Целесообразность объединения компаний, управляющих жилым фондом в регионе, в структуру саморегулируемой организации обсуждается в сообществе. СРО формирует профессиональный кодекс отрасли, выступает своеобразным ОТК для оценки качества работ, создаёт фильтр, отсеивающий недобросовестных участников рынка. По оценкам экспертов, в Удмуртии назрела необходимость создания СРО в сфере ЖКХ.   

Александр СУРНИН, учредитель ООО «УК-Ижкомцентр»:

– Я являюсь инициатором идеи создания в регионе такой организации. Предпосылок несколько. Ключевые – отсутствие чётко установленных правил игры на рынке, конкретного вектора развития отрасли.   

В ряде регионов управление жилым фондом осуществляется по большей части муниципальными организациями. У нас действуют рыночные отношения, компании работают в жёсткой и порой не очень прозрачной конкурентной среде. СРО позволит установить чёткие правила, единые стандарты деятельности. Она должна стать гарантом того, что УК или ТСЖ является профессиональным участником рынка, прошедшим входной фильтр, работающим по отраслевым стандартам.

Рынок ЖКХ в республике – устойчиво сформированный. И сегодня у его участников есть два пути – либо стагнировать, либо развиваться дальше. С коллегами мы задумались над стратегией дальнейшего развития ЖКХ. И видим её, прежде всего, в объединении добросовестных участников рынка, заинтересованных в росте отрасли.

Инструмент СРО позволит перезагрузить работу в важных направлениях. Главное на повестке – создание единой площадки для диалога управляющих компаний, повышение качества работы с собственниками, взаимодействие с властью по значимым направлениям, в том числе по нормотворческим моментам, кадровым вопросам, отношениям с надзорными органами.

СРО, как «входной билет» на рынок ЖКХ, должна допускать к работе компании, работающие в интересах жителей, профессионалов, выполняющих обязательства.

Антон ОРЛОВ, сопредседатель Удмуртского регионального отделения «Деловой России»:

– Во многих регионах уже действуют СРО в сфере ЖКХ. Генеральные функции – разработка стандартов и правил профессиональной деятельности, контроль за их соблюдением. В конечном итоге всё должно работать на интересы собственников и контрагентов, сотрудничающих с управляющими компаниями.

Приведу пример: компания работала определённое время, не справилась с задачами, ушла с рынка. Кто будет нести ответственность перед жителями МКД, ресурсоснабжающими организациями и пр.? При регистрации в СРО компании будут проходить через «сито» проверки, в том числе финансовой устойчивости. Это позволит минимизировать риски, а в случае крайней ситуации прибегать к подушке безопасности – денежным средствам, размещённым на счетах саморегулируемой организации, которые образуются путём внесения взносов её членов.

Задачи СРО состоят также в защите интересов участников рынка при взаимодействии с органами надзора. Механизм обладает потенциалом для формирования более эффективного диалога с контролирующими структурами.

Для управляющих компаний членство в СРО, куда входят только те, кто соответствует требованиям и стандартам, – это ещё и возможность укрепить репутацию, позиции надёжной организации, которой доверяют как контрагенты, так и собственники жилья. 

Всеволод ИВАНОВ, директор компании UDS:

–  Отрасль находится в нерегулируемом периметре, достигнута точка, когда в этом плане требуются серьёзные корректировки. Есть целый ряд ключевых вопросов, которые должны решаться на основе конкретных отраслевых стандартов, грамотно и профессионально. В частности, это вопросы методологического характера, тарифного регулирования, отношений УК с ресурсоснабжающими организациями, капремонта домов, перехода МКД с одной формы управления на другую. И самое главное – это разработка в соответствии с требованием федерального законодательства и других нормативно-правовых актов критериев, которым должны соответствовать управляющие компании.

Какова ситуация сейчас? Условно говоря, одна управляющая организация эффективно работает в интересах собственников, другая недобросовестно выполняет функции, и при этом каждая – полноправный участник рынка. Создание СРО, в том числе, необходимо для устранения таких перекосов. ЖКХ – социально значимая отрасль, здесь необходимы подходы, обеспечивающие надлежащее качество работы.  

СРО – это также платформа для взаимодействия участников рынка с регуляторами в лице профильных министерств и ведомств, надзорных органов. Она не только даёт возможность диалога отраслевого бизнеса и власти, но и выступает показателем того, что принятые СРО нормы и правила – это не «вещь в себе», а стандарты, по сути, одобренные государством.    

Ирина ПЛИГИНА, директор ООО УК «ЖРП № 8»:

– Деятельность некоммерческих организаций, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, имеет большое значение для развития отрасли. Данные организации позволяют объединить профсообщество для достижения общих целей. В том числе для участия в разработке соглашений о взаимодействии с органами власти – такой диалог позволит эффективно защищать интересы членов некоммерческой организации и активнее продвигать нормотворческие инициативы.

Кроме того, некоммерческие партнёрства, СРО внедряют и устанавливают требования для вступления в профсообщество, формируют свод этических правил и норм для предприятий, работающих в сфере управления недвижимостью и ЖКХ. Также некоммерческие партнёрства создают реальные инструменты для снижения недобросовестной конкуренции, повышают эффективность работы предприятий в рамках конкурентного рынка.

Стоит отметить и то, что некоммерческие организации дают возможность пресечения некорректного поведения участников рынка путём совместного обсуждения острых вопросов, проведения круглых столов с участием членов профсообщества, органов власти, ресурсоснабжающих организаций, собственников жилья.     

Сегодня вопрос внедрения системы СРО ещё более актуализировался на фоне сложной экономической ситуации.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).