Санкции работают. Против кого? Если посмотреть на важный индикатор – промышленность, одну из ключевых отраслей экономики России, можно сказать, что она демонстрирует иммунитет к новой реальности: смене ситуации с импортом, логистикой, курсом валют, инфляцией и пр. День машиностроителя, отмечаемый в сентябре, – возможность объективно оценить состояние отрасли.

Виктор ЛАШКАРЕВ, министр промышленности и торговли УР:

По итогам первого полугодия Удмуртия стала лидером в ПФО по индексу промышленного производства. Высокая планка – результат работы промышленных предприятий практически всех отраслей промышленности. Это и лёгкая промышленность, и химическая промышленность, и, конечно, машиностроение, металлургия. Предприятия данных отраслей демонстрируют положительные результаты благодаря реализации новых инвестиционных проектов, разработке новых технологий, выходу на новые рынки сбыта.

Нефтедобывающая отрасль также демонстрирует рост. За шесть месяцев 2022 года добыто нефти на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (5 074 тыс. т).

По итогам семи месяцев 2022 года индекс промышленного производства в целом по промышленности составил 105,3%, это выше общероссийского показателя на 4,3%.

По итогам 2022 года промышленные предприятия не планируют снижать объёмы производства относительно 2021 года.

Объём инвестиций в основной капитал в целом по промышленности за пять лет увеличился на 18% и по итогам 2021 года составил 36,2 млрд рублей.

Предприятия ОПК ежегодно наращивают объёмы производства продукции гражданского и двойного назначения, что позволяет им успешно справляться с задачей, поставленной президентом России. Темп роста объёма производства продукции гражданского назначения по итогам 2021 года – 110,9%, произведено продукции на сумму порядка 30 млрд руб., доля гражданской продукции достигла 26%.

По итогам семи месяцев этого года предприятиями ОПК произведено продукции гражданского назначения на сумму 16,1 млрд руб., что на 25,9% больше, чем за аналогичный период 2021 года. При этом доля производства продукции гражданского назначения составила 31%.

В рамках госпрограммы Удмуртской Республики «Развитие промышленности и потребительского рынка» предприятиям региона доступны следующие меры поддержки: субсидии на проведение НИОКР; субсидии на мероприятия развития промышленности; льготные займы от Удмуртского Фонда развития предпринимательства по региональным и по совместным с Фондом развития промышленности программам;гранты на компенсацию процентов по кредитам коммерческих банков, полученных на ведение текущей деятельности.

В 2022 году предприятиям отрасли из бюджета республики на меры поддержки было выделено почти 150 млн рублей. За 2021 год прирост налоговых платежей в консолидированный бюджет Удмуртии (налог на прибыль, НДФЛ) предприятиями, получившими господдержку из местного бюджета, составил более 1,1 млрд рублей.

Юлия КАМАШЕВА, сопредседатель УРРО ОО «Деловая Россия»:

– Хотелось бы сказать о диалоге между властью и бизнесом, реальным сектором экономики: он продолжает выстраиваться и меняться. У предприятий появляются новые запросы, поскольку они быстро реагируют на внешние изменения, а представители власти пытаются так же быстро готовить эффективные регуляторные инструменты поддержки (правда, это не всегда получается).

По поводу поддержки промышленных предприятий: и на фоне пандемии, и на фоне изменения геополитической ситуации предприняты определённые шаги. Удмуртский фонд развития промышленности – в ТОП-10 по стране за 2021 год: за прошлый год промпредприятия получили 15 займов на сумму около 700 млн рублей. За всё время работы фонда (с 2018 года) выдано займов на 1,1 миллиарда.

Одно из последних решений федерального уровня – докапитализация Фонда развития промышленности: 8,2 млрд руб. будет направлено на реализацию различных проектов в области импортозамещения, модернизацию и расширение производств. Фонд предоставляет льготные займы предприятиям, которые занимаются разработкой перспективных технологий, производством продукции, способной заменить зарубежные аналоги.

Общественные организации поддерживают все инициативы направленные на улучшение бизнес-климата в стране, развитие предпринимательства. Мы с коллегами из «Деловой России» участвуем в реализации федерального проекта «Предпринимательство», он катализирует обратную связь сторон – власти и бизнеса, даёт возможность продвигать инициативы на федеральном уровне.

Михаил ХАЧАТУРЯН, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ, Москва:

– Санкционное давление хотя и нивелируется эффективными действиями правительства РФ, однако всё равно даёт о себе знать. Для отечественного машиностроения санкции не стали чем-то новым – достаточно жёсткие ограничения в поставках технологического оборудования в Россию вводились с 2014 года. В текущем году санкции были усилены. При этом отечественное машиностроение, как и вся экономика, продемонстрировало значительный уровень устойчивости. По статистическим данным, за первое полугодие снижение показателей в машиностроении составило 3,3%, относительный рост наблюдается в пяти из семнадцати подотраслей. Наибольший рост зафиксирован в сегменте производства машин и оборудования, не включённых в другие группировки (в том числе выпуск турбин вырос в 2,2 раза, активно растёт производство авиационной техники).

Можно сделать вывод: несмотря на все старания западных оппонентов, ситуация в машиностроении сложная, но управляемая, можно ожидать снижения в целом по 2022 году в диапазоне 10–11%. Безусловно, на темпах спада или восстановления будет сказываться ситуация с налаживанием параллельного импорта из «дружественных» и «нейтральных» стран. По этой линии есть очевидные сложности, прежде всего, связанные с опасениями наших партнёров о вторичных санкциях со стороны ЕС и США. Эти проблемы, хотя и медленно, но решаются.

Безусловно, инфляция, которая ускорилась до 14%, является сдерживающим фактором в развитии машиностроения, но действия правительства по предоставлению льготных кредитных ресурсов и внедрению других форм поддержки помогают нивелировать это влияние (медленно, но всё же поступательно).

Что в перспективе 2023 года? При отсутствии резкого ужесточения санкционного давления можно ожидать умеренного роста машиностроения в диапазоне 2–4%.

Елена КОСТЮК, юрист, финансовый аналитик, Москва:

– Ниши освобождаются, игроки уходят. Из каждого угла слышно: «надо увеличивать местное производство», «работаем над импортозамещением». Но что в реальности мы видим?

Один пример – нефтегазовый комплекс. Иностранные ИТ-компании контролируют большую часть промышленных активов России. Только 5–10% программного обеспечения для нефтегазовой отрасли является отечественным. Ситуация усугубляется истощением традиционных нефтяных месторождений России, что вынуждает использовать трудноизвлекаемые запасы, а работа с ними требует более сложного оборудования и программ.

Зависимость России от иностранного программного обеспечения для управления своими нефтяными месторождениями, а если брать шире – заводами и другими объектами –  превращается в одну из самых больших проблем, отечественная промышленность это уже чувствует: всё больше ИТ-провайдеров уходят с рынка в ответ на проведение специальной операции.

Иностранное программное обеспечение часто внедряется непосредственно в промышленное оборудование и управляет высокоточными процессами. Производители оборудования тщательно охраняют свою интеллектуальную собственность и во многих случаях не предоставляют клиентам доступ к кодам, используемым для управления.

Российские аналоги в этой области намного слабее, а потребность высока. На данный момент подход заключается в том, чтобы полагаться на «пиратство» и устаревшие копии, а это – тупиковый путь.

Касательно машиностроительной отрасли ситуация оставляет желать лучшего. Зависимость от зарубежных станков начнёт ощущаться уже в текущем году, потом станет нарастать, как снежный ком. По моему субъективному мнению, через 6–12 месяцев производство будет сокращаться без возможности заменить отдельные детали, сократится и качество производимой продукции. Уже в 2025–2026 годах мы ощутим острый дефицит стройматериалов, а через пять лет он станет критическим.

Считаю, что под угрозой окажется реализация нацпроектов. Оборудование постепенно начнёт выходить из строя, но заменить его будет нечем. И это касается всех этапов производства – от карьерной техники до упаковки конечной продукции.

Проблема не только в самом оборудовании, но и в его техническом обслуживании. Раньше диагностика могла производиться удалённо, через встроенные датчики, без приезда из-за рубежа специалистов. Сейчас всё это остановлено. Машины перестанут быть «умными», их придётся перепрограммировать, чтобы отдать под контроль российским специалистам.

Сегодня ведётся поиск путей замены, например, обдумывается идея ввоза станков из Белоруссии, Ирана, Китая, Индии. Хотя есть мнения, что, в частности, у китайских производителей не всегда хватает компетенций по тому или иному виду оборудования.

Также предлагается обнулить таможенные пошлины, чтобы «создать критическую массу запасных частей» и поддерживать производителей оборудования, предоставляя им льготы и субсидии.

Процесс возрождения отечественного машиностроения может занять несколько лет, плюс потребуется обучение соответствующих специалистов.

В сталеплавильном производстве, где для получения дорогостоящей продукции может потребоваться точность в пределах нескольких сотых миллиметра, даже небольшие отклонения могут привести к обесцениванию продукции. Цифра: производство стали по всей стране сократилось на 25-30%.

По данным Российской ассоциации производителей стали, только в сталелитейную промышленность за последние два десятилетия было инвестировано около 3,2 трлн руб. на восстановление мощностей после постсоветского спада. Большая часть этих средств была потрачена на оборудование, поставляемое иностранными компаниями для повышения эффективности сектора.

Роман ПАНАСЕНКО, руководитель «Металворк», Москва:

– Хотелось бы дать оценку тому, как чувствует себя отечественная автомобильная промышленность. В условиях сложной экономической ситуации и нестабильности курсовых котировок у этого сегмента нет другого выхода, кроме как в кратчайшие сроки выдать результат. Программа-максимум состоит в том, чтобы наверстать упущенные возможности последних 60 лет. Мы уверены: шансы у российского автомобилестроения есть. Конечно, на рост потребуется время, на это может уйти минимум от года до пяти лет, и это с учётом того, что данной сфере пообещали многомиллиардные инвестиции.

Главное – не ждать, что заграница нам поможет. Здесь я не говорю о Западе – многие с излишней надеждой смотрят на Восток. Нужно развивать наш, суверенный автопром, а не идти на поводу у иностранных компаний.

На стыке XIX–XX веков часть сил была направлена на развитие отечественного автомобилестроения. Однако потом советская власть так расставила акценты: оружие, флот, авиация. Автопром отошёл на второй план. В 90-х и нулевых автопром вообще только выживал. А вот в начале XXI века пришли масштабные инвестиции от западных концернов. В обмен на максимальную локализацию производства страна оказывала зарубежным брендам широкую поддержу в развитии. С введением беспрецедентных санкций отечественный автопром оказался перед непростым выбором: полностью отказаться от налаженных линий, искать новые комплектующие или строить новые заводы.

В этом году объявлено о возрождении бренда «Москвич». Планируется, что на старте это будут автомобили с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, а в перспективе возможен выпуск электрокаров. Понадобится мощный апгрейд, в том числе переориентация старого оборудования на выпуск новых моделей и т. д. Здесь российским инженерам не обойтись без помощи коллег из Китая – под легендарной маркой будут выпускать автомобили китайской компании.

Сегодня перед отраслью открываются новые возможности, текущий момент – шанс «восстать из пепла». Переориентировать производство по «гибридной» схеме с помощью китайского опыта и других «наших друзей» – один из путей роста. Дальше, в перспективе десяти лет, отечественным конструкторам предстоит показать уже лично свой потенциал.

Артём КОСОРУКОВ, политолог-аналитик МГУ им. М.В. Ломоносова:

— В связи с проведением СВО и введением новых пакетов санкций со стороны коллективного Запада в отношении России особую актуальность приобрел вопрос поддержания отечественной промышленности, преодоления зависимости от импортных комплектующих и выхода на новые рынки сбыта. Неслучайно именно сектор машиностроения стал одной из центральных целей в рамках введённых санкционных ограничений, именно он отличается большой трудоёмкостью и высокими затратами на научно-исследовательские и конструкторские работы. Запад рассчитывал на то, что геополитическое давление на Россию в формате санкций создаст дефицит спроса на продукцию отечественного машиностроения, не позволит оперативно провести модернизацию производственных фондов, приведёт к спаду инвестиционных притоков в российскую промышленность и в экономику в целом, сделает невозможным производство большей части отечественной продукции в условиях дефицита импортных узлов и агрегатов. А также приведёт к невозможности обслуживать зарубежное программное обеспечение по заключенным ранее лицензионным соглашениям. Несмотря на это, за второй квартал 2022 года российское промышленное производство благодаря стимулированию внутреннего спроса показало рост в 2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Важно отметить, что загрузка производственных мощностей в конце третьего квартала составила 65% в сфере добычи полезных ископаемых и 62% – в обрабатывающих производствах, демонстрируя тенденцию к росту по сравнению с показателями 2021 года в 60% и 59% соответственно.

Если конкретизировать, можно отметить работу таких предприятий, как Ростсельмаш, не останавливающего свои производства и наладившего поставки дефицитных чипов и датчиков в рамках параллельного импорта, Атомэнергомаш, перевооружающийся на российское оборудование и не снижающий показатели в области производства крупнотоннажного оборудования для заводов СПГ, Росатом, диверсифицирующий портфель заказов и делающий ставку на отечественные технологии машиностроения и уникальные решения в сфере постройки реакторов поколения III+ и IV, Объединённая авиастроительная корпорация, переориентирующаяся на опережающие темпы производства SSJ100, МС-21 и Ту-214.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).