16 ноября в Ижевске состоялся шестой форум «Сделано в Удмуртии». Эта была первая оффлайн встреча после двухлетнего перерыва, когда форум проводился в онлайн или гибридном формате. В итоге на мероприятие собралось более 1,5 тысяч предпринимателей, самозанятых, управленцев и тех, кто только намерен открыть свой бизнес со всей республики. 

Яблоку буквально негде было упасть не только в нескольких залах, где выступали спикеры, но даже в коридорах отеля Cosmos. А значит, 1. сообщество соскучилось по крупным оффлайн-мероприятиям, 2. бизнеса и желающих им быть стало больше количественно, 3. жажду новых знаний не остановить очередью в гардероб. Об этом рассказал, открывая событие, Константин Сунцов

В нашем первом материале по итогам форума — ключевые высказывания основных спикеров форума (а всего на 6 площадках форума выступили порядка 50 спикеров за весь день).

Александр Бречалов, Глава Удмуртии:

«Придется привыкать к работе в состоянии на одной ноге и под порывами ветра»

Выступая на пленарной сессии форума, которая была посвящена теме «Что будет дальше?», отметил, что находясь «в точке идеального шторма», можно сделать только одно – «работать еще более активно, не тратить время на вздохи и гипотезы». При этом, он подчеркнул, что именно такие ситуацию заставляют искать новые, нетривиальные решения и резервы, новые пути, а не идти по «проторенной дорожке». 

Именно так сейчас действуют республиканские власти, в поисках новых способов поддержки бизнеса. Например, сейчас прорабатываются инструменты финансирования крупных проектов, таких как набережная. 

 «Чего точно не будет дальше — мы больше не будем искать дно. Достигли или не достигли? Когда мы уже начнем отталкиваться. Придется привыкать к работе в состоянии на одной ноге и под порывами ветра».

Константин Сунцов, Первый заместитель Председателя Правительства Удмуртии:

«20 назад был кризис информации — её негде было взять. Сейчас кризис выбора – знаний настолько много во всем, что важно сделать правильный выбор»

«Мы выбираем те важные крупицы, тех важных спикеров, которые сами являются практиками, и сами достигли каких-то вершин. На сегодня бизнесу, сравнивая с прошлыми периодами, гораздо проще. Есть дешевые деньги, есть доступные налоги без бюрократических бумажек, и есть достаточно обширный пласт знаний, которые можно взять бесплатно у нас в Корпорации развития», — пояснил он. 

Константин Котов, совладелец ООО «Смарт Сервис Лтд»:

«Не нужно уходить в изгойство или самоограничение»

Константин Котов выходил на пленарное заседание по видеосвязи из Москвы, где он вел переговоры, связанные с крупной сделкой. В октябре Котов стал известен по всей России как человек, чья совместная с Андреем Осколковым компания выкупает российские рестораны KFC. Бизнес планируется развивать под брендом Rostic’s, при этом почти все блюда меню и их названия будут сохранены (ренейминг ждет только четыре из них). Сделка должна быть закрыта уже до конца года.

Константин считает, что в сознании людей укореняются общеупотребимые вещи, и, в частности, многие блюда стали уже не национальными, а общемировыми – такие как роллы, гамбургеры, сэндвичи. Поэтому неправильным будет все оптимизировать, подводя под «русский корень», так как наша культура многогранна и впитывает в себя огромные базисы, пласты разных народов, разных этапов нашей жизни и нашей истории. По его мнению, не нужно уходить в изгойство или самоограничение, наш путь — развитие, открытость и проактивность.

Антон Ижболдин, управляющий партнер диджитал-агентства «Отдел»:

«Как раньше» уже не будет»

«Сегодня «наше все» — это… нет, не «Телеграм», несмотря на взрывной рост его популярности (для бизнеса площадка высококонкурентная и дорогая). Оптимально для продвижения сейчас подходят «ВКонтакте» и «Яндекс» — причем именно в симбиозе. Именно с их помощью можно увеличить «брендовый трафик», то есть просто известность компании. Да, нужно менять подходы, потому что как раньше уже не будет».

В своем двухчасовом выступлении Антон рассказал об «азах» продвижения, о том, какие вопросы предприниматель должен поставить прежде всего перед самим собой до того как начать выводить свой продукт на рынок. Основное – это, конечно, нужен ли вообще продукт потребителю, насколько он конкурентоспособен по цене и кто вообще этот потребитель.

Очень подробно он раскрыл и инструменты продвижения, прежде всего соцсети. Уходящий год, конечно, многое изменил в этой сфере: ту соцсеть, которая еще в феврале была наиболее популярной и удобной для достижения маркетинговых целей, сегодня даже и называть-то нельзя. Подходы к продвижению поменялись полностью.

Федор Овчинников, основатель сети пиццерий «Додо Пицца»:

«Если продукт сделан круто – он всегда найдет покупателя»

«Возможность есть всегда, неважно, какая бы ситуация ни была. Никто не мешает обогнать «Вкусно и точку», KFC, и раньше можно было обгонять. В принципе надо хорошо работать. Это сложно. Собственно, во многих бизнесах важна даже не идея, а реализация – насколько ты качественно сможешь организовать процессы, менеджмент. В этом нам нужно точно учиться».

Федор вышел на связь из Дубая, где открывает свою пиццерию и кофейню до конца года и участвует в большой международной конференции по общепиту.

«Додо пицца» работает в 16 странах, в том числе и в Восточной Европе. Кстати, надо сказать, что в странах Евросоюза его бизнес сохранился и сейчас. Но в части развития он больше смотрит на Азию и Африку (все-таки из 8 млрд человек на Земле в них живет 6) – не так давно сеть вышла во Вьетнам и Нигерию.

У компании большие планы по международному развитию, и по мнению бизнесмена, есть достаточно много стран, где можно развиваться. Он считает, что «есть рынки, куда уже бесполезно опаздывать, а есть те, куда еще можно опоздать».

Олег Вылегжанин, основатель компании «Центр высоких технологий»

«Серьезно возрастает ценность экспертности, и как следствие – образования»

 

«Всегда и в любой ситуации про IT-отрасль у нас принято говорить, что она растет – но рост может быть в разные стороны. Если раньше ее приоритетом был выход на глобальные рынки и, как следствие, массовость, то сейчас им стала, как и для любого бизнеса, стабилизация в рамках той экосистемы, в которой она работает.

Все выше становится приоритет суверенных технологий – а значит, серьезно возрастает ценность экспертности, и как следствие – образования, как закладывающего фундамент экспертности. Для IT-отрасли сейчас один из вопросов выживания – это насколько быстро и качественно удастся нарастить эту экспертность, которая необходима для развития собственных технологий и продуктов».

Игорь Билоус, директор Сарапульского электромеханического завода:

«Самая страшная вещь, которая может произойти с предпринимателем: тебе кажется, что ты не можешь проиграть»

На afterparty форума Игорь Билоус рассказал о том, как после нескольких бизнесов принял решение сосредоточиться на основном направлении – электроэнергетике. «Если умеешь ловить рыбу – то лучше купи еще одну удочку и лови больше рыбы». Так в 2018 году он оказался в ТОСЭР «Сарапул».

«Принял решение выйти на экспорт в Европу, стал резидентом СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области и в феврале этого года запустил там завод… Сейчас удалось как-то решить вопрос хотя бы с поставками из анклава в Россию: литовские перевозчики, несмотря на санкции, идут навстречу».

Поэтому, считает Игорь Билоус, даже если ты вкладываешься в то, в чем хорошо разбираешься, всегда нужно немного не верить в себя. Знать, что ты не обязательно победишь. «Но самое важное: когда ты думаешь, что ты проиграл, ты не проиграл! Ты рано или поздно выползешь, потому что предприниматель это такой человек, который выживает везде. Это только корова дохнет, когда пьёт плохую воду».

Ольга Созина, основатель компании «Ворота Плюс», руководитель комитета по развитию женского предпринимательства удмуртского отделения «Опоры России»:

«Проигрыш необходим для успеха»

В блоке «Бизнес по-женски» успешные предпринимательницы делились историями своего бизнеса и своими лучшими кейсами. Как пройти через формулу «то, что тебя не убивает, делает тебя сильнее» и увеличить оборот своего предприятия в 10 раз, рассказала Ольга Созина.  

Даже если проблемы валяться на голову, как снежный ком, нужно попытаться обмануть свой мозг, чтобы дать себе возможность справиться с ними сначала на психологическом и эмоциональном уровне. Для этого нужно смотреть на них с другого ракурса: если не можешь поменять ситуацию – поменяй отношение к ней. И тогда платежи по обременительному долгу можно превратить в инвестиции в свое дело. 

Сложности будут всегда. А чтобы добиться изменений в собственной голове, важно работать с собой, вкладывать в себя. В прошлом году на работу со своим мышлением и окружением, она потратила более 1 млн руб., тогда как раньше на обучение сложно было выделить даже 30 тысяч. Затратами на себя могут стать и работа с психотерапевтом, и тренинги, и возможность попасть в окружение к крутым и успешным людям. 

«Моё мышление стало абсолютно другим. Но я не смогла бы стать той, кем являюсь сейчас, без этих трудностей», — резюмировала она.

Ксения Стрелкова, предприниматель, независимый эксперт по продажам и психолог:

«Расширение мышления – это выбор человека»

Еще один спикер «Бизнеса по-женски» дала список «вредных советов» — 6 установок, от которых каждый уважающий себя предприниматель должен избавиться, чтобы не лишать собственный бизнес продаж и развития. 

№0. Мне не нужны никакие контакты людей

Всегда записывайте контакты – возможно уже завтра вам понадобиться тот или иной узкий специалист и партнер для нового проекта. И он уже будет у вас в телефонной книжке. Не сохраняя контакты, вы теряете возможности.

№1. Я знаю всё. 

Часто стыдно признаться в том, что чего-то не знаешь, или не понимаешь. Но это плохой путь – он мешает развиваться и создает вокруг слабое окружение. 

№2. Чтобы много зарабатывать, нужно много работать.

Установка, которая мешает делегировать и заставляет требовать от всех вокруг, тоже работать 24/7, чтобы в итоге приводит лишь к усталости и выгоранию. Собственник должен организовать систему и находиться над ней, чтобы видеть всю картину целиком. 

№3. Без меня не справятся.

Гиперконтроль приведет лишь к тому, что в вашей команде не останется людей, способных самостоятельно принимать решения. А значит, она будет потенциально слабой. 

№4. Вокруг одни конкуренты.

На самом деле, с конкурентами можно дружить, делиться опытом, развиваться, становиться партнерами и вместе захватывать рынки. Расширятся более продуктивно, чем удерживать границы. 

№5 Либо идеально — либо никак.

Ад перфекциониста. Сколько крутых продуктов похоронено только потому, что предприниматель посчитал, что они не достаточно хороши. Пока вы думаете, кто-то уже хакнет систему, заработает, и пойдет искать новую нишу. Делайте минимальный продукт, тестируйте его и действуйте.

Владимир Макаров, основатель международной сети пекарен «Настоящая пекарня» и сети ресторанов «Кинза»

«Что такое франшиза на самом деле? Большой детский сад!»

«У меня сейчас очень много запросов – помогите мне открыть франшизу. А у меня на это всегда один совет. Я его взял у индейцев. Прежде чем что-то сделать, нужно провести обряд «нахуа?». 

Его франшизная сеть достигает порядка 500 точек под руководством управляющей компании, в которой работают 40 человек. «Франшиза на самом деле — это большой детский сад, который целыми днями бегает за тобой», — объясняет он. Она требует не намного меньше времени, чем бизнес под собственным управлением. А вот денег реально приносит меньше. Поэтому он принципиально не намерен, например, продавать под франшизу ресторан «Кинза».  И настоятельно рекомендует подумать, прежде чем развивать свой бизнес в этом направлении. «Я могу с одного ресторана, который сам открою, зарабатывать 3 млн. руб, а если откроет франшизный партнер, я буду зарабатывать 250 тысяч в месяц». 

Также на afterparty форума «Бизнес без купюр» Владимир Макаров рассказал историю своего главного «провала» и объяснил, почему всегда важно вовремя остановиться. 

Подробнее об этом, и других советах, размышлениях и рекомендациях главных спикеров форума, вы сможете прочитать  на страницах нашего журнала и в дополнительных материалах на нашем сайте, которые будут выходить в ближайшие дни. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).