В январе 2024 года указом главы республики на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в УР назначен Олег Овчинников. Для делового сообщества республики, которая на федеральном уровне признаётся территорией, комфортной для открытия и ведения своего дела, ставящей цель серьёзно масштабировать долю бизнеса в ВРП, бизнес-омбудсмен – важная фигура. Наш журнал узнал у Олега Павловича, каким он видит свой ключевой функционал, насколько сохранятся прежние стратегии работы с бизнесом, какие новшества в работе будут внедрены.
Повестка ясна – работа продолжается
– Новый человек в «старом» кресле оказывается в особых условиях: он должен уметь преодолевать не только внешние, но и внутренние вызовы, один из которых – это скепсис команды. В моём случае – предпринимателей региона.
Моё назначение стало предметом дискуссий в деловом сообществе, и это вполне нормально. Когда происходят перемены, они в любом случае обсуждаются и заставляют задуматься о том, что придётся выйти из прежней зоны комфорта. Вспомним факт из поведенческой психологии: люди боятся потенциальных потерь больше, чем ценят потенциальные выгоды.
Главное в такой ситуации – быть в диалоге, доносить, что мои принципы, как защитника, совпадают с текущими и фундаментальными ценностями бизнеса. И этот диалог ведётся. С момента моего назначения прошло немало встреч с представителями предпринимательского сообщества. Те вопросы, проблемы, которые поднимались, –абсолютно понятная для меня повестка, я вижу перспективы того, как их можно решить, с кем прорабатывать. Каждый предприниматель может обратиться за поддержкой прямо сейчас, увидеть, что уполномоченный на региональном уровне реально влияет на бизнес-климат, выстраивает мостик между компаниями и региональной властью, министерствами, надзорными, контролирующими органами.
И, конечно, отмечу, что диалог с предпринимателями – это для меня не что-то новое. Работа в министерстве, на должности главы района была связана с поддержкой различных бизнес-инициатив, решением важных для делового сообщества вопросов. И здесь есть что отметить в качестве достойного результата: совместно мы реализовали более 200 проектов на сумму свыше 150 млн рублей.
Что-то сохраним, что-то реанимируем
Удмуртия уверенно входит в ТОП-3 регионов с наименьшей административной нагрузкой на бизнес. Это, безусловно, заслуга прежнего бизнес-омбудсмена, плодотворно работавшего в республике. В предыдущие периоды его силами в целом было сделано многое для развития в регионе бизнес-среды. Эффективные стратегии мы будем реализовывать и в дальнейшем, но новшества в работе, конечно, будут.
В целом я вижу институт уполномоченного не только как точку для приёма обращений о проблемах, а как единый механизм для помощи и поддержки предпринимателей, интегральную информационную площадку для бизнеса. Зачастую представители деловой среды мало информированы о существующих инструментах поддержки либо точно не знают, куда обратиться, чтобы их получить. Мы готовы выступить в роли информационного модератора – выстраиваем работу совместно с ключевыми региональными структурами поддержки, в том числе с Корпорацией развития УР, Центром компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров УР, Удмуртским фондом развития предпринимательства, ТПП УР. Институты поддержки будут активнее информировать бизнес-сообщество о возможностях, работать с предпринимателями более системно. Рассчитываем также выстроить более эффективное взаимодействие с региональными деловыми ассоциациями. Такого формата работы по принципу одного окна в республике ещё не было.
Из планируемых новшеств отмечу и следующее. На мой взгляд, необходимо реанимировать в регионе институт общественных помощников уполномоченного, сделать так, чтобы он позволял эффективнее получать от бизнеса обратную связь. Общественные помощники должны иметь ёмкие знания по различным вопросам, связанным с ведением предпринимательской деятельности, занимать проактивную позицию – не только заявлять о проблемах, но и понимать, как их решить, что совместная работа – шанс для их устранения. В целом их основная задача – мониторить, консолидировать вопросы, волнующие бизнес, доносить информацию до уполномоченного. Я, в свою очередь, для решения отмеченных вопросов буду инициировать создание координационных советов с участием представителей соответствующих органов власти.
Срез проблем
На основе информации, которую мы получаем в ходе встреч с предпринимателями, уже сформирован пул вопросов, над которыми необходимо работать. В их числе – и вопросы, ставшие «перманентными», такие, например, как снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, и новые проблемы. Что касается имущественных вопросов, то за последнее время в данном направлении было сделано довольно многое. Но мы обязательно проведём более системную оценку. Считаю, что вопрос остаётся открытым и с ним можно эффективно работать, при этом не делая резких движений, всё тщательно взвешивая и анализируя.
Сегодня главная проблема для многих компаний – дефицит кадров. И если крупные предприятия имеют ресурсы и возможности для удержания и привлечения человеческого капитала, МСП испытывает с этим трудности. Необходимо прорабатывать эту тему, помочь бизнесу в сложной кадровой ситуации. Например, с помощью точечных адресных программ поддержки.
Моя главная цель на ближайшую перспективу – наладить качественную коммуникацию с каждым предпринимателем, которому требуется помощь, – информационная, консалтинговая, по сути, любая. Больше общения, максимум взаимодействия – вот что нам нужно для совместного решения задач.
И при этом я вижу, что региональная власть готова поддерживать бизнес, ставит цель наращивания вклада предпринимателей в долю ВРП региона. Республика движется в эту сторону: по результатам прошедшего финансового года объявлено, что 30% местного бюджета формируют именно предприниматели. Нужно продолжать эту позитивную тенденцию.