поскольку культура и бизнес в нашей стране 30 лет развивались отдельно друг от друга, то существует огромная ментальная разница между предпринимателями и творческими людьми. Первые ориентированы на внешние цели, продажи, заработок, продукт, устойчивость компании, ее развитие и т.д. Вторые мотивированы внутренними ценностями, им больше руководит интерес к процессу, чем к результату или продукту.

Поэтому городским предпринимателям важно установить ценностную связь со своей территорией, погрузиться в ее смыслы и культурную жизнь. А людям творческим важно вырабатывать в себе коммерческую компетенцию. И лучше всего это происходит через знакомство и взаимодействие между ними. Для этого нужны пространства и проекты, которые создают необходимую креативную среду, чем мы и стараемся заниматься в «Чирковъ».

зорин

Павел Зорин, Центр современной драматургии и режиссуры, руководитель театра LesPartisans:

— Я считаю, что частные культурные проекты порой более заметно влияют на развитие городской жизни, потому что делают это не плану работы, и не для галочки, а из жизненной необходимости, потому что не могут иначе. Они часто отражают реальную потребность горожан в развитии тех или иных культурных направлений.

Театр LesPartisans возник 18 лет назад, как проект на факультете французского языка, для помощи студентам осваивать язык с помощью театральных практик. 10 лет назад возникла необходимость в собственной площадке, на которой осуществлялась бы полноценная культурная жизнь. Таким местом стал ЦСДР – центр современной драматургии и режиссуры.

У ЦСДР есть социально ориентированные бизнес-партнеры, которые понимают важность поддержки культурных некоммерческих институций. Многие из них помогают, в том числе и в краудфандинговых компаниях на сбор средств для ремонта интерьера, благоустройства прилегающей территории. Очень много событий провели совместно с нашим постоянным партнером баром «Пряный кролик», который систематически поддерживает частные инициативы ижевских творцов.

Наш почти двадцатилетний опыт частного театра показывает, что потребность и заинтересованность у бизнеса в поддержке некоммерческих культурных институций есть и стабильно растет с каждым годом. Наверное, потому что бизнесом управляют такие же простые люди, которые чувствуют необходимость развиваться не только в финансовом и материалом плане, но и в эстетическом, культурном и экзистенциальном, потому что искусство – это сложная, порой непредсказуемая стихия, которая, вполне возможно, в конечном итоге оправдывает человеческое существование на Земле или, во всяком случае, пытается придать ей подобие смысла.

 букин

Эдуард Букин, генеральный директор группы компаний «Август», куратор выставочного салона «Оранжерея искусств»:

— Больше 10 лет я собираю картины, в коллекции уженесколько сотен работ, и пришло время ими поделиться. Все, что мы изначально собирались делать, это демонстрировать всем желающим предметы фонда. Так и открылсяэтот выставочный салон  в парке Кирова с ожиданием, что горожанам понравится.

Проект создается за счет средств нашей развиваемой мануфактуры. Сердцем мануфактуры является производственная база «Август», именно наше производство и наши строительные проекты дают возможность тратить свое внимание и ресурсы на поддержку искусства и художников здесь, у нас в Удмуртии. Теперь и то, что наши резиденты создают на мануфактуре и на производстве, напрямую передается в «Оранжерею», для того, чтобы быть представленным общественности, или даже найти покупателя. В этом, я, как меценат, вижу свою миссию.

Для меня, как для управленца по своему увлечению, любопытен феномен самомотивации людей, соприкасающихся с творчеством и искусством. Их не нужно завлекать или мотивировать. Я/мы готовы вкладывать свои ресурсы, быть вовлеченными,и вследствие этих своих инвестиций проживаем свою жизнь более счастливыми.

Проекты подобные нашему создают благотворную социальную среду, в которой живет самобытное искусство, оно уникально, а быть уникальным — сейчас это ультрамодно, на это хотят смотреть, быть причастным этому.

Если честно, то я рад, что пока не многие предприниматели обращают внимание на искусство, как направление для извлечения стабильного дохода. Это делает нишу относительно свободной. Картины — вот ценные бумаги, которые с годами только дороже, а не фондовый рынок. У государства сейчас есть другие первоочередные задачи и поэтому наша предпринимательская активность и поддержка всегда оказывается к месту.

сусло

Герман Суслов, совладелец книжного магазина «Кузебай», организатор фестиваля «Кузебай»:

— В лавке представлены книги авторов со всей Удмуртии, но большая часть из них так или иначе связана с Ижевском. Деятельность книжного магазина осуществляется без финансовой поддержки. Другое дело – книжный фестиваль, для организации которого мы привлекаем разные ресурсы: от волонтёрской работы до широкой рекламной кампании и финансовой поддержки предпринимателей.

В идеальном мире наш проект должен быть самоокупаемым. Книжная лавка – это магазин. Сейчас мы выживаем всё-таки вопреки собственной экономике, но тренд положительный. У нас есть друзья-предприниматели, которые уже нас поддерживают. Но фестиваль, конечно, требует диверсификации рисков. Для такого количества усилий и расходов нужны и гранты, и спонсоры, и частично платные мероприятия.

Самый заметный потенциальный эффект от образования и культуры для бизнеса: люди лучше живут и больше тратят. Общий уровень образования и культуры – это более конкурентоспособные сотрудники для бизнеса (настоящие и будущие). Я уже не говорю о том, что город, в котором есть разнообразие культурных площадок, не хочется покидать. В таком городе остаётся молодёжь, экономика развивается, и из менее интересных городов люди приезжают к нам. Ижевчане возвращаются из Москвы и Петербурга после вузов, потому что они интересуются локальным, более близким для них сообществом, здесь их ждёт культурное разнообразие.

Мне кажется, что наши проекты вносят свой вклад в креативный капитал города и республики. Туристы приезжают в город и идут в ижевские клубы, потому что существует феномен «ижевская электронная музыка», который возник в 2000-е. Это традиция внутри музыкального мира. Музыканты отталкиваются от этой традиции или продолжают её. То же можно сказать и о театрах, литературе, живописи. Удмуртский язык и культура как смысловой, а иногда маркетинговый компонент, делает бизнес более узнаваемым, самобытным, устойчивым. Но понимание ценности и значимости культуры для бизнеса и развития города и региона только начинает появляться.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).