Семён Теняев на российском IT  рынке известен как основатель финансового маркетплейса ВБЦ и первой деловой в России соцсети TenChat. Сегодня количество пользователей интернет-площадки для делового сообщества приближается к 3 млн пользователей. Предприниматель и инвестор рассказал «Деловой Репутации», какие тренды существуют в развитии соцсетей и продвижении персон и продуктов  и как отличить блогера от инфомошенника.

Семён, какие тренды развития соцсетей вы можете отметить?

– Интересную тенденцию мы заметили при анализе аудитории TenChat. Когда мы позиционируем себя в качестве первой деловой соцсети России, то понимаем, что один из сегментов пользователей – это представители власти, предприниматели, генеральные директора компаний. Второй тип аудитории – профессионалы, начиная от разработчиков и заканчивая дизайнерами, строителями, инженерами. Отдельная категория – самозанятые и фрилансеры. Но что примечательно, в соцсети активно регистрируются подростки от 15 лет и студенты. Это молодые люди, которые ищут бизнес-команды, предлагают услуги, впервые участвуют в тендерах. Проактивная молодежь, которая начинает зарабатывать деньги, – это наша мега-аудитория.

Соцсети сейчас двигаются в сторону двух крайностей. Первая   – создание на одной площадке как можно большего количества полезных функций, помогающих пользователю увеличить социальный или финансовый капитал.

Вторая – развитие по концепции Tik Tok и различных площадок, направленных на быстрое потребление развлекательного контента. Однако сегодня многие подобные соцсети кажутся молодым российским пользователям архаичными, неинтересными и бесполезными. Вред потребления пилюль быстрого удовольствия, как это ни удивительно, первыми осознали не представители взрослого поколения, а молодёжь, которая заявляет о бессмысленности такого контента.

Мы поддерживаем этот тренд и стремимся изменить взгляд на пользу соцсетей в России – приучаем к тому, что социальная сеть должна быть не площадкой для бессмысленного потребления контента, а инструментом улучшения экономического состояния каждого, кто ей пользуется. Эту историю можно рассматривать как лайфхак для создания соцсетей, ориентированных на постоянный рост спроса. Деньги нужно зарабатывать всем всегда, а деньги – это и деловые связи, и репутация.

– Нет ли опасений, что TenChat будут считать копией Linkedin, как в своё время ВКонтакте был копией Facebook*?

– Я считаю, в сложившейся ситуации иногда не стыдно копировать инструменты и части концепции у иностранных коллег. Например, китайские производители авто несколько лет назад начали с полного копирования и пришли к захвату большой доли рынка. Более того, с полностью отечественным продуктом на наш рынок заходить сложнее – в РФ одной из причин недоверия к компании может быть факт того, что она российская. Такого нет в Европе или Китае. 

Разумеется, в мире существуют похожие деловые соцсети, у себя мы собирали уникальную модель с точки зрения отстройки от других площадок. Это позволяет нам получить для общения знаковых персон: главных врачей, музыкантов, научных деятелей, разработчиков, министров. Например, проект сильно поддержал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Игоревич Шадаев, наравне с главами отдельных субъектов. Придя к нам, значимые личности начали публиковать авторский контент, тем самым демонстрируя доверие к площадке. Сегодня в TenChat заходят блогеры-миллионники. Что интересно: в других соцсетях они воздействуют на аудиторию классическими способами, а здесь ищут новые профессиональные контакты и встречи. По сути, мы собираем у себя самую продвинутую аудиторию, меняя парадигму общения внутри отдельной соцсети. Это можно сравнить с поведением людей в разных локациях города: в парке вы развлекаетесь, в банке – решаете финансовые задачи.

– Какие сейчас существуют тенденции продвижения без таргетированной рекламы?
– С этой точки зрения большим трендом становятся объединения нового формата и нетворкинг внутри профильных сообществ. Люди в онлайне и офлайне пересоздают профсоюзы (но уже без регламента) и заводят качественные деловые связи внутри них, увеличивая масштаб влияния.

Абсолютный антитренд продвижения  – бездумные рассылки. Сами мы не хотим спам получать, а отправляем его с удовольствием. Простая рекомендация: поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. Если вы пишете рассылку из 1000 сообщений с CTR 0,2%, значит, нужно уделить внимание анализу аудитории, выбрать пять профилей, которым вы отправите индивидуальные и эффективные сообщения. Достаточно с уважением и интересом к читателю написать о своих предложениях, и показатели улучшатся.

– Как вы относитесь к инфоблогерам и инфомошенничеству? Есть ли на площадке механизмы для предотвращения работы обманщиков?

– Мошенники и блогеры – абсолютно разные люди. Блогеры умеют классно формулировать и доносить визуальный, текстовый контент, управлять аудиторией. Они, по сути, являются некими психологами для сотен тысяч или миллионов людей, и ничего плохого в этом нет.
Инфомошенники – это люди, которые не имеют достаточных навыков, опыта или компетенций для освещения темы, но утверждают обратное или обещают заранее невозможный результат. Когда человек пытается заработать на том, в чём является экспертом, – не зазорно. А вот когда он в профиле у себя пишет, что поможет сделать выручку в 100, 500 раз, это более чем странно. Чтобы миллиардной компании удвоиться, пять лучших топ-менеджеров год работают круглосуточно. Поэтому, если девушка 22 лет обещает, что поможет за месяц утроиться любой компании, остаётся только догадываться, кто её родители. Мы такие истории блокируем, чтобы человек не разочаровывался в площадке и бизнесе в целом, но стараемся не торопиться с принятием решения, давая возможность проявить себя тем, кто на самом деле является экспертом.

*Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).