Турбулентность в туристической сфере в связи с коронавирусом продлится ещё, видимо, года полтора. Сейчас, на невооруженный статистикой взгляд, можно сделать семь предположений на этот переходный период для усреднённого российского региона.
- Люди, выпущенные на относительную туристическую свободу, поедут, прежде всего, туда, куда им очень хочется. Недавнее исследование Яндекса российский перечень этих магнитов для путешественников – около 20 – думаю, наглядно показало. https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_tourism. Искать новые места в массовом порядке внутренний турист поедет намного позже.
- Люди поедут туда, куда им нужно, там, где их ждёт немедленная польза. Поэтому достаточно быстро восстановятся деловой, медицинский, образовательный туризм. Рекреационный, бальнеологический и СПА-туризм давно перешли в разряд «технологически» обязательных при современных рабочих перегрузках, поэтому они здесь же.
- Люди, скорее всего, будут предпочитать социальное дистанцирование и в посткоронавирусных путешествиях. Поэтому ждём роста экологического туризма, индивидуальных туров и малых групп.
- Люди (и прежде всего молодые) будут выбирать туры с опорой на информацию из Интернета и социальных сетей. Причём коронавирус во многом «обнулил» прежние репутации, поэтому будут цениться опыт, описания и отзывы, начиная со второй половины 2020 года.
- Никто не может точно сказать, каковы свойства «новой нормальности», поэтому целесообразно заложить в программу развития туризма некоторые элементы экспериментальности, «попробовать в бою» новые форматы.
- Учитывая повышение цен и свои сложности авиасообщения, целесообразно в категории внутреннего туризма выделить «подкатегорию» локальный туризм. Имея в виду путешествия между соседними регионами и внутри субъекта Федерации.
- Более того, имеет смысл в сферу туризма (локального туризма) ввести даже внутригородские экскурсии, поездки выходного дня «в центр» и посещения объектов досуга и общепита.
6 и 7 пункты почти не фиксируются прежней статистикой туристической отрасли, но тут классический вопрос «с шашечками или ехать» должен решиться в интересах игроков «индустрии гостеприимства», а не в интересах ведомственной статистики.
Что в связи с вышеизложенным можно порекомендовать Удмуртии?
Развитие промышленного туризма стоит отнести к пункту 5 – эксперимент. Возможно, направление «взлетит», особенно в части посмотреть, как делается оружие, и в классическом варианте – посмотреть, как в Сарапуле делаются пиво и сладости, а возможно, и нет.
Спортивный туризм – регулярные самоокупаемые мероприятия для приезжих спортсменов и местных любителей – вполне возможен и в нынешнее неспокойное время: плавание в открытой воде, биатлон, лыжи, бег, триатлон. Почему нет?
Если про более проверенные варианты, то Удмуртии стоит помочь тому туризму, который развивался здесь и до коронакризиса.
Детский познавательный туризм: опора на популярный ижевский зоопарк и транспортно доступного – в отличие от великоустюжского – удмуртского Деда Мороза.
Медицинский туризм. Уже не первое десятилетие в Ижевске действуют чек-ап (диагностический) и стоматологический туризм, преимущественно для республиканской диаспоры, которую раскидало по стране и зарубежью. Исследование на МРТ в Ижевске было в два раза дешевле, чем в Москве при том же или лучшем качестве, – то есть цена одного билета в двухэтажном поезде отбивается одной процедурой.
Вечерний и выходной досуг для командировочных – у этого направления туризма есть более красивые профессиональные названия, но суть именно в этом. Тут я немного отстал от ижевской жизни, но, надеюсь, всё развивается.
Не устаю рекомендовать, хоть и без заметного эффекта, выделение новых компактных музеев (буквально по одной квартире на музей) из имеющихся музейных фондов – это будет интересно и для жителей республики: музей мотоцикла с федеральным праздником открытия мотосезона с участием старейшего отечественного мотоцикла (он на ходу) и музей оружейной миниатюры с отделом продаж и магазином сувениров. В эти музеи я бы обязательно заглянул, когда они появятся.
А ещё было бы вдохновляюще посетить в Удмуртии Всемирный музей охоты (и рыбалки?). Но это отдельная тема.
Надеюсь, фестиваль «Всемирный день пельменя» будет проводиться и далее. Его главная ценность – не туристическая. А вот ежесубботний малый пельменный фестиваль (укрепление традиции еженедельного семейного мероприятия) мог бы стать хорошей основой для туристического маршрута.
Если вернуться к теме «локального туризма», то предположу, что большой популярностью у жителей Удмуртии будут пользоваться авто- и мотогонки (включая спидвей), если вдруг кто-то возродит эти любимые в народе старинные ижевские «обряды».
Можете мне не верить, но уникальным по эффекту для разных сфер, в том числе для локального туризма, может стать ежегодная командная лыжная эстафета районов Удмуртии на приз Г. А. Кулаковой в честь её третьей золотой медали в Саппоро. Это было в эстафете в феврале 1972 года, то есть в 2022 году будет 50 лет.
Свой надёжный поток клиентов имеет ижевская «горнолыжка», которая востребована, например, гостями из ближнего Татарстана. Вероятно, есть смысл акцентированно увеличить число и качество привлекательных услуг в Нечкино и Чекериле. Учитывая, что Ижевск – в двадцатке крупнейших городов страны, туризм выходного дня в ближайших к столице республики районах – вполне себе перспективное направление. Круглогодичный термальный комплекс с большой вариативностью типов бань – надёжный магнит для локального туризма и туризма выходного дня. Доказано Воткинском.
Ну и не будем скрывать, индивидуальные туры на рыбалку и охоту по-прежнему остаются популярными и достаточно рентабельными направлениями туризма, пожалуй, в половине регионов страны. И Удмуртия – не исключение.