В Удмуртии действуют более 60 благотворительных проектов, созданных для помощи детям, животных, людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. В каждый из них ежегодно жертвуют тысячи людей, желающих внести вклад в улучшение жизни других. Чем обусловлено желание вложиться в благотворительные проекты? И стоит ли рассказывать об этом окружающим? Эксперты рассказали «Деловой Репутации» о природе благотворительности и разумном подходе к её демонстрации.

Сергей Субботин, психолог-консультант, кандидат психологических наук:
— Может показаться, что потребность участия в благотворительности противоречит биологическому эгоизму человека. На самом деле акту альтруизма всегда сопутствует обмен. Отдающий человек получает вознаграждение на разных уровнях: от примитивного до высокого.

Например, если учитывать, что цель любого человека – это достижение уважения и самоуважения в конкретный момент времени, то мы увидим, что на базовом уровне благотворитель получает удовлетворение от поднятия имиджа. На более высоком уровне человек обретает новый образ себя, становится благороднее в своих собственных глазах.

Существует и эзотерико-практический взгляд на благотворительность: люди полагают, что любое добро возвращается. Кто-то верит в карму. Ряд людей считает, что с помощью благотворительности можно расплатиться за грехи.   

Самый высокий смысл альтруизм обретает, когда человек понимает, что не так важно, как именно вернётся добро, которое он сделал. Важно, что лучше стал мир, в котором он живёт. Например, наши бабушки садят цветы на клумбы перед домом – вкладывают свой труд, потому что хотят жить в мире, где люди стали добрее благодаря окружающей их красоте.

В этом случае мы сталкиваемся с самой высокой формой эгоизма – когда «я» превращается в «мы». Существование подобной формы осознания себя зависит от социальных привычек человека. Например, в 90е «мы» значило меньше, чем «я» и каждый член общества был сам за себя.

Мне кажется, любая благотворительность хороша, вне зависимости от того, о благах какого уровня думает человек. Место имеет и демонстрация добрых поступков, несмотря на то, что публичность противоречит посылу Библии «творить милостыню тайно».

Человек, который сделал добро по высоким мотивам, является образцом. Подобный подход нужно возводить моду, и об этом нужно говорить. Безусловно, некоторые люди осуждают публичную благотворительность. Но чаще осуждение происходит, когда демонстрация приобретает форму самолюбования. Люди не прощают подобных проявлений эгоизма. Поэтому если благотворители будут транслировать призыв помогать другим, а не любоваться собой на всеобщее обозрение, это повлияет на восприятие людей и поможет избежать львиной доли критики. 

Светлана Александрова, создатель женского бизнес – сообщества «Деловая среда»:
— Желание помочь другим людям – такая же естественная потребность, как желание иметь крышу над головой, любить быть любимым. В определённый жизненный момент, когда «закрыты» все базовые потребности, мы чувствуем, что помощь другим сделает комфортнее и нашу жизнь. Именно тогда различные фонды помогают реализовывать эту потребность и вовлекать в благотворительность людей, улучшая жизнь как тех, кто помогает, так и тех, кто нуждается в помощи.

В этой ситуации выигрывают все. Поэтому, на мой взгляд, о благотворительности необходимо говорить. Нужно рассказывать о фондах, популяризовать саму идею благотворительных акций. Конечно, существует выражение «Сделал добро —  убегай», и ряд людей осуждает демонстрацию проявлений подобного альтруизма.  Но я считаю, что критикуют те, кто не может позволить себе оказать другим помощь. Но помогать можно не только деньгами, но и делом. И если человек хочет рассказать о благотворительности, то его необходимо поддержать — возможно, кто-то захочет последовать его примеру.  

Когда акт благотворительности – перечисление денег, то встаёт щекотливый вопрос надёжности фонда. Мы знаем большое количество примеров нецелевого использования средств кураторами  и учредителями фондов. Поэтому для себя я решила работать с фондами, собственники которых – мои знакомые. Также для меня важно, чтобы учредители лично вкладывали деньги в благотворительные проекты.  

Но самая ценная помощь заключается далеко не в деньгах. Много лет назад у меня не было возможности помогать материально. И мне предложили в качестве содействия новому благотворительному фонду подписывать и упаковывать письма в конверты. Мы с командой разослали около 200 писем, которые помогли привлечь несколько миллионов рублей. Мы все можем сделать что-то полезное для других: довезти в нужное место, прочитать лекцию, рассказать свой опыт. Для детей в сложных ситуациях есть вещи гораздо важнее, чем игрушки и материальные блага: образование,  уделённое им внимание. Также мы все можем помогать найти друзей и людей, которые помогут адаптироваться в обществе.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).