Удмуртия – в числе лидеров рейтинга регионов с наименьшим уровнем административного давления на бизнес. Пресечению избыточной «ревизии» деятельности субъектов предпринимательства способствуют и органы прокуратуры. О работе, проводимой в Удмуртии, рассказал старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики Виктор Игошин.

Надзор за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.

В течение ряда лет прокуратурой республики принимаются организационные и практические меры, направленные на укрепление законности в этой сфере, повышение эффективности и результативности надзора, снижение административного давления контролирующих органов на хозяйствующие субъекты.

Работа в этом направлении строится во взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей, региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей. Практикуются совместные приемы представителей предпринимательского сообщества, на заседаниях профильной межведомственной рабочей группы рассматриваются вопросы защиты их прав при взаимодействии с контролирующими органами.

Одним из важнейших условий успешного развития экономики региона является оптимальный баланс интересов предпринимателей и задач контролирующих органов. Федеральным законодательством ключевая роль в обеспечении такого баланса отведена прокуратуре.

Прокуратурой республики реализуется комплексный подход к защите субъектов предпринимательства от неправомерных действий и решений контролирующих органов. Оценка обоснованности предложений контролирующих органов о проведении проверочных мероприятий позволяет предотвратить неправомерное вмешательство в хозяйственную деятельность предпринимателей.

На контроле прокуратуры республики находятся вопросы применения риск-ориентированного подхода при планировании проверок, соблюдения моратория на их проведение в отношении субъектов малого бизнеса. Из проектов планов проверок на 2022 год исключено почти 700 мероприятий, что составило 30 % от общего числа предложений органов контроля (2250).

Кроме того, не допущено проведение трех плановых проверок хозяйствующих субъектов, организованных региональным управлением Роспотребнадзора в связи с неверным определением категории риска осуществления ими предпринимательской деятельности.

Принятию решений по заявлениям контролирующих органов о проведении внеплановых проверок предшествует тщательное изучение представленных материалов.

В связи с их некачественной подготовкой, а также отсутствием достаточных для согласования сведений в 2021 году половина предложений о проведении внеплановых проверок отклонена.

Анализ результатов работы органов контроля в прошлом и текущем годах свидетельствует об увеличении в их деятельности количества профилактических мероприятий, случаев замены штрафных санкций на предупреждение.

Это подтверждается и показателями индекса административного давления, сформированного аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

По итогам 2021 года Удмуртская Республика заняла 2 место в рейтинге регионов с наиболее низким уровнем административного давления на бизнес.

Индекс составлен на основе сведений о результатах контрольно-надзорной деятельности территориальных органов МЧС, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Россельхознадзора, Ростехнадзора, Ространснадзора и Роструда.Ключевыми показателями индекса административного давления выступают 1) соотношение количества предупреждений от общего числа наказаний;2) хозяйствующих субъектов, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных;3) профилактических мероприятий от общего числа мероприятий.

Лидирующие позиции в указанном рейтинге сохраняются республикой на протяжении ряда лет (по итогам 2018 года – 1 место, 2019 и 2020 годов – 2 место).

Одним из основных источников информации о контрольно-надзорной деятельности, которая учитывается при определении указанного индекса, является Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).

В настоящее время прокуратурой республики сосредоточены усилия на безусловном обеспечении своевременности и полноты внесения контрольно-надзорными органами сведений о проверках в этот реестр, системный мониторинг которого позволяет оперативно выявлять и пресекать факты незаконного вмешательства в деятельность предпринимателей.

В целях снижения административной нагрузки на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны контролирующих органов постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 (ред. от 24.03.2022) «Обособенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и от 24.03.2022 № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесенииизменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», принятыми в соответствии со статьями 5 и 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», введены существенные ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий, а в отношении объектов контроля аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, проведение проверочных мероприятий в 2022 — 2024 годах запрещено.

В виде исключения плановые проверки сохранены применительно к отдельным видам государственного контроля (надзора) в отношении объектов определенной категории:

1) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), объекты контроля, отнесенные к категории чрезвычайно высокого риска:

дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование;

деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, детских лагерей на время каникул;

деятельность по организации общественного питания детей;

родильные дома, перинатальные центры;

социальные услуги с обеспечением проживания;

деятельность по водоподготовке и водоснабжению;

2) федеральный государственный пожарный надзор, объекты контроля, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого риска или высокого риска:

дошкольное и начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование;

деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, детских лагерей на время каникул;

родильные дома, перинатальные центры;

социальные услуги с обеспечением проживания;

3) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, опасные производственных объекты, отнесенные ко II классу опасности;

4) федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор), деятельность по содержанию, разведению и убою свиней.

При этом контролирующий орган в отношении указанных объектов наделен правом проведения вместо плановой проверки либо иного запланированного контрольного (надзорного) мероприятия профилактического визита, возможность отказа от которого контролируемым лицом в этом случае не предусмотрена.

Необходимо отметить, что осуществлениепредусмотренных статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 45 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, профилактических мероприятий(информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит) не ограничено.

Вместе с тем проведение в текущем году органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля внеплановых проверочных мероприятий допускается в исключительных случаях при условии согласования с органами прокуратуры либо по закрытому перечню оснований, не требующих  такого согласования.

Правительством Российской Федерации предусмотрено обязательное согласование с прокуратурой внеплановых проверок не только выездного характера, проводимых по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, но и в документарной форме (ранее в соответствии с федеральным законодательством согласования документарной проверки не требовалось).

В частности, прокуроры при решении вопроса о возможности согласования проведения внеплановыхконтрольных (надзорных) мероприятий оценивают наличие в представленных документах сведений о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера либо о фактах причинения такого вреда и возникновения чрезвычайных ситуаций указанного характера.

Наличие непосредственной угрозы наступления такого рода последствий определяется исходя из анализа конкретных обстоятельств, указывающих на нарушения обязательных требований и прямую причинно-следственнуюсвязь с возможным негативным влиянием на жизнь и здоровье граждан, безопасность общества и государства.

Подлежат согласованию с прокурорами внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.В связи с этим обращение должно содержать сведения о нарушении прав заявителя (заявителей) в жилищно-коммунальное сфере.

Внеплановая выездная проверка в связи с истечением срока исполнения предписания проводится исключительно по согласованию с прокуратурой и в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.При этом срок исполнения предписаний, выданных до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и действующих по состоянию на 10.03.2022, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контролирующий орган не позднее предпоследнего дня срока его истечения, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Проведение проверочных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (например, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование)не требует согласования с органами прокуратуры.

Также предусмотрена возможность проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без такого согласования:

по поручениям Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, либо поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

— при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);

— при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Кроме того, без согласования с органами прокуратуры возможно проведение внеплановых проверокпри наличии оснований,установленных пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с поступлением в контролирующий орган заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).

Вместе с тем ограничения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», не распространяются на организацию и проведение (осуществление):

— специальных режимов государственного контроля (надзора);

— режима постоянного государственного контроля (надзора);

— проверок (инспекций) в рамках федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Ослаблению карательной практики контролирующих органов содействует принятие Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым закреплен приоритет применения предупреждения в качестве меры административного наказания, определены особенности назначения административного штрафа в отношении юридических лиц, отнесенных к малым предприятиям, ограничена  возможность привлечения к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, за которое должностноелицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Кроме того, установлено, что в случае, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Указанные изменения федерального законодательства позволят снизить административную нагрузку на бизнес, будут способствовать укреплению ресурсного потенциала субъектов предпринимательской деятельности.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).