Работа предприятий, занятых во внешнеэкономическом секторе, в той или иной мере перешла в зону потерь. Насколько серьёзен откат для субъектов, ориентированных на мировой рынок, и как в новых условиях минимизировать риски участникам ВЭД?  

Елена ТЕЛИЦЫНА, генеральный директор ООО «Новый дом»:

– Кому-то может показаться, что в новых условиях ВЭД отходит на второй план. Но конъюнктура последних нескольких лет показывает и даже доказывает: в любой проблеме можно увидеть возможности. Да, участники ВЭД оказались в нестандартной ситуации, потребовалась резкая перестройка привычных моделей работы, но в любом случае это новый приобретаемый опыт.

На что я смотрю не так оптимистично – влияние валютного курса на внешнеторговые показатели. Роль курса проявляется через изменение ценовых соотношений экспортных и импортных потоков продукции, что непосредственно влияет на конкурентоспособность компаний, размер получаемой прибыли. Ценовые изменения – очень резкие и существенные. Я знаю многих производителей, которые в сегодняшних условиях работают не только на минимальной марже, но и уходят в «минус» из-за валютной разницы – только чтобы сохранить рынок. В короткой перспективе это, наверное, выход. Сейчас лучше срабатывают схемы, когда компании предлагают на внешних рынках более маржинальный продукт. При этом они получают не такую прибыль, на которую рассчитывали, но, по крайней мере, работают не в убыток.

Что касается географии сотрудничества, участники ВЭД, мы в том числе, как минимум, удерживаем то, что есть, при этом ищем дополнительные ниши, партнёров в новых странах. Правда, прежние оценочные схемы по выбору контрагентов сейчас не актуальны, чтобы найти «нетоксичных» заказчиков, приходится всё мерить по новым «лекалам».

Однозначно мы не идём в «недружественные страны», лучше делать ставки на государства, которые в течение длительного времени демонстрируют в отношении России нейтральные позиции. Рынки, как парашюты: срабатывают, только когда они открыты. И если рынок действительно лоялен, существует потребность в вашем продукте, есть смысл начинать работу. Но в любом случае важно смотреть на чувствительность к цене: если влияние валютного курса будет велико, и от него пострадает экономика компании, лучше не входить в такую историю. Правильнее искать тех партнёров, которые готовы брать разные по цене продукты, а это, очевидно, субъекты стран с хорошим или средним уровнем развития.

Время ли сейчас развивать ВЭД? Если есть сильные факторы – здоровые амбиции масштабироваться, понимание путей расширения деловых горизонтов, скорее да, чем нет. В целом благоприятность выхода на мировые рынки снижена – получить эффект сложнее, чем раньше. Но если не начать работать сегодня, завтра результата не ощутить.

Валерия АНТОНЕНКО, руководитель центра поддержки экспорта, заместитель директора Корпорации развития УР:

– Текущая геополитическая ситуация позволяет по-новому взглянуть на свой бизнес. Традиционные цепочки поставок разрушаются, появляются новые ниши в странах, где есть перебои поставок.

В первую очередь мы наблюдаем переориентацию на рынки стран Северной Африки и Персидского залива, Центральной и Восточной Азии, Ближнего Востока. Активнее начинает развиваться экспорт в страны, с которыми у России заключены соглашения о зоне свободной торговли – это в первую очередь страны СНГ, а также Вьетнам и Сербия.

Безусловно, в текущих реалиях трансформируются сложившиеся ранее логистические маршруты, выстраивается новый маршрут Север-Юг, который позволяет быстрее доставлять грузы из европейской части  России в Иран, ОАЭ, Саудовскую Аравию.

Во многих случаях меняется валюта платежа во внешнеэкономических контрактах – количество сделок в рублях и национальных валютах значительно возросло в последнее время.

В текущих условиях особое внимание экспортёрам следует уделять страхованию валютных, политических и маркетинговых рисков.

Павел ПОПОВ, генеральный директор компании «ОКОМА», Санкт-Петербург:

– Мы впервые наблюдаем процесс экономической «деглобализации». Рынки регионализируются на макроуровне, выстраивая новые стабильные связи либо усиливая существующие.

Ключевым игроком в этих новых реалиях является Китай. Эта страна как была в центре экономического мироустройства, так и остаётся. Рост интереса к Китаю со стороны российского бизнеса легко описать одним словом – «запоздалый». Это обусловлено, прежде всего, длительной экономической, политической и культурной ориентацией на Европу. Тем не менее в России, особенно на Дальнем Востоке, очень много компаний, выстроивших с Китаем стабильные деловые отношения. Сейчас именно они обеспечивают развитие российско-китайского экономического сотрудничества. Безусловно, благоприятно сказываются политически тёплые отношения между странами.

Начать работать с Китаем – нетривиальная задача. Технически китайский бизнес открыт, на практике – огромный вес имеет то, что «вас знают». Это особенность азиатской культуры. Работать предпочитают с условными «своими», выстраивать долгосрочные деловые отношения, а не проводить краткосрочные сделки.

Базовая рекомендация для тех, кто хочет начать работать с Китаем: найти партнёра из России, который уже выстроил отношения с противоположной стороной. Это позволит избежать рисков, лишних накладных расходов, минимизировать операционные сроки доставки, производства.

Отдельное внимание нужно уделить культурному аспекту. Китайцы предпочитают не спешить, общий подход к работе – принцип win-win.

Какие сложности могут возникнуть? Основное для сферы ВЭД – санкции. В первую очередь в финансовой сфере. Хотя Китай официально и не присоединился к санкциям, компании, которые работают на глобальных, более маржинальных рынках (США и Европы), стараются напрямую плотно не наращивать работу с Россией из-за риска попасть под вторичные санкции или спровоцировать проблемы для своего бизнеса на других зарубежных рынках. Такие компании могут отказываться работать напрямую, не принимать платежи от российских банков.

Выход – работать через рынки «дружественных» стран (увеличивает стоимость продукции для потребителя).

Несмотря на всё перечисленное, Китай – интересное и привлекательное направление для российского бизнеса. Если есть эксклюзивное предложение, китайцы будут с вами работать. В Поднебесной любят новое и необычное. Если ваш товарный рынок конкурентный – ищите партнёра, улучшайте продукт, готовьтесь делиться прибылью.

Тем не менее последние опросы общественного мнения показывают: в Китае к России относятся очень хорошо. А значит, точки соприкосновения можно найти, даже если ваше предложение не самое экономически выгодное. В Азии ценят человеческие отношения, репутацию.

С импортом проще: купить в Китае можно всё, что угодно. Другое дело, нужно быть готовым к тому, что для Китая Россия – не основной экономический партнёр. Вставайте в очередь, как говорится.

Юлия ЯНЕЛИС, директор по стратегическому развитию «Транссертико», Москва:

– Говоря о внешнеэкономических стратегиях, нельзя обойти вниманием вопрос по «поднебесному» направлению. За последнее время интерес к китайскому рынку возрос, и мы это видим по аналитике товарооборота России. Безусловно, российские импортёры и раньше присматривались к определённым брендам Китая, электронике и оборудованию, но это не всегда конвертировалось в рост закупок. Сейчас всё изменилось, поскольку Европа практически остановила экспорт технологических решений в адрес России. Многие европейские поставщики отказываются работать с нашей страной – добровольно, по политическим причинам или из-за непонимания того, как действовать в сложившихся обстоятельствах. Российским импортёрам ничего не остаётся, кроме как искать и закупать аналоги в Китае (спектр продукции широкий: расходники, комплектующие, электронные компоненты, запчасти для оборудования, бытовой и автодорожной техники и пр.). За счёт этого товарооборот России с Китаем за последние месяцы существенно возрос.

Конечно, несмотря на дружественность Китая, доставить грузы оттуда не всегда просто. Закупка брендовых товаров усложняется. Даже при условии, что вы успешно приобрели товар через торговые компании на территории Китая или Гонконга, это не означает, что доставить его будет легко. Многие международные авиакомпании брендовую продукцию на борт попросту не берут, требуя получения разрешения на её перевозку непосредственно от брендов. А для того чтобы попасть на борт авиакомпании, не требующей такого разрешения, придётся подождать несколько недель из-за отсутствия свободного букинга. Кроме того, та же электроника, например, имеет ряд особенностей как по отгрузке, так и по доставке, поскольку такого рода продукция содержит батарейки, аккумуляторы и т. д. Это также является дополнительным ограничением, а иногда и запретом для перевозки груза.

Кроме того, производственные предприятия Китая, где импортёры сейчас ищут аналоги европейским товарам, не были готовы к росту спроса. Как следствие, происходит увеличение сроков изготовления продукции.

Как сегодня встроиться в торгово-логистические цепочки с китайским участием, как найти заинтересованных контрагентов, понять, насколько перспективно сотрудничество? Встраиваться тяжело, но необходимо. Поскольку наша компания на рынке давно, нам удалось достаточно быстро наладить такие цепочки, однако самостоятельно импортёрам сделать это будет сложнее. Мы часто сталкиваемся с тем, что многие российские компании, которые прежде работали через дистрибьюторов, просто не имеют в штате специалистов, способных грамотно вести внешнеэкономическую деятельность. Как правило, потратив достаточно много усилий на подбор поставщиков и закупку товаров, такие компании всё-таки приходят к логистическим операторам. Помимо того, что данный подход избавляет от «головной боли» и ошибок, импортёрам он даёт более выгодные условия по доставке: операторы перевозят товары многих клиентов, а значит, получают скидки за объём.

Чтобы найти заинтересованных контрагентов, лучше всего обращаться в профильные компании, к логистическим операторам полного цикла, к тем, кто занимается ВЭД уже давно. Опыт сейчас особенно важен, ведь к усложнённым логистическим и торговым цепочкам добавилась весьма непростая финансовая логистика – перевод денег за товар. Подобрав надёжного партнёра, торговая компания сможет сосредоточиться на собственных задачах, связанных с реализацией товара. В настоящий момент каждая поставка – уникальный кейс, индивидуальная проработка, а значит, масса времени и трудозатрат. К сожалению, быстро «наладить» процесс поставки сейчас не получится.

Какие прикладные рекомендации можно дать бизнесу? Как уже было сказано, стоит доверить процессы логистики и ВЭД профессионалам. По возможности им также можно передать процессы поиска аналогов необходимой продукции и закупки. Следует выбирать профильные компании, которые давно работают на рынке, имеют лицензию таможенного брокера, обеспечены банковскими гарантиями, крепкими партнёрскими отношениями с транспортными и агентскими организациями. Всё это чрезвычайно важно: то, как будет закупаться товар и как это будет отражено в отгрузочных документах, напрямую влияет на качество подготовки документов для таможенного оформления товара в России. Компании, которые обеспечены лицензией таможенного брокера, могут оформлять грузы за своей печатью, что означает солидарную ответственность при подаче декларации на товар, тщательную проработку всего пакета документов и, как следствие, снижение риска дополнительных расходов, увеличенных сроков по выпуску товара.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).