За 45 лет работы в образовательной сфере Надежда Заварзина поняла: быть в тренде – значит не отставать, а обгонять тех, кто находится в авангарде. Эта философия позволила достигнуть многого: вывести Гуманитарно-юридический лицей № 86 в ТОП-500 лучших школ России, в число «Лучших школ РФ», «Ведущих общеобразовательных учреждений» страны. Отмечая ещё одну знаковую дату – 25-летний юбилей работы в должности директора – Надежда Заварзина рассказывает о профессиональном становлении и о том, как выбранная стратегия привела к успеху.   

– Надежда Анатольевна, 2020 год стал для вас особенный. Он ознаменован целой чередой юбилеев и памятных дат.

– Для меня он действительно богат на события. Я отметила своё 65-летие, 25 лет в работы в качестве директора лицея, 45-летие своей профессиональной деятельности. Предыдущий год тоже стал занковым: мне присвоено звание «Почётный гражданин г. Ижевска». Но самое ценное для меня – это, конечно, не даты. Я живу и работаю ради той цели, которую поставила для себя, когда впервые перешагнула порог школы. Моя цель как директора – создать в лицее атмосферу, позволяющую ребёнку комфортно встраиваться в образовательную среду, получать блестящие знания, быстро впитывать в себя новое. И, что очень важно, расти как личность, быть гражданином, который уже в школьные годы выбирает своё призвание, умеет ставить цели и покорять высоты. 

Наши ребята – действительно настоящие лицеисты, талантливые, эрудированные, разносторонне развитые. Лицей входит в число лидеров образовательных учреждений республики по числу медалистов, по победам в олимпиадах федерального уровня. Наши ученики успешно поступают в ведущие вузы страны, работают в крупных компаниях России и всего мира.       

– Что вспоминается в первую очередь, когда вы мысленно обращаетесь к истокам профессионального пути?

– Скажу честно: никогда не мечтала быть директором школы. Это высокая ответственность. Не должность, а, скорее, судьба. Но сегодня понимаю, что не смогла бы жить без этого. Школа для меня – это, в первую очередь, дети, их способность дарить энергетику, невероятные силы для работы и развития. Помню период, когда я, уже будучи директором, не имела возможности преподавать – все часы были распределены между учителями. Это было самое непростое время, для меня дефицит общения с ребятами –острая нехватка кислорода.     

Многое в жизни могло сложиться по-другому. Я должна была поступать в технический вуз, даже пришла на вступительные экзамены, но сердце вовремя подсказало: это не моё. В последний момент отказалась от поступления и приняла решение получить педагогическое образование. Подала документы в Можгинское педучилище, позже заочно окончила филологический факультет УдГУ. В целом я много училась, использовала любую возможность для повышения квалификации.

Моё профессиональное развитие проходило быстро. Ещё работая в школе № 45, я получила республиканский статус учителя-методиста, в 1991 году выиграла городской конкурс и стала «Учителем года». Наверное, не случайно ещё мой классный руководитель сказала мне такие напутственные слова: «Желаю быть хорошим педагогом».

За годы работы в школе я стала Почётным работником общего образования РФ, Заслуженным работником народного образования УР, Народным учителем УР.

– Каким было знакомство со школой, ставшей во многом для вас смыслом жизни?

– В нашей школе работаю с самого её основания, пришла сюда, когда школа ещё достраивалась. Первое время была заместителем директора по учебно-воспитательной работе, руководила начальной школой. Это был плодотворный период, когда училась глубоко «чувствовать» детей, хорошо понимая, что начальная ступень – старт в будущее. В общей сложности начальной школе посвятила почти 20 лет жизни.

В 1994 году, когда на базе школы был открыт лицей, меня назначили завучем лицейских классов. Это было время интенсивной работы. Мы проводили множество мероприятий на сплочение ребят, организовывали обширную внеклассную деятельность.

В 1995 году меня назначили директором, уже тогда я наметила план действий, который должен был вывести лицей на лидерские позиции. Всё запланированное выполнено, мы стали одним из ведущих образовательных учреждений республики и страны.

– Что помогло в этом?

– Философия опережающего развития. Нужно быть первооткрывателями, а не последователями.

В 90-е годы мы одними из первых наладили сотрудничество со Школой демократических культур Москвы, Российским фондом правовых реформ. Это внесло большой вклад в воспитание лицеистов как будущих представителей политической элиты, талантливых правозащитников. Ребята успешно побеждали и побеждают в олимпиадах федерального уровня по истории, праву, обществознанию.       

Также мы первыми в республике внедрили систему обучения по профилям – юридическому, экономическому, историческому, социально-педагогическому. Обучение проводилось при взаимодействии с вузами. Ребята, выбравшие исторический профиль, в летнее время ездили на раскопки. Учащиеся социально-педагогического направления были помощниками в детских садах и школьных лагерях. Будущие юристы посещали судебные заседания, выезжали в колонии.

Многие выпускники, прошедшие профильное обучение, построили блестящую карьеру, получили призвание в деловом сообществе не только в Удмуртии, но в России, за рубежом. 

Коллектив лицея одним из первых в Удмуртии начал реализацию проекта «Цифровая школа». В 2003 году состоялся первый выпуск класса ИТ. Уровень подготовки выпускников – высокий, наши ребята ценятся российскими и иностранными работодателями.

Сегодня традиции дополняются новациями, в образовательный процесс внедряются прогрессивные формы работы. Не случайно лицей включён в Нацреестр «Ведущие общеобразовательные учреждения России», «Лучшие школы России», несколько лет подряд входил в ТОП-500 школ России, является победителем конкурсов нацпроекта «Образование».

Большое внимание уделяем нравственному воспитанию ребят, в этом помогает сотрудничество с епархией, с казачьим движением, с общественными организациями и вузами.

Активно поддерживаю спортсменов, в лицее для этого создана отличная материальная база. Развиваем креативные способности ребят, организуем яркие творческие, песенные, танцевальные конкурсы. Лицей имеет награды Невской образовательной ассамблеи за работу по здоровьесбережению, за внеучебную и инновационную деятельность.  

– Ассамблея, кроме того, удостоила вас звания «Эффективный руководитель».

– Меня называют стратегом, генератором идей. А реализовывать идеи мне помогают педагоги лицея. Это профессионалы, знающие своё дело, яркие личности, воспитывающие настоящих лицеистов. И я горжусь ими!

Почётный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики, Народный учитель Удмуртской Республики, директор МБОУ «Гуманитарно-юридический лицей № 86»