С первого знакомства разгадать Израиль невозможно. Эта древняя земля настолько пропитана противоречиями, что, кажется, скрывает под собой не только второе, а третье, четвёртое и пятое дно. Эти слои нельзя осознать, их можно лишь ощутить какими-то душевными резонаторами. В свою вторую израильскую поездку мне хотелось докопаться хотя бы до одного скрытого пласта этой удивительной страны.

Наверняка, для многих людей главные маркеры, которые всплывают в памяти при слове «Израиль», это христианство, святые места, государство евреев. 

Однако титульные достопримечательности не в полной мере отражают (или вообще не отражают) сути этой страны. И не потому, что местные жители что-то прячут от приезжих, просто туристы смотрят не туда. Если зрить в корень, то древняя земля Израиля – это страна множества парадоксов. 

Первый из них заключается в том, что современная парламентская республика Израиль остаётся при этом и глубоко традиционной страной, в которой некоторые религиозные законы выше, чем гражданские. Всё это накладывает отпечаток на устройство государства в целом. 

Например, в Израиле признаётся юрисдикция религиозных судов общин при заключении браков или при разводах. На всех государственных кухнях (в больницах, школах, военных частях) соблюдаются требования кашрута – особого выбора продуктов, то, что ещё называют «кошерная пища». В стране действует целая сеть религиозных школ. 

В шаббат нельзя работать. Поэтому для евреев это прекрасная возможность раз в неделю уйти от затягивающей повседневности, отложить телефон, помолиться, почитать, позаниматься спортом. У ортодоксальных евреев ограничения жёстче, там вообще нужно лежать и ничего не делать, не есть и не нажимать какие-то бы ни было кнопки или переключатели. По этой причине во время шаббата в Израиле не работают рестораны и кафе. А те же лифты функционируют в особом «шаббатном» режиме.

Зато после окончания шаббата, в субботу, родные собираются вокруг стола за общим обедом. Получается такой еженедельный праздник, день семьи и общения. 

У горы Сион

Второй парадокс затрагивает идею, согласно которой каждый еврей мечтает вернуться к горе Сион. На самом деле – далеко не каждый. 

На протяжении истории власть на этой территории постоянно переходила из рук в руки. Её захватывали то фракийцы, то крестоносцы, то османы, то арабы. А это означало смену культуры, религий, государственного устройства. Жить в этом бесконечном круговороте на этом нерегулируемом перекрёстке было трудно и неуютно. Поэтому евреи в течение нескольких веков мигрировали и расселились по всему миру. 

Практически в каждой стране существовали еврейские кварталы, а представители израильского народа занимались творчеством, предпринимательством, банковским делом. Добивались успехов в науке, медицине, преподавании. Приобретали вес в политических кругах. К сожалению, нередко евреи притеснялись и подвергались погромам. Народ, покинувший свою землю обетованную в поисках покоя, не находил его. 

Так возникла идея возвращения евреев на исторические земли. Значительную роль в этом процессе и создании Израильского государства сыграла американская семья Ротшильдов. Они активно скупали у арабов землю в Палестине и оформляли её на баланс Еврейского колонизационного общества. 

Концепция развития государства была основана на «захватническом земледелии». На новой территории создавались сельскохозяйственные поселения – кибуцы. Эти

своеобразные «военизированные колхозы» должны были не только обеспечить страну местными продуктами, но и выполняли функцию форпостов: охраняли и расширяли территорию, каждую ночь перенося забор на новое место. 

Вопреки ожиданиям Ротшильдов, желающих заселить кибуцы оказалось немного. Представители еврейской диаспоры стали успешными людьми в других странах, а на родине им предлагалось работать на земле и первое время жить в палаточных лагерях. 

Тем не менее территория нового государства постепенно росла. Если в 1910 году был один кибуц, то к 1940-м годам их было около восьмидесяти. 

После образования государства Израиль в 1948 году в него стали приезжать мигранты из Европы и выходцы из Советского Союза. 

Грамотная миграционная политика ведётся Израилем и в настоящее время – из разных стран приглашают на работу специалистов. Израиль делает ставку на молодёжь, на тех, кто хочет работать и учиться. В стране существует много программ и возможностей для развития. 

Евреи и христианство

Третья несостыковка состоит в том, что часто мы отождествляем христианство и евреев. Но на самом деле они находятся в культурном и историческом противоречии. Исконная вера еврейского народа – иудаизм, а не христианство. И, по сути, страна хранит святыни, которые для её народа таковыми не являются. 

К христианским реликвиям и историческим местам на своей земле израильтяне относятся спокойно, как к данности. Настоящий Израиль скорее можно увидеть не на туристических маршрутах, не в святых местах, а где-то в глубине обычных еврейских кварталов. 

Однако туризм и паломничество важны для экономики страны, они приносят стабильный доход. Поэтому к иностранцам израильтяне относятся корректно и немного настороженно. 

В Израиле хранится и часть российской истории. В ХIХ веке приобрести землю в Палестине считалось делом чести для любой христианской церкви. Русской в том числе. Храмы, основанные выходцами из дореволюционной России, неофициально называются «белыми» церквями. 

Один из таких комплексов – Русское подворье в Иерусалиме, построенное для нужд паломников. По-моему, это грустное место. Стены и воздух здесь будто пропитаны историей падения Российской империи. Люди собрали там всё самое ценное, что удавалось увезти с родины. Они шли в храм, как в место силы, олицетворение своего старого мира, надеялись вернуться, когда утихнет революция. А получилось, что их надежды рухнули в одночасье, оставив разочарование и боль. 

И эти столетние эмоции, горе и крушение надежд ощущаются в Русском подворье до сих пор. Нигде в мире я не встречал такого. И это ещё раз доказывает, что Израиль – перекрёсток миров, не только пространственных, но и временных. 

Мир и готовность к войне

Ещё одно противоречие состоит в том, что в Израиле конкурирующие за территорию (и часто воюющие) арабы и евреи живут очень тесно, буквально вперемешку. При этом в стране соблюдаются религиозные права, обычаи и праздники обоих народов. Существуют смешанные семьи. 

И всё же напряжение чувствуется везде и всегда. Страна как будто стоит на спящем вулкане. Здесь всегда ощущение угрозы возникновения локального конфликта. 

В Израиле повсюду горячие точки: Голанские высоты – спорная территория с Ливией, соседство с Палестиной, древний конфликт с Египтом. Поэтому израильские танки всегда находятся на боевом дежурстве, а жители страны в любой момент готовы взяться за оружие и отразить атаку. Или прыгнуть в бомбоубежище (не случайно комната безопасности имеется в каждом доме).

После неоднократных террористических актов в стране принимаются жёсткие меры безопасности. Для иностранцев они сравнимы с нарушением прав человека, а для израильтян – это насущная необходимость. 

Феномены Израиля

Страна, которая по историческим меркам является стартапом, удивляет не только противоречиями, но и достижениями. 

Израиль за короткое время из сельскохозяйственной коммуны превратился в современный технологический, научный и культурный центр. Выражения «израильская медицина», «израильские учёные», «израильская косметика» звучат в мире так же весомо, как и зарекомендовавшие себя бренды. Секрет успеха в том, что современные достижения и технологии в израильских продуктах тесно замешаны как на древних знаниях еврейского народа, так и на опыте, собранном по всему миру. 

Удивительно, как нация, оторванная от своей исторической родины на протяжении большого периода времени, сохранила традиции, язык и религию. Возможно, этот феномен заключается в силе еврейской диаспоры. 

«Суперспособность» евреев – умение поддерживать коммуникации по всему миру, превращать дружеские контакты в бизнес-связи, трансформировать опыт в ресурсы. 

Современный израильтянин верит в свою страну, но не загадывает на будущее. Он живёт настоящим. Конечно, у каждого есть план, но этот план без привязки к конкретному месту, дому, географической точке. Скорее, это вектор развития. Складывается впечатление, что и в XXI веке евреи готовы в любой момент сорваться с места и уехать. 

Так или иначе, но в Израиле скрыт большой потенциал, и он ещё откроет свои невидимые пласты и не раз поразит достижениями мир. 

Из этой страны я возвращался с противоречивыми чувствами. С одной стороны – удивление, потому что нашёл то, чего не ожидал увидеть, с другой – удовлетворение от того, что получил подтверждение своим догадкам: настоящий Израиль очень далёк от стереотипов, а феномен евреев и правда существует.