Своё «детище» всегда хочется обеспечить лучшими вводными для роста и развития. Поэтому налоговая миграция бизнеса – тема активно обсуждаемая. Действительно ли настолько хорошо там, где нас сейчас нет? И что нужно учесть при переезде, если он необходим? Попробуем разобраться при помощи профессионалов – юристов Марата Хазиева и Николая Лазарева.

В сторону не очень дальних, но «тёплых» краёв заглядывается отечественный бизнес. Современная экономическая ситуация мотивирует предпринимателей искать новые пути снижения издержек, один из них – уменьшение налоговой нагрузки за счёт выхода в новые регионы. В Удмуртии экономический климат с каждым годом тоже становится всё более привлекательным. К примеру, у нас до 2027 года включительно действует льготный период пониженных налоговых ставок для применения организациями и ИП, которые перерегистрировались в республику из других регионов, и для тех, кто вернулся обратно. Кроме того, в Сарапуле и Глазове созданы ТОСЭР, их резиденты, в том числе и на общем режиме налогообложения, получают налоговые преференции. Таким образом, стартовать с бизнесом или продолжить развивать начатое дело в республике для МСП – выгодно. Но если текущие бизнес-задачи требуют переезда в регион с определёнными налоговыми условиями, самое главное – изучить юридические нюансы данной процедуры.

Переезд – дело тонкое

Переезд бизнеса в новый город зачастую – масштабирование, новые возможности для развития, успеха. Но если предприятие меняет «прописку» только с одной целью – получить налоговые льготы, а по факту бизнес остаётся в домашнем регионе, оно рано или поздно попадает в поле зрения ФСН. В результате экономия средств, которая ставилась изначальной задачей, может вылиться в расходы по оплате доначислений.

Николай ЛАЗАРЕВ:

– Налоговые инспекторы могут доказать, что регистрация предпринимателя на данной территории формальная. К примеру, изучается биллинг мобильного телефона, чтобы установить, из какого региона ведутся звонки. Проверяются IP-адреса, с которых отправляется отчётность и осуществляются платежи. Собирается информация о том, где открыты банковские счета, откуда осуществляются транзакции с банковской карты. Помимо этого, используются допросы соседей, старшего по дому, самого предпринимателя – всё это служит доказательством того, что единственной целью переезда явилась налоговая экономия.

Марат ХАЗИЕВ:

– Налогоплательщики уверены: область, куда они переехали, не будет лишать льготного режима резидента, платящего отчисления в местный бюджет. Но напомню, что налоговые органы – это федеральная структура, действующая в масштабах страны. Поэтому данное утверждение изначально ошибочно. И если собственник принимает решение о смене места жительства бизнеса, то все его шаги должны быть продуманными и юридически грамотными.

Советы юристов:

1). Узнайте особенности налогообложения и экономического климата в точке «Х». В одних регионах льготная ставка УСН 1% действует для перерегистрированных компаний, в других – только для вновь созданных.

2).  Заранее подумайте о том, чем займётесь. Не может быть такого, чтобы предприниматель был зарегистрирован в Кирове, его вид деятельности – аренда недвижимости, а всё имущество находилось в Ижевске. Во избежание претензий со стороны ФСН нужно осуществлять деятельность (например, приобрести объект и также сдавать его в аренду) в Кирове.

3). Обеспечьте доказательства своего пребывания на новой территории: карты, покупки и т. д. Несколько раз в год совершайте поездки туда на поезде, самолёте, сохраняя билеты. Все передвижения легкового автомобиля легко контролируются при помощи системы «Безопасный город». Учитывайте этот факт, если придётся подтверждать в ФНС, что путешествовали на собственном транспорте.

Николай ЛАЗАРЕВ:

– В случае переезда бизнеса нужно учитывать множество факторов, вплоть до логистики. К примеру, путь до Курганской области займёт в разы больше времени, чем до Карелии. Мы знаем характеристики каждой территориальной юрисдикции, делимся ими с клиентами, и зачастую за счёт этого они получают дополнительные импульсы для развития своего дела. К примеру, осваивают новые бизнес-процессы, открывают представительства в городах, запускают франшизы и так далее.

Курс – на Москву

Ещё один яркий тренд налоговых «путешествий» – Москва. У каждого для этого свои причины. Но чтобы один переезд не стал равен двум пожарам, расскажем, как провести его максимально грамотно. И главное – чтобы избежать лишних вопросов со стороны налоговых органов, которые зачастую совсем не рады чужакам.

Марат ХАЗИЕВ:

– Каждый случай индивидуален, но из базовых советов – оплачивайте аренду офиса по безналичному расчёту. Расскажите собственнику помещения, что речь идёт не о создании новой фирмы, а о миграции существующего бизнеса, вследствие чего налоговая инспекция может оказывать на арендодателя давление. Это необходимо для того, чтобы он в последний момент не отказался от сделки. Также нужно соблюсти атрибутику бизнеса: наличие вывески, навигационных табличек, если помещение сложное по маршрутизации. В офисе должны быть стул, стол, рабочие документы и, естественно, работник. Проинформируйте охранника и почтовую службу о своём местонахождении по данному адресу. Не повредит личный визит в налоговую инспекцию.

Кто предупреждён…

Несмотря на то, что переезд компании и её постановка на учёт в новой налоговой инспекции не противоречат закону, налоговики могут отказать в регистрации по надуманным основаниям, приостановить её на месяц или взять «новосёлов» под особое внимание. На что стоит обратить внимание, чтобы желанная релокация не привела к нежеланным судебным разбирательствам?

Советы юристов:

1). В Москве создана единая информационная база, где собраны все собственники, сдающие помещения в аренду. Если человек, с которым вы заключили договор, не подал о себе сведения в данный ресурс, вам будет отказано в регистрации предприятия.

2). Учитывайте, что переезд не исключает риск выездной проверки со стороны новой налоговой инспекции.

3). Не забывайте, что в данном случае существует реальный риск выездной проверки и со стороны инспекции, где компания изначально находилась на учёте.

Переезд – всегда непросто: хорошо подумайте, прежде чем принять решение. Проконсультируйтесь с опытными специалистами относительно юридических тонкостей. Оцените географическое расположение региона, установленные связи и контакты – там, где живёшь, где люди близки по менталитету, строить бизнес всегда проще. И не забывайте: право на компенсацию налоговой ставки налогоплательщик имеет за весь текущий год. А значит, до декабря 2023 года у предпринимателей есть отличная возможность обдумать, где жить лучше, и, вполне возможно, остаться/вернуться развивать экономику Удмуртии. 

г. Ижевск, ул. Ворошилова, 4а, 2 этаж, офис 4

Тел.: +7-922-680-99-72, +7-922-682-39-33, +7 (3412) 97-14-51

Реклама. Рекламодатель Адвокатский кабинет Хазиева Марата Ильдусовича. Erid: 2Ranymq2H3e

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).