Ижевский Гуманитарный лицей первым среди школ Ижевска и Удмуртии в 2017–2018 учебном году начал обучение по всемирно признанной программе Международного бакалавриата. И единственный среди учебных заведений России внедряет её сразу по трём направлениям – в начальном, среднем и старшем звене. О преимуществах данной системы – в интервью директора лицея Михаила Черемных.
— Михаил Петрович, бакалавриат в первую очередь ассоциируется с высшим образованием. А каким образом термин «международный бакалавриат» применим к средней школе?
– Россияне привыкли, что бакалавриат – это вузовская программа из четырёх курсов. Но на самом деле программа «Международный бакалавриат» к высшей школе не имеет никакого отношения. Это международная школьная образовательная программа. В мире она практикуется с 1968 года. Её история такова: школы при посольствах в разных странах надо было обеспечить такой универсальной программой, чтобы дети дипломатических работников при переездах из страны в страну могли получить универсальное международное образование, позволяющее им поступать учиться в западный вуз. Так была создана некоммерческая негосударственная организация International Baccalaureate. На сегодняшний день по данной программе работает порядка 3,5 тыс. школ во всём мире. Больше всего их в США, очень много в Европе и Великобритании. В России программа внедрена в 40 учебных заведениях, из них 22 школы государственные, остальные частные.
– Благодаря Ижевскому Гуманитарному лицею о программе Международного бакалавриата узнали и в нашем городе. Но произошло это не в текущем году, а гораздо раньше…
– Действительно, наш лицей ещё в 2008 году получил статус «заинтересованная школа» в НКО «Международный бакалавриат». Но тогда нам не удалось начать по ней работать: программа недешёвая, и с её внедрением возникли трудности. Хотя несколькими годами ранее в других субъектах, например в Пермском крае, в Красноярском крае, она начала реализовываться на средства региональных бюджетов. Но прошло время, и мы поняли, что вопрос качественного образования европейского уровня становится всё более актуальным. Поэтому в 2017 году лицей подаёт заявку в Организацию Международного бакалавриата на следующий статус – «кандидат», что позволит нам получать консультационную помощь и впоследствии претендовать на третью ступень программы – лицензирование.
– А вы уверены, что западное образование нам необходимо? Ведь тех, кто поедет учиться за границу, в Ижевске не так много, да и в отечественной средней, высшей школе постоянно столько новшеств – только успевай осваивать.
– Оно даже не западное, а международное, но при этом в нём много ценностей, которые необходимы любому. Дети, прошедшие программу МБ, способны учиться в течение всей жизни. Они всё новое, незнакомое воспринимают как ресурс для дальнейшего развития, имеют хорошие исследовательские навыки, мотивационные способности. В российских вузах повсеместно развиты обменные и совместные программы. Выпускники МБ отлично знают английский язык, правильно оформляют заявки на обучение по обмену и поэтому имеют неоспоримые преимущества среди всех претендентов. И одна из главных особенностей Международного бакалавриата – интернациональное мышление. То есть вчерашние школьники способны принимать участие в международных проектах, могут работать в интернациональных командах в любой точке земного шара.
– Сложно ли было внедрять в Гуманитарном лицее программы Международного бакалавриата?
– В том, что мы делали и раньше, с ней много общего. В программе заложены многие передовые технологии образования – это идеи Выготского, Эльконина-Давыдова и т. д. У нас в начальной школе также ведётся развивающее обучение Эльконина-Давыдова, которое затем реализуется и в среднем звене. Мы также формируем у лицеистов четыре основных навыка XXI века – это критическое мышление, творчество, сотрудничество, эффективное общение. Что касается 9–11 классов, на базе нашего лицея создана Федеральная инновационная площадка Министерства образования и науки РФ по разработке технологий образования в старшей школе. Поэтому для старшеклассников мы выбрали новое направление МБ – профессионально ориентированную программу. Наш лицей первым среди российских школ начал её осваивать. Мы считаем, что ученикам в возрасте 16–17 лет надо давать бОльшую свободу в учебном процессе, в бОльшей степени готовить их к предстоящей профессиональной деятельности. И данная программа хорошо отвечает этим запросам дня. Приоритетное значение в ней отводится профессиональным курсам по выбранному направлению – это может быть маркетинг, менеджмент, дизайн и так далее.
– Как изменился учебный процесс у тех детей, которые решили осваивать технологии МБ? Не будет ли у них слишком большого объёма дополнительной нагрузки?
– В этом году по направлению «Международный бакалавриат» будут обучаться 45 детей – по 15 человек в первом, пятом и десятом классах. Кардинальных изменений не произойдёт: учебные планы составлены так, чтобы выполнять и российский, и международный образовательные стандарты. В начальной школе акценты делаются на развитие у детей интернационального мышления, вводятся межпредметные связи, общественная деятельность, чтобы они стали активными участниками школьной и городской жизни. При этом преподавание ведётся на русском. А в средней школе появляется второй рабочий язык – английский. В старших классах на нём преподаётся большинство предметов. На английском сдаются и финальные экзамены по программе. Поэтому от года к году количество иностранного языка у школьников постепенно увеличивается.
Интересно, что программа «Международный бакалавриат» предмет «Искусство и дизайн» считает обязательным. На Западе полагают, что он нужен всем – и в бизнесе необходимо уметь решать задачи творчески, не всегда в управленческих задачах на первом месте логика. Поэтому данный предмет дети изучают с 1 и до 11 класса.
– Реализация любой программы в первую очередь – это кадры. Есть ли в лицее педагоги с такой серьёзной профессиональной подготовкой?
– Для работы по программам Международного бакалавриата проводится конкурсный отбор. Далее, преподаватели проходят усиленные четырёхмесячные курсы по английскому языку, по основным принципам МБ и по своему предмету. Это серьёзная профессиональная подготовка. Поэтому программа выполняет ещё одну важную функцию – способствует профессиональному росту учителей и совершенствованию их педагогического мастерства.
– В чём её актуальность для Удмуртии в целом?
– Вопрос интеграции школьного образования региона в международную образовательную систему актуален для любого субъекта. А данная программа как раз обучает школьников по международным стандартам. Сегодня знания – действительно главная движущая сила. И то, что в регионе можно получить качественное образование высокого уровня, важно для всех, в том числе – и для высококвалифицированных мигрантов-специалистов, приезжающих на работу в Удмуртию, ведь у многих из них есть дети. Ну и, конечно, повышение образовательного уровня республики и эффективное развитие всех отраслей экономики, рост её инвестиционной привлекательности тесно взаимосвязаны. И, значит, реализация программ Международного бакалавриата будет способствовать социально-экономическому развитию Удмуртии.
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 211 от 05.02.2015 г.