Уже больше месяца в России заблокированы Facebook* и Instagram*. Поскольку вероятность возвращения к прежним реалиям снижается с каждым днём, разбираемся: как можно и как нельзя рекламироваться в запрещённых соцсетях и чем, с юридической точки зрения, грозит использование VPN-сервисов.

Владимир Балакин, президент «Национальной Ассоциации Комплаенс»:

– С марта 2022 года социальные сети Instagram и Facebook в России признаны экстремистскими. Пользоваться ими можно, но с некоторыми ограничениями.

Согласно антиэкстремистскому законодательству, к ответственности можно привлечь за заказ платных услуг у Meta* (материнская компания Facebook*, Instagram*), в том числе и рекламу, и осуществление каких-либо платежей непосредственно, напрямую в адрес корпорации, публичную демонстрацию ее логотипа. Запрещаются любые денежные транзакции этим компаниям. Приобретение рекламы непосредственно у Meta* и ее «дочек» могут признать финансированием экстремистской деятельности, за что грозит уголовная ответственность (ст. 282.3 УК РФ).

Но заказать рекламу у конкретного блогера все еще можно, так как вы получаете услугу от конкретного лица и непосредственно площадку никак не финансируете. Сейчас достаточно активно люди в этих соцсетях дают рекламу и занимаются пиаром. Очевидно, если с блогером при этом заключаются соглашение или договор о рекламных услугах, в документе не может быть прописана конкретная площадка из тех, что признана экстремистской — это будет нарушением.

Пользователи рискуют получить наказание за публикацию запрещенных законом материалов в этих соцсетях или за посты, которые власти могут посчитать экстремистскими. Также стоит отметить, что сотрудникам Meta* в России грозит преследование по ст. 282.2 УК РФ – участие в деятельности экстремистской организации.

Любая публичная демонстрация символики соцсетей — на сайте, на дверях кафе, на автомобиле, в соцсетях, визитках — будет основанием для привлечения к административной ответственности. При любом упоминании компаний в СМИ обязательно необходимо ставить пометку о том, что организация признана экстремистской на территории РФ.

Ответственности конечных пользователей за использование VPN не предусмотрено. Сегодня никакой ответственности за вход в любую из заблокированных соцсетей нет, как и за использование технологии VPN или прокси-серверов. Незаконными могут быть признаны некоторые действия, которые вы делаете с применением VPN (к примеру, нелегальная торговля оружием в интернете), при этом они не имеют ничего общего с самой VPN.

Елена Линник, заместитель директора Юридической компании «ПАРИТЕТ», юрист в сфере гражданского права: 

– Законодательство действительно  не запрещает покупать рекламу у блогеров в заблокированных соцетях (по крайней мере, пока). А вот таргет на запрещенных площадках уже под запретом, поскольку финансирование компании, признанной экстремистской, может являться основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Запрета сидеть в заблокированных соцсетях при помощи VPN-сервисов на данный момент нет, однако, от публичных призывов к скачиванию данных сервисов для того, чтобы обойти блокировки, следует воздержаться, поскольку есть риск привлечения к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 280 УК РФ за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (предусматривает до 5 лет лишения свободы).

Всем компаниям, которые имели на своих сайтах или визитках логотипы запрещенных соц. сетей, необходимо их убрать, поскольку размещение логотипа организации, признанной в РФ экстремистской, на товарах или в рекламных целях (на сайтах, визитках, пакетах) – недопустимо, поскольку, согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» понятие экстремизма включает в себя использование атрибутики или символики экстремистских организаций.  

Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner:

– Теперь в социальные сети платформы Meta нельзя попасть без VPN. Трафик упал на 30%. Поэтому сейчас многие блогеры сильно уронили цены на рекламу. Рынок инфлюенс-маркетинга стал намного более приемлемым с финансовой точки зрения, потому что аудитория блогеров сократилась и сами лидеры мнений перешли на российские аналоги — ВКонтакте и Telegram. Это тенденция по большей части коснулась регионов России — люди, которые живут не в столице не очень хотят использовать VPN, особенно платное, чтобы заходить в Facebook* или Instagram*. Если для москвичей стоимость 5-9 тысяч рублей в год за платную подписку на VPN не так критично, то в регионах зарплаты намного ниже.

Рынок рекламы у блогеров в Facebook* и Instagram* на 80% серый — оплата проходит либо наличными «в конверте», либо через ИП инфлюенсера, либо он самозанятый. Как правило, блогеры в документах не указывают, что оплата идет за рекламу в социальных сетях. Поэтому при оплате нет никаких доказательств, что клиент заказал у инфлюенсера именно интеграцию своего бренда. Конечно, есть возможность договориться с блогером на указание услуги «консультирования» в договоре, — формально вы платите за это, а на самом деле он выкладывает рекламу. Существует много способов обхода, и обнаружить их практически невозможно, нигде не фигурирует, что оплата прошла за рекламу на платформах Meta*.

Нихад Касумов, специалист в сфере правового консалтинга:

– Укажем кратко, что можно и нельзя делать на своем сайте или производимых продуктах, рекламных товарах. Согласно последним постановлениям:

— нельзя размещать в них экстремистские материалы (этот запрет существовал всегда);

— нельзя пользоваться рекламой путем запуска промоакций в личных кабинетах (запрет не относится к рекламе товара или услуги с помощью услуг другого пользователя (например, блогера) и при оплате за рекламу самому пользователю);

— нежелательно держать акции запрещенного холдинга, так как покупка таких акций могут при худшем сценарии признать финансирование экстремисткой деятельности;

— нельзя указывать нигде на визитках, футболках, продукции ссылки на запрещённые социальные сети. Упоминать эти организации в негативном ключе с указанием в скобках, что они экстремистские, можно, но это требование больше относится к средствам массовой информации (ст. 4 ФЗ «О СМИ»);

— нельзя изготавливать визитки, плакаты, футболки, кружки и другие материалы с символикой этих социальных сетей.

— Если материалы, которыми делятся пользователи не содержат запрещенных материалов, и они делятся ими не публично (не на своей странице, не в группе или беседе со множеством участников), то наказания за это нет. Грубо говоря, отправить друг другу в Instagram* видео с котиками не возбраняется.

Однако общение с покупателями через WhatsApp не запрещено. Тут можно дословно процитировать резолютивную часть решения Тверского районного суда г. Москвы от 21.03.2022: «Настоящее решение не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp компании Meta* ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации».

*Instagram и Facebook (Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ).

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).