Если касательно экономических последствий последних геополитических событий ряд экспертов рекомендует занять позицию наблюдателя и не делать поспешных выводов, то на российском интернете новая реальность отразилась быстро и радикально. О том, как изменились блогерские реалии и подход рекламодателей, рассказал Виталий Востриков — продюсер лидеров мнения, основатель медиа компаний и соавтор популярных образовательных программ.

– Сегодня ни один бренд, входящий в топ-100 рекламодателей России, не будет размещать рекламу в Instagram*. Для российских пользователей отключена возможность запуска таргетированной рекламы, а при размещении интеграций  у  блогеров, есть риск быть привлеченным за экстремизм. Региональные компании, в свою очередь, продолжают покупать рекламу у блогеров этой площадки. Я думаю, так будет продолжаться до первого прецедента привлечения к ответственности.

С YouTube ситуация несколько иная. Отключение монетизации сильно ударило по небольшим блогерам. Но крупные инфлюенсеры, которые зарабатывали на рекламных интеграциях, продолжили получать прибыль. При отсутствии Instagram*, запрос со стороны федеральных брендов на рекламу на YouTube, Telegram и VK – блогеров сильно увеличился. Видеохостинг остается основной платформой размещения рекламодателей до тех пор, пока условия в  интернет-рекламе не изменятся. 

Из текущего опыта работы с рекламодателями в нынешнюю новую эпоху я могу сказать, что нет ни одного бренда, ни одной компании, которая бы приходила с рекламой исключительно на YouTube. Все страхуются, отдавая предпочтение блогерам, у которых есть страницы сразу на нескольких платформах. Например, одновременно в Telegram, TikTok и YouTube. Это нужно для того, чтобы в случае блокировки одной из социальных сетей, рекламная кампания не прекращалась. Однако не все блогеры успели перестроиться. Условно, девочка, у которой было 30 тысяч подписчиков в Instagram, заводит Telegram и активизируется в VK. Но во Вконтакте у неё теперь 5 000 подписчиков, а в телеграмме 1 000. Следовательно, она не может претендовать на те бюджеты, которые у нее были ранее. Более того, доскональное внимание уделяется высказываниям каждого блогера: под лупой изучаются последние полгода публикаций. Многим рекламодателям важно, чтобы не было ни слов «за», ни слов «против» последних политических событий.  

Что касается численных показателей, цифры у небольших блогеров упали очень сильно. На примере рекламных агентств, с которыми я работаю, количество обращений сократилось примерно на 60%. Средний чек моих рекламных кампаний упал с 1,5 млн рублей до 300-400 тысяч. Всё это — следствие ухода компаний с российского рынка. Ушли 90% ключевых участников рекламного бюджета. А те, кто остались, начали заметно снижать или полностью замораживать бюджеты на рекламу. Многие бренд-менеджеры открыто говорят, что им поступили распоряжения о том, что сейчас нужно приостановить использование бюджетов — аккумулировать их внутри, наблюдать, и в случае чего, выходить на агрессивный маркетинг. Поэтому сейчас происходят точечные рекламные кампании. 

Я бы сказал, что рынок рекламы у  российских блогеров откатился на 10 лет назад. Закрытие Instagram* привело к тому, что агентства и продюсеры потеряли очень много инвентаря — доминирующее количество рекламы (особенно в регионах) приходило именно на эту платформу. 

Если честно, я совсем не верю в быстрое возрождение рынка рекламы у блогеров. Поэтому с марта месяца мы занимаемся разработкой платформы, которая будет соединять рекламодателей и блогеров на бартерных условиях. Я и мои партнёры понимаем, что мелкие и средние блогеры, как малый и средний бизнес — находятся в тяжелом положении. Им нужны определенные безденежные, безбюджетные возможности помогать друг другу. И мы видим эту помощь в обмене! Мир меняется, давайте «меняться» вместе с ним!

*Instagram и Facebook (Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ).

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).