Культура заботы о физическом и ментальном здоровье постепенно проникает в российский бизнес. Многие компании оплачивают сотрудникам посещение фитнес-клубов, проводят йогу для коллег, внедряют специальные программы обучения. Well-being1 – современные корпоративные программы, цель которых – повысить уровень благополучия кадров, удержать и вовлечь персонал. Какие существуют стратегии построения культуры благосостояния в компании и для чего они нужны – объясняют эксперты.

Алеся БИКБУЛАТОВА, старший менеджер по обучению ICL Services2:

– Если компания не уделяет внимание ментальному здоровью сотрудников, то получает целый ряд факторов, отрицательно влияющих на результаты и экономические показатели. Во-первых, снижается работоспособность и эффективность сотрудников. Во-вторых, со временем начинается их выгорание, что вслед за снижением мотивации ведёт к нежелательным увольнениям. В-третьих, это приводит к росту количества больничных, потому что снижение ментального здоровья рано или поздно сказывается на физическом. И последнее – это гарантированная потеря лояльности и ухудшение общей атмосферы в компании.

В состоянии выгорания у человека проявляется не только незаинтересованность в выполнении своей работы, но и высокая раздражительность, приводящая к конфликтам. Если перевести эти потери в финансовые показатели, то цифры будут довольно внушительные. Уволившиеся сотрудники будут не самым положительным образом влиять на бренд компании и её репутацию как работодателя.

Это своего рода антикризисные коммуникации – выгоднее заниматься ментальным здоровьем сотрудников, чем разбираться с последствиями. Сейчас мы можем найти большое количество примеров компаний, которые данной проблеме уделяют много внимания.

Наша корпоративная программа ДМС включает консультации с психологом, внутри компании проходят тренинги по ментальному здоровью, работе со стрессом, марафоны, нацеленные на поддержание ресурса сотрудников. Каждый квартал проводятся мероприятия, посвящённые физическому здоровью и развитию личных увлечений коллег. В наши менеджерские программы входят блоки по работе с ресурсом команды и инструменты по работе с выгоранием.

Серьёзные перемены, которые происходят в окружающем мире, повышают уровень стресса людей, и наши сотрудники не исключение. Выросла когнитивная нагрузка, всё больше приходится учиться и переучиваться, старые подходы и методы перестают работать, а новые создаются путём проб и ошибок. Проблема ментального здоровья перестала быть «факультативной». Она входит в обязательный перечень для компаний, которые хотят быть привлекательными работодателями и достигать высоких результатов.

Инна АНИСИМОВА, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner3:

– Заниматься благополучием сотрудников экономически выгодно. Бизнес делают люди, а хорошие специалисты скорее выберут комфортные условия труда – офис, где есть места для отдыха, кухня, приятный интерьер и хорошая техника. Для малого бизнеса важна коммуникация внутри команды. Высокие стандарты условий труда, дополнительное обучение за счёт компании, ДМС позволяют сотрудникам почувствовать заботу со стороны руководителя. Это располагает и мотивирует на продуктивную работу.

Уставший сотрудник склонен к фрустрации. От этого не выполняется KPI4 и страдают проекты. Есть много инструментов, которые сделают работу в компании приятнее для сотрудника. Главная задача – дать ощущение ценности. У нас этим занимается отдел маркетинга, потому что продвижение компании происходит в первую очередь внутри самой компании. Например, мы отмечаем три праздника: День рождения агентства – 11 августа, День любви к клиенту и сотруднику – 14 февраля и традиционный Новый год. К каждому празднику мы разрабатываем концепцию поздравлений и подарков. Прошлый день рождения агентства прошёл на регате. Мы ходили под парусом, ещё были конкурсы, дополнительные аттракционы и фуршет. А Новый год мы встречали в Карелии: доехали до Сортавалы на ретропоезде, спускались в гроты и гуляли по заснеженному парку. Такие мероприятия объединяют, развивают взаимопомощь.

Несколько раз в месяц у нас проходят внутренние встречи: брейнштормы, «обучалки», знакомство с новенькими и прочее. А пятничными вечерами мы часто собираемся на «настолки». Кстати, есть способ проверить, на каком уровне в компании внутренняя культура, – посмотреть общий чат. Если он живой, там делятся успехами и получают ответные поздравления, значит, внутренняя культура есть и она на высоком уровне.

Анна ЛАДЫГИНА, нутрициолог, специалист well-being проектов:

– Согласно исследованию Workplace Outcome Suite (WOS)5 2018 года, сотрудник, испытывающий стресс на работе, в среднем теряет 62 часа продуктивного рабочего времени в месяц, это почти восемь рабочих дней. Под действием стресса повышается риск развития и усугубления хронических заболеваний. По данным Integrated Benefits Institute6, затраты на сотрудников с хроническими заболеваниями в 3,5 раза выше, чем на здорового. Доказано, что корпоративные программы благополучия повышают производительность труда, снижают уровень презентизма, улучшают здоровье сотрудников. Возврат инвестиций в программу поддержки сотрудников может превышать затраты на её внедрение в 4–15 раз.

Не существует единого способа создать программу благополучия для организации. Нужно понимать, что разовые активности не дадут ожидаемого эффекта. Стратегия well-being должна быть комплексной и охватывать пять сфер: физическое и ментальное здоровье, финансовое благополучие, социальное благополучие, профессиональное развитие.

Существуют различные способы реализации программ: привлечение провайдеров оказания услуг, внедрение платформенных решений, использование собственных ресурсов компании и амбассадоров из числа активных сотрудников. Внутри блоков можно предложить, исходя из задач, разные активности: лекции, обучения, марафоны и конкурсы, индивидуальные консультации профильных специалистов, телемедицину, досуг для всей семьи, корпоративные мероприятия. При разработке программ благополучия важно делать акцент на эмпатии руководителей, обучении навыкам Mindfulness7, стрессоустойчивости, восстановлении баланса работы и отдыха.

1 Благополучие

2 АйСиЭл Сервисес

3 Пиар Партнер

4 Ключевые показатели эффективности

5 Воркплэйс Ауткам Свит

6 Институт комплексных преимуществ

7 Осознанность

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).