В жизни предпринимателя Сергея Климовских много оттенков и вкусов. И все они – только яркие и насыщенные, потому что он умеет любую ситуацию использовать в интересах профессионального роста, а на основе хобби – находить новые ниши для бизнеса.

– Сергей, у вас несколько образований. Которое из них больше пригодилось в жизни?

–  Я пробовал себя в разных сферах. Сначала получил бухгалтерское образование, но быстро понял, что это – не моё. Потом выучился на производственника – техника-технолога по станкам с программным управлением. Третье, уже осознанное образование  – экономическое по специальности «менеджер промышленного предприятия» я получил, когда уже был свой устойчивый бизнес – я занимался медицинским снабжением лечебных учреждений Удмуртии, Пермского края, Татарстана. Соответственно, у меня были цели и задачи и чёткое понимание, для чего и зачем нужны знания.

– На вашей визитке указано, что вы – ещё и главный технолог своей пивоварни. А на самом деле, кто вы больше – предприниматель, производственник, руководитель?

– Действительно, два года назад я создал пивоварню «Пан Палыч» и на первом этапе кем только не был – и директором, и снабженцем, и кадровиком (найти хороший  персонал для этого бизнеса – та ещё задача). Но сегодня, откровенно говоря, я больше – управленец. Мне нравится развивать бренд «Пан Палыч», продвигать его на региональном рынке. Для меня этот вид деятельности – не столько способ заработка, сколько любимое увлечение, которое позволяет и получать радость от того, что мы делаем.

– Открытие бизнеса в пандемию сопряжено с немалыми рисками. Родные и близкие поддержали вас в этом начинании? Или отговаривали?

Бизнес в России – вообще всегда рисковое дело. Но мне было проще, так как я начинал свою предпринимательскую историю ещё в 1990-е и учился на своих ошибках. Наверное, благодаря этому я сейчас чувствую себя более уверенно, знаю и понимаю свой бизнес, а для предпринимателя это – главный аспект успешной работы. Что же касается родных, я очень благодарен им за поддержку, веру в меня и участие в развитии «Пан Палыча». Кстати, моя жена Лариса – тоже предприниматель с огромным стажем, поэтому она понимает меня, как никто другой.

– И, наверняка, вы оба – лидеры по характеру. Как вам удаётся работать вместе, ведь родственники, как известно,  – далеко не лучший вариант для бизнес-партнёрства.

«Пан Палыч» – не первый наш совместный проект. С супругой Ларисой мы вместе более 30 лет – свадьбу сыграли, когда мне было 17. Приобретённый жизненный опыт, любовь и уважение друг к другу помогают нам находить верное решение в сложных ситуациях. И ещё очень важно чёткое разделение полномочий. Сегодня я сосредоточен на производственных и технических вопросах, связанных со строительством, подготовкой документации. Супруга занимается администрированием и учётом всех процессов. В компетенции сына – оптовые и мелкооптовые продажи.

Так как бизнес семейный, мы еженедельно проводим собрания, на которых подводим итоги за предыдущую неделю, месяц, обсуждаем, сколько можем инвестировать и в какую сферу. В последнее время, с учётом экономической ситуации в стране, в мире, стали понимать, что для обеспечения стабильных запасов сырья нужны складские помещения. Также осознали потребность в фирменной торговой сети.

– Собрались, обсудили, подискутировали. А главное слово в итоге за кем остаётся? Кто ставит не запятую, а точку в вопросе?

Не скажу, что я. (улыбается. – Прим. ред.) Все вопросы мы стараемся решать коллегиально, как одна семья, с учётом степени их значимости, фактуры, доказательной базы. Конечно, без баталий не обходимся, тем более что каждый из нас – состоявшийся предприниматель, со своим опытом и с другим действующим бизнесом. Наши дебаты порой приобретают высокий «градус» накала. Но хорошо, что они никогда не стают основой для затяжных конфликтов, да и, собственно говоря, именно в споре принимаются наиболее правильные решения.

– В середине мая в Ижевске открылась первая фирменная розничная точка вашего бренда. Для чего вам дополнительная нагрузка на производственный бизнес?

–  Мы приняли такое решение, во-первых, чтобы быть ближе к покупателю – пивоварня располагается в с. Ягул, хотя и не так далеко, но у людей нет желания и времени ехать за город. Поэтому наш первый отдел открылся в середине мая в ТЦ «Мой порт» – в удобном районе, с развитой инфраструктурой, большим количеством парковочных мест. А во-вторых, собственные точки продаж позволят нам гарантировать высокое качество напитков, оно зависит от условий хранения – отсутствия света и оптимальной температуры, которые не всегда соблюдаются в магазинах.

Если розница окажется рентабельной, количество наших фирменных отделов будет расширяться.

– Символично, что это открытие совпало с вашим личным юбилеем – 50-летием. Поздравляем и с тем, и с другим. А какие три события в своей жизни на данный момент вы считаете основными?

– То, что мы сохранили семью и живём душа в душу. Второе – конечно, это запуск «пенного» бизнеса: я доказал себе и окружающим, на что способен. И третье – я хотел много путешествовать и осознанно осуществил эту мечту. Мы с супругой можем себе позволить отдыхать четыре раза в год без ущерба для работы. Мой основной бизнес настроен так, что им можно управлять удалённо. При этом, конечно, определённый контроль нужен. Поэтому мы берём в поездку ноутбуки и каждый день на отдыхе организовываем часы работы для решения управленческих вопросов. Надеюсь, что и молодой «пенный» проект сможем организовать по такому же принципу. Каждая страна даёт мне новые эмоции, ощущения и, что немаловажно – знания. Египет – это самое красивейшие море, нигде такого не найти, Доминикана – белейшие песчаные пляжи, Германия – отличные пивные мюнхенские сады, возможно, когда-то и мы сможем организовать подобный.

– Думаете о своём пивном ресторане? Тем более что «Пан Палыч» ставит перед собой задачу формировать в Удмуртии питейную культуру?

Откроем ли мы свой ресторан в ближайшее время – в моих мечтах это, конечно, есть, но пока говорить об этом рано. Я знаю одно: следующие полвека я буду с громадным жизненным опытом за плечами, с уверенностью в своих силах двигаться к достижению целей. А значит – новые проекты обязательно будут!

г. Ижевск, с. Ягул, ул. Графа Шувалова, 8

8 (919) 919-75-24, 8 (3412) 22-00-48

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).