ФНС отмечает рост интереса бизнеса к такому инструменту, как налоговый мониторинг, в 2024 году им планируют воспользоваться порядка 130 компаний из 20 отраслей. Сам бизнес не спешит воспользоваться предложением перейти на НМ, пытаясь изучить опыт тех, кто уже наладил с ФНС более оперативную коммуникацию. Из плюсов инструмента называется прогнозируемость налоговой нагрузки, снижение рисков доначислений, из минусов – постоянный контроль со стороны ФНС. Эксперты помогают разобраться, стоит ли бизнесу воспользоваться механизмом.  

Тимур Фатыхов, ведущий юрист компании Юридическая группа «Совет», Ижевск:

— Налоговый мониторинг может стать хорошей альтернативой привычному налоговому контролю в виде выездных и камеральных налоговых проверок. Постараемся разобраться, в каких случаях его действительно стоит применять, а когда лучше использовать стандартную схему взаимодействия с налоговыми органами.

Законом установлены следующие требования к налогоплательщику – субъекту налогового мониторинга: общая сумма налогов за год – не менее 100 млн руб.; совокупный объем доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности за предыдущий год – не менее 1 млрд руб.; совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего календарного года – не менее 1 млрд рублей.

Для того чтобы перейти на налоговый мониторинг, нужно подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту нахождения организации. Заявление подается не позднее 1 сентября года, предшествующего году начала применения данного контрольного инструмента.

Вместе с заявлением подаются: регламент информационного взаимодействия; информация об организациях и физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в компании; учетная политика за год, в котором подается заявление; документы, которые регламентируют внутреннюю систему контроля организации.

Налоговый мониторинг подменяет собой привычные методы контроля – в период проведения налогового мониторинга в отношении налогоплательщика не проводятся выездные и камеральные налоговые проверки. Вместо этого организация в режиме реального времени предоставляет налоговым органам доступ к данным своего налогового и бухгалтерского учета, к первичным документам. Налоговый орган, в свою очередь, в режиме онлайн может указать налогоплательщику на ошибки в учете и начислении налогов.

Дополнительно в рамках налогового мониторинга налогоплательщик может задать вопрос ФНС по неясным для него моментам учета, исчисления и оплаты налогов – служба должна в ответ на это предоставить мотивированное мнение.

Плюсы механизма:

— Упрощение налогового и финансового планирования. В случае ошибки или неточности исчисления и оплаты налогов налогоплательщик «реактивно» получит ответ от налогового органа – информацию о необходимости устранить ошибку, причем требование будет касаться только текущего календарного года. Плюс в том, что не возникнет ситуаций, когда налогоплательщику приходит требование о необходимости уплатить налоги, штрафы, пени за предшествующие 3 года, как это обычно происходит в рамках выездных налоговых проверок.

— Возможность получения мотивированного мнения налогового органа. Как уже отмечалось, налогоплательщик может получить обоснованный ответ от налогового органа по волнующим вопросам, причем такое мнение будет получено мобильно, а также будет обязательным и для самого налогового органа. По общим правилам (вне рамок налогового мониторинга) налогоплательщик может обратиться с подобным запросом в ФНС, однако нет никаких гарантий того, что контрольный орган даст такие разъяснения.

— В период применения налогового мониторинга не проводятся камеральные и выездные налоговые проверки организации.

Минусы механизма:

— Постоянный характер процедуры. В рамках НМ налогоплательщик постоянно находится «под колпаком» налоговой службы, ему приходится в рамках любой гражданско-правовой сделки максимально соблюдать все требования действующего законодательства. Налоговый орган в любой момент может прислать мотивированное мнение о необходимости устранить ошибки в учете и исчислении налогов, не дожидаясь окончания календарного года.

— Отсутствие сформированной судебной практики по неоднозначным ситуациям. Это может служить поводом для неоднозначных решений со стороны судебных органов, если налогоплательщик решит обжаловать действия налоговой службы.

— Слишком высокий порог требований.

Вывод: налоговый мониторинг – хороший вариант налогового контроля для крупных организаций, которые готовы соблюдать все требования законодательства.

Также подобный инструмент может быть интересен компаниям, регулярно сталкивающимся с ситуациями, которые не вполне детально урегулированы  законодательством и разъяснениями высших контрольных налоговых инстанций. Таковыми, например, являются сферы, связанные с НДС, а также ИT-отрасль.

Антон Беренцев, директор продукта ELMA365 Налоговый мониторинг, Ижевск:

— Компании не спешат с переходом, правильно ли делают? Не всегда. Общий тренд развития взаимодействия с государством – цифровой. Поэтому откладывание процедуры подключения не отменит самого перехода на цифровую работу, а переведет компанию в разряд «долго думающих». Ранний переход на НМ дает два больших преимущества: открытый диалог с налоговым органом, содействие с его стороны; наведение порядка в документах и учете компании.

Например, наш клиент существенно ускорил работу со своими клиентами за счет цифровизации архива и бОльшего процента юридически значимого ЭДО. Все это стало следствием подготовки к НМ, без решения этих задач налоговый мониторинг стал бы вторым налогом.

В планах у законодателей – расширение обязательности применения НМ для лиц, которые получают от государства поддержку, и снижение суммовых критериев.

Ещё несколько слов о преимуществах, которые получают компании: сокращение периода налоговой проверки (вместо 36 месяцев будет 21 месяц); более четкий и осознанный контроль операций (а значит, снижение налоговых рисков при определении налоговой базы); ускорение процессов за счет цифровизации (НМ требует цифровизации финансового архива, четкой связи операций и документов оснований, продуманных регламентов контрольных процедур); ускоренное возмещение НДС и акцизов.

Основной риск у компаний один – рост затрат на взаимодействие с налоговым органом (расходы на подготовку документов по требованиям, если они не были приведены в порядок до вступления в НМ).

Именно поэтому я говорю о целесообразности вхождения в НМ с «запасом» по времени, не в последних рядах, это дает возможность и время оцифровать, автоматизировать работу в рамках НМ.

Как составить и подать «дорожную карту» своей компании? К НМ нужно относиться как к комплексному проекту, он включает:

— подготовку формальных документов (регламент информационного взаимодействия, дорожная карта и т. п.);

— актуализацию процессов и внутренних локальных актов;

— цифровизацию документов и автоматизацию процессов;

— подготовку ИТ-системы по требованиям регулятора.

Игорь БЕРКО, ведущий аналитик в области реализации крупных проектов ИТ-интегратора Первый Бит, Москва:

— Помимо крупнейших налогоплательщиков, механизмом могут воспользоваться:

— участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Согласно №226-ФЗ от 28.06.2022, участник СЗПК должен вступить в налоговый мониторинг в течение трех лет или отказаться от СЗПК. На них суммовые критерии не распространяются;

— участники промышленных кластеров с СПИК. НК РФ предусматривает необязательность выполнения условий для вступления в налоговый мониторинг.

В 2023 году внесен законопроект о возможности перехода без учета суммовых критериев для резидентов ТОЭР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ и особой экономической зоны.

У данной формы налогового контроля есть очевидные преимущества. Это в том числе снижение количества исков, штрафов и пеней по вопросам налогообложения, повышение уровня доверия со стороны налоговых органов, снижение затрат на сопровождение мероприятий налогового контроля, сокращение объема истребуемых налоговым органом документов.

Однако организации стоит рассмотреть возможную отсрочку вступления в мониторинг, если она не готова к переходу методологически или технически.

На мой взгляд, стоит учитывать следующие особенности работы в режиме НМ: постоянный удаленный контроль со стороны ФНС, большие временные и финансовые затраты по подготовке и переходу, высокие требования к системе внутреннего контроля, серьезная нагрузка на ИТ-инфраструктуру компании, обязательность выполнения мотивированного мнения (если оно не было удачно оспорено в ходе взаимосогласительной процедуры).

Нельзя дать однозначный ответ на вопрос, стоит ли переходить на налоговый мониторинг. Всё зависит от конкретной ситуации и особенностей бизнеса.

В целом переход на налоговый мониторинг – длительный процесс, он требует от компаний высокой степени прозрачности информации для налоговых органов, готовности к активному взаимодействию с ними в режиме реального времени, серьезной подготовки ИТ-инфраструктуры и доработки системы внутреннего контроля.

Ирина Вязигина, старший партнёр компании RUSTAX, руководитель направления «Налоговый мониторинг», Москва:

— Основная задача НМ – мотивация компаний на соблюдение законодательства и прозрачность ведения бизнеса.

В 2024 году предусмотрено снижение суммовых критериев, к налоговому мониторингу могут присоединиться компании с общей выручкой и стоимостью чистых активов в 800 млн рублей, суммой налогов – более 80 млн рублей.

К основным преимуществам налогового мониторинга можно отнести сокращение трудозатрат на сопровождение налогового контроля, снижение рисков начисления штрафов и пеней, а также улучшение качества внутреннего контроля в компании за счет повышения автоматизации учетных систем.

В то же время переход на налоговый мониторинг – масштабный и сложный проект, требующий финансовых затрат и специальных знаний. Компаниям необходимо внедрить архитектуру автоматизированных решений для целей налогового мониторинга, оценить работу системы внутреннего контроля, разработать дорожную карту, собрать пакет документов. Для этого требуется привлечение большого числа технических специалистов, а также внешних консультантов для методологической поддержки.

В целом срок реализации всех мероприятий до момента вступления в налоговый мониторинг – 10-12 месяцев.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).