Система образования, и в первую очередь – старшая ступень школы – нуждается в преобразованиях, причём как по форме, так и по содержанию. О том, как и чему нужно учить современных детей, чтобы они могли эффективно реализовать себя в социуме, рассказывает директор АМОУ «Гуманитарный лицей», советник главы Ижевска по социально-экономическому развитию, председатель Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты УР, кандидат педагогических наук Михаил Черемных.

 

Перегрузка и перезагрузка

Мы до сих пор учим детей по старой модели, которая отлично себя зарекомендовала, когда надо было быстро ликвидировать безграмотность. Это модель однотипной, «конвейерной» и относительно недорогой массовой школы. Но она не отвечает современным требованиям, не обеспечивает выпускников навыками, которые нужны современному обществу, рынку, работодателям. У нас нет ни вариативности учебных программ, ни педагогического сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих в каждом ребёнке раскрыть и развить его таланты и возможности.

При этом школы реально перегружены. Например, по разным оценкам от 10 до 14 тыс. детей из общего количества в 70 тыс. ижевских школьников сегодня учатся во вторую и даже — в третью смены. Чтобы в соответствии с посылом президента России перевести до 2025 года все школы на односменное обучение, в Ижевске надо построить 10 школ по 1–1,5 тыс. мест в каждой, и стоить это будет около 10 млрд рублей. С учётом ограниченного финансирования на это потребуется 10–12 лет, и, соответственно, в установленный президентом срок мы не успеваем. К тому же на данный момент 17% учебных заведений находятся в предаварийном состоянии. Через три-четыре года их надо будет закрывать, и значит, ситуация с дефицитом школьных мест ещё усугубится.

Может показаться, что ситуация безвыходная. Но решение для неё есть! Мы предлагаем создать всего одну школу, но для всех старшеклассников города. Одна школа старшей ступени – с единой программой, с общими ресурсами, с возможностями сетевого обучения. И для этого Ижевску не нужны десять новых школьных зданий. Надо построить пять корпусов единой старшей школы, и средств на это необходимо не 10, а 5 млрд руб., и по времени не 10–12, а пять-шесть лет. И самое главное – это будет совершенно иной уровень образования и подготовки старшеклассников.

Секрет такого решения состоит в том, что в 10–11 классах в соответствии с новыми стандартами и современными образовательными технологиями постоянное присутствие ученика в школе не требуется. Не менее половины учебного времени старшеклассник реализует социальные проекты и исследования вне стен школы, проходит стажировки и практики на предприятиях, самостоятельно, в том числе в Интернете, изучает интересующие его предметы. Сама форма старшей ступени школы – дизайн и архитектура – строится не как «школа», а как «центр управления полётами».

Orestad College, Копенгаген, Дания

Образовательное «Сделано в Удмуртии»

Мы начинаем не «в чистом поле». К примеру, в городе Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ) ещё десять лет назад начал работать многопрофильный лицей – «седьмая школа» для старшеклассников всех шести общеобразовательных учреждений города. В результате там был получен сильный эффект: за два года рост качества образования составил 14%. То есть все эти дети демонстрируют качество знаний на уровне или даже выше лицеев и гимназий округа. Аналогичные проекты действуют в Чайковском, Кунгуре и других городах Пермского края. Но это всё небольшие города. Мы же говорим про единую старшую школу в городе, где 650 тыс. жителей. Представьте, что в ней одновременно будут учиться 10 тыс. старшеклассников. Это другая атмосфера, другой преподавательский состав, огромная вариативность программ – не два-три спецкурса на выбор, как сейчас, а возможность конструировать свою персональную образовательную программу практически любого профильного направления.

Совершенно ясно, что этот проект даст Ижевску шанс стать лидером в реализации новой модели старшей школы. Проблемы перегрузки школ существуют в большинстве городов нашей страны, и где-то – ещё острее, чем у нас. Поэтому наша модель может послужить примером для других. К нам будут приезжать за опытом. У Ижевска будет возможность держать в этом направлении статус «Сделано в Удмуртии». И самое важное – в перспективе столица Удмуртии может стать российской «образовательной Меккой», куда родители будут отправлять учиться своих детей. А это – серьёзная экономика и огромные шансы развития для региона.

Школа Penleighand Essendon Grammar в Мельбурне, Австралия

Да, безусловно, проект перезагружает всю систему образования.

Современная старшая школа задаёт другие требования к среднему звену – его выпускники тоже должны быть подготовлены к самостоятельности, к ответственному принятию решений о своём образовании. А это, в свою очередь, обусловливает иной подход к начальной школе. И с другой стороны – меняет вузы и всю систему среднего профессионального образования, поскольку они получат абитуриентов иного качества. Но это – требование времени. И многие это понимают. Про наш проект сегодня знают уже почти все лица, принимающие решения на уровне города и региона. К нему хорошо относятся и готовы поддержать в любой момент глава города Ижевска Олег Бекмеметьев, министр образования Удмуртской Республики Светлана Болотникова, депутат Госдумы от Удмуртии Алексей Загребин, не говоря уже про экспертов федерального уровня.

Большой проблемой для нас была непредсказуемость реакции со стороны директоров ижевских школ. Я выступал перед ними, в ходе дискуссии мы получили разные вопросы, некоторые – очень содержательные, жёсткие. Но по результатам анонимной анкеты 80% директоров отнеслись к идее положительно, и 70% проголосовавших изъявили желание работать в этом проекте. И эта в целом позитивная реакция директоров понятна. В тех городах, где старшая школа выделена в единую образовательную организацию, качество образования существенно повышается. А директоров ижевских школ всегда отличала готовность работать, прежде всего, в интересах города и юных горожан.

Колледж в Копенгагене

Проект для будущего Ижевска

Прошедшая в начале апреля масштабная стратегическая сессия городского развития «Ижевск 2030» подтвердила, что ключевым направлением подготовки старшеклассников Ижевска, скорее всего, станет предпринимательство. Конечно, предметная специализация у каждого школьника будет своя. Но предпринимательский стиль мышления – когда молодой человек, чем бы он ни занимался, может поставить цель, достичь её, собрать, если потребуется, волю в кулак – должен стать ключевым для всех. Ижевск может стать для старшеклассников местом приложения собственных сил, возможностей и талантов, и тогда он, в свою очередь, получит новые идеи для развития.

По итогам стратегической сессии наш проект Городской сетевой старшей школы-комплекса попал в пятёрку наиболее перспективных городских проектов и будет включён в стратегическую программу развития Ижевска до 2030 года. Но новая школа должна быть организована до 2025 года. Для этого в разных районах города уже определены площадки под строительство и даже проведены переговоры с потенциальными инвесторами. Я долгое время был убеждён, что нам необходимы новые здания. Однако на стратссесии один из федеральных экспертов подал идею, что можно использовать и пустующие помещения типа заводских цехов. И действительно, эти постройки – свободные, просторные, без перегородок, с высоченными потолками – лучше всего подходят для целей нашего проекта. Например, это главный корпус «Ижмаша», высвобождающиеся корпуса механического завода, историческое здание завода Бодалёва на набережной Ижевского пруда и так далее.

Я понимаю, что в их реконструкцию, возможно, придётся вложить средства, сопоставимые со строительством новых зданий. Но ведь, с другой стороны, мы не только получаем современное образовательное пространство, но и сохраняем исторические здания. И то и другое важно для города, республики. Поэтому сейчас прорабатываются оба варианта. Посмотрим, какой в конечном итоге будет принят за основу.

Пример организации высшей школы в США
Директор АМОУ «Гуманитарный лицей», г. Ижевск, кандидат педагогических наук, член Правления Ассоциации специалиалистов «Развивающее обучение» (МАРО), руководитель проекта «Школа Сколково в Ижевске», советник главы Ижевска по социально-экономическому развитию.