Мы начинаем говорить о городах, их эволюции, перспективах, месте человека в городе, роли городов в развитии страны. Тема городов не случайно привлекает столько внимания. Нечто значимое и пока невидимое глазу начинает происходить. Что? Давайте вместе распознаем этот тренд.
Развитие городов – национальный приоритет
На первом заседании Ижевского Экспертного Клуба, которое пройдёт в конце апреля с участием ведущих профессионалов города и страны, основной темой станут контуры Новой федеральной городской политики в Стратегии развития России 2018–2024 гг., которую мы сейчас готовим для Президента Российской Федерации. Вопросы федеральной городской политики и технологий развития городов, выбранные совместно с Минстроем России и другими партнёрами, встанут и в повестку IV Всероссийского Форума Живых городов летом этого года.
Тема городов прочно вошла в повестку руководства страны. Из 20 приоритетных национальных проектов два – про развитие городов. Первый – по развитию 319 моногородов и второй – по формированию комфортной городской среды в 12 145 муниципальных образованиях. Принимая активное участие в обоих, я позволю себе поделиться как цифрами и фактами, так и смыслом происходящего.
В масштабе России
Города конкурируют за людей. По словам замминистра Минстроя России Андрея Чибиса, городская среда играет две важнейшие роли: она мотивирует людей выбирать российские города и помогает воспитывать новое поколение, которому предстоит создать новый экономический уклад.
В приоритетном проекте «Городская среда», рассчитанном на 2017–2021 гг., уже принимают участие 1373 муниципальных образования, в которых проживает 99 млн человек. Об этом сообщил глава Минстроя России Михаил Мень врамках заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое состоялось 18 апреля под председательством премьер-министра страны Дмитрия Медведева.
С бюджетом в 50 млрд руб. на четыре года проект охватит более 12 тыс. городов и поселений, и его очевидная цель – создать более удобную среду для жизни. Но это внешний уровень, за ним есть ещё принципиальные цели. Что же это за цели?
От благоустройства к комплексному развитию
Развёртка проекта предусматривает переход к комплексному развитию городской среды – от газонов и скамеек к полноценному видению города как сложной живой системы или среды, где важно развитие всех уровней: инфраструктуры, управления, экономической деятельности, горожан и сообществ, коммуникаций, городской культуры и идентичности, объединяющих и движущих смыслов.
В списке мер развития территории значатся «событийное наполнение городских пространств», «создание инструментов экономического развития» и «формирование культурной ценности (идентичности) города». И это только начало.
«Город – это не только дороги и мэрия, это ещё люди и смыслы», – сказал ещё в 2014 году на открытии первого Форума Живых городов в Ижевске Денис Визгалов, один из лучших профессионалов в сфере городского развития. Прошло три года, и этот вектор принят руководством страны и реализуется по всей России.
Слово разработчику проекта
Ижевск уже закрепил прочную славу по России как центр инноваций в сфере общественных инициатив и городского развития, и Алексей Батурин, один из основателей Ассоциации развития города Ижевска и Форума Живых городов, вошёл в состав рабочей группы проекта в роли заместителя руководителя Общественно-делового совета при оритетного проекта «ЖКХ и городская среда». С первых дней он был в центре бурной работы по анализу ситуации, разработке НПА, сбору лучших экспертов, разработке методологической базы и программ обучения, контролю за реализацией проекта в правительстве, где он трудится в группе с куратором проекта Дмитрием Козаком, заместителем председателя Правительства РФ.
«Системная задача проекта – в стимулировании перезапуска подходов. Понятие «городская среда» включает в себя не только физическое устройство пространств, но и проектирование социальных сценариев, которые горожане будут там «проживать». В рамках проекта «Городская среда» планируется широкое вовлечение горожан и предпринимателей в совместное управление развитием города. В целом проект можно рассматривать как первый шаг к формированию комплексной государственной политики в отношении российских городов, обеспечивающей их устойчивое развитие».
Слово администратору проекта
Руководитель исполнительной дирекции проекта при Минстрое России Джемал Сурманидзе высказал следующую точку зрения: «Воспользоваться возможностями могут все города, но извлечь для себя настоящую выгоду смогут те, которые уже думали над своим развитием, осмысливали свои преимущества и проблемы. Они смогут потратить полученные средства с максимальной эффективностью.
Хочу отметить, что сотрудничество с экспертной платформой «Живые города» может дать самое главное – оптимизм и веру в возможность успеха. Это даже важнее, чем субсидии. Субсидии можно потратить без пользы, а оптимизм обязательно даст заметный результат. Ну и ещё «Живые города» – это уникальное не ангажированное и не зашоренное экспертное сообщество, готовое предлагать нестандартные решения.
И ещё очень важный момент: преимущество сегодня у тех, кто имеет реальные налаженные связи с городскими сообществами. У них будет возможность найти более интересные и живые проекты и, конечно, провести содержательное обсуждение с горожанами, что является обязательным требованием программы».
Проект «Городская среда» в Удмуртии и Ижевске
По словам председателя Гордумы Ижевска Олега Гарина, «это принципиально новый подход к благоустройству общественных территорий. Именно граждане определят, где будут скверы, нужны ли им клумбы, скамейки, фонари, как они будут выглядеть. Всё это даёт новый импульс к вовлечению граждан в местное самоуправление. Уверен, что проект позволит улучшить социальное самочувствие горожан и социально-экономический климат региона. Всего на проект в республике выделено 273 млн руб. из федерального бюджета и 122 млн руб. из бюджета УР».
Новый общественный договор
Другая глубинная цель проекта – это формирование открытых партнёрских отношений между органами власти и обществом. Это реализуется пошагово через всё большее вовлечение горожан на разных стадиях и масштабах проектирования изменений в городе. От согласования программ благоустройства до соучастия жителей в проектировании конкретных объектов, от согласования с жителями готовых работ до добровольного софинансирования проектов городскими предпринимателями, желающими оставить свой след в истории города.
На первом обучающем семинаре, который прошёл в Казани 6–7 марта, мы с коллегами из экспертного совета при Минстрое работали с 600 руководителями городов и регионов со всей страны. И было очевидно, что при всём желании действовать по-новому далеко не все понимают, как это делать. Соответственно, новые процессы будут внедряться поэтапно и потребуют усилий и внимания каждого из нас. Следуя заветам Ильича, нам предстоит «учиться, учиться и учиться», в основном на практике, через опыт и совместные действия.
Эффективные коммуникации
Как в семье, так и в обществе построение эффективных гармоничных коммуникаций может занять годы. Это всегда путь проб и ошибок, сопряжённый с встречей с внутренними страхами, сильными эмоциями и необходимостью менять свою позицию, выходить из зоны комфорта – чтобы создавать решение, которое учитывает интересы и ценности всех сторон. Уже видно, что проект «Городская среда» станет катализатором новых отношений в обществе. Хочется отметить тех глав регионов, которые своим примером показывают желание слышать и слушать, умение вовлекать людей в принятие решений об их городе, готовность внедрять современные практики социальных коммуникаций.
Например, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов не только сам принимает участие в реализации проекта, но и первый в стране создал спецподразделение по развитию городской среды. В Удмуртской Республике Александр Бречалов, используя обширный федеральный опыт общественной работы, уже в роли главы региона за первую неделю качественно изменил отношение всех чиновников к работе с людьми.
На встречах в органах власти, в штабе городских проектов ЛИФТ, на улицах города его посыл был прост: быть открытым с жителями, говорить на их языке, включать их в обсуждение и реализацию городских проектов становится нормой жизни и показателем профпригодности управленцев любого звена. По оценкам многих коллег, сейчас происходит самый быстрый сдвиг в мышлении и поведении за всю новейшую историю региона.
Новые возможности
Настоящие коммуникации открывают огромные возможности: они проявляют компетенции каждого, позволяют включить всех в координацию усилий и ресурсов. Коммуникации и координация рождают доверие, которое ведёт к более глубоким формам кооперации и сотворчества. Через это формируется новая культура развития. Этот путь пройдёт вся страна, но мы можем идти впереди и служить примером, отработать и передать другим субъектам РФ комплекс практик эффективного сотрудничества бизнеса, общества и власти.
В Зимней школе Живых городов в феврале 2017 года наряду с руководителями муниципалитетов и городскими командами из Нижнего Новгорода, Ижевска, Воткинска, Сарапула, Глазова, Махачкалы и других городов России принял участие и представитель Президента Российской Федерации, советник президента Михаил Федотов. Именно при содействии Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества прошёл первый форум, и, следуя традиции, Михаил Александрович принял участие в пленарной дискуссии «Новые подходы к развитию общества», где вместе с экспертами Живых городов обсудил, как можно лучше использовать скрытые резервы каждого человека для развития страны.
«Я постоянно обращаю внимание и подчёркиваю, что вот тот пар, который есть в нашем гражданском обществе, не должен уходить в гудок, наоборот, он должен двигать колёса, иначе у нас не было бы паровозов, а были бы только паровозные гудки. И поэтому вот ту энергию, которая есть в гражданском обществе, вот то движение, которое объединяет экспертов и гражданских активистов разных городов России в рамках проекта «Живые города», – это действительно живые люди, это живое гражданское общество. Оно уже структурируется, овладевает навыками коммуникации, объединения сил общества, бизнес-сообщества, муниципальных структур, государственных органов. И именно здесь может быть достигнут очень большой прогресс».
Сверхзадача
Наша республика стоит на пороге больших позитивных изменений. Как в спорте, слаженная игра команды определяет результат, а первые победы дают силы для дальнейшей системной работы. История Удмуртии полна героизма, трудовых подвигов, творчества, новаторства, открытий и достижений, здесь живут талантливые люди, и всё, что нам надо, – это стать единой командой, вдохновлённой и объединённой общим видением будущего, обрести настрой на высокие результаты и вместе пройти этот путь.
Используя новые возможности и подходы, мы сможем вместе сформулировать сверхзадачу, вывести регион в эталонный по стране в сфере общественных коммуникаций, социального согласия и комплексного развития. Несмотря на инертность многих, я вижу способность лучших людей города и региона сплотиться вокруг новой сверхзадачи и совместно вывести Удмуртию в лидеры по стране.
В истории Удмуртии в XX веке было два мощных лидера, легендарных организатора, чьи деяния с благодарностью сохранила народная память, – Устинов и Белобородов. Возможно, не случайно столько общих элементов в фамилиях Белобородов и Бречалов: Б-Р-Е-Л-О-В. Будущее. Развитие. Единство. Любовь. Общность. Вера.
Президент России оказал доверие и назначил Александра Владимировича возглавлять наш регион. Сплотив силы, встав плечом к плечу, основываясь на доверии со стороны всех созидательных сил республики, можно горы свернуть.
Синхронизированное развитие городов Удмуртии может стать основой стратегии роста всей республики, прецедентом в стране. Оно начинается с ясной цели и готовности действовать, преодолевая любые вызовы. Задача лидеров – активизировать скрытые резервы людей и создать слаженное действие, направленное на масштабные позитивные преобразования. Несмотря на кажущуюся пассивность большинства жителей, в реальности они просто ждут клич, который пробудит их сердца, ждут новой парадигмы, где их творческий созидательный потенциал будет востребован и начнёт проявляться по полной.