Нестабильная обстановка в стране и мире вызывает стресс и страх неопределенности в будущем. Низкий моральный дух сотрудников может оказывать крайне негативное влияние на корпоративную культуру компании. О том, как избежать «эмоционального выгорания» на работе объясняет психолог-консультант, кандидат психологических наук Сергей Субботин. 

Заметное снижение работоспособности и мотивации к работе на фоне ярких (неважно, положительных или отрицательных) политических событий имеет, как минимум, две причины.   

Во-первых, замечательно работает свойственная всему живому установка на минимизацию усилий. Иными словами, использование любых поводов для сокращения ресурсов — денег, труда, времени, ответственности. Человек охотно подхватывает события, которые «позволили» бы ему отказаться от каких-либо обязательств и интерпретирует их как своеобразную индульгенцию на отмену этих обязательств. Ливень, снегопад, мороз, зной, новый указ Путина — как будто подсказывают человеку (разумеется, не каждому) возможность почувствовать себя зависимым, регрессировать в дошкольное детство и, следовательно, попытаться избавиться от самого неприятного в жизни — ответственности и обязательств. Как в шутке: «Зачем я смотрю новости? А вдруг что-то такое случилось, что на работу идти не надо…».

Во-вторых, у многих работает описанная психологом А. Эллисом иррациональная идея о том, что любая сильная эмоция снимает с человека личную ответственность за свое поведение. «Я наделал глупостей, потому что был расстроен/в сильном стрессе/разозлился и т.д. и т.п.». Эмоция, как стихийное бедствие, не зависящее от твоей воли, как будто оправдывает все и вся. Увы, это не так. Человек и есть автор своих эмоций, а тем более, решений. Чаще всего.

Что делать руководителю:

  1. Руководителю в коллективе важно напомнить своим подчинённым, что есть обязательства и правила. Работа есть работа, и она должна выполняться. 
  2. Самому руководителю не стоит принимать участие в политических дискуссиях и, тем более, не развязывать их. Коллектив успокаивается от стабильно исполняемых рутинных дел. 
  3. Отложите политические дискуссии хотя бы на месяц, так как наша первая реакция всегда эмоционально-шаблонная. Люди повторяют лозунги и не размышляют о событиях. Осмысление приходит позднее, и когда включится эта рациональная часть, уже можно подискутировать. Человек не в состоянии принимать решения, если он поддаётся исключительно эмоциям.
  4. Сами ловите себя на описанных выше рефлексах и не увеличивайте панику и/или вражду в коллективе. Адаптируйтесь к новым обстоятельствам и внушайте оптимизм, несмотря на этот колоссальный соблазн объяснить свои возможные неудачи внешними причинами (в этой ситуации санкциями). Стоит принять тот факт, что некоторые ситуации необратимы и эффективно работать надо в новых условиях. 

Есть две главные причины «эмоционального выгорания» на работе: страх неопределенности в будущем и чувство несправедливого обмена. Четкая стабильная система начисления зарплаты и прочих вознаграждений, определенный срок ее выплаты, своевременное информирование сотрудников о меняющихся условиях — это минимально то, что следует делать руководителю для сохранения устойчивости и эффективности своих сотрудников.