Одно из мероприятий сообщества предпринимателей «Бизнес Бизнесу» под руководством Андрея Коченова было посвящено психологии успеха: способам эффективного мышления и поведения на публичных мероприятиях, при работе с клиентами и командой. Одним из наиболее ярких спикеров бизнес-завтрака стала Ксения Строкова – психолог, тренер по ораторскому мастерству, эксперт по общению и проявленности. Предлагаем вашему вниманию ключевые тезисы выступления.
Многие люди, которые приходят на руководящие должности или начинают свой бизнес, сталкиваясь с необходимостью публичных выступлений или присутствия на нетворкинг-мероприятиях, говорят: «Я не публичная личность». Но самый важный вопрос, который стоит перед нами в этот момент, касается не того, насколько мы публичны, а стоим ли мы того, чтобы на нас посмотрели, нас услышали и выбрали для сотрудничества.
Причина или следствие?
Каждый из вас хотя бы раз стеснялся, волновался и боялся в тот момент, когда ему говорили “ты будешь выступать” или “ты пойдёшь к кому-то незнакомому” или “тебе нужно выполнить новую задачу”.
В такие моменты мы боимся очень многих вещей: осуждения, общественного мнения, непонимания. Но парадигма мышления меняется, когда мы понимаем, что можем выбирать свою роль: причина или следствие.
Когда я выхожу на сцену и начинаю стесняться, бояться того, что обо мне подумают и как на меня посмотрят, я становлюсь следствием. Когда мне сказали что-то неприятное, и я обижаюсь, то снова становлюсь следствием. Когда дети не слушаются, и я начинаю ругаться, я вновь выбираю роль следствия.
Нам – руководителям, бизнесменам, взрослым ответственным людям – очень важно уметь принимать роль причины и помнить: причина чего мы? Например, когда дети непослушны, я выдыхаю и вспоминаю, что я – причина любви, а не причина криков и скандалов. В этот момент мне точно становится спокойнее, легче. И тогда я могу принимать решения (и совершать действия), которые соответствуют моим ценностям и целям.
Вспомните ситуацию, когда вы обиделись, расстроились или стеснялись. Там вы были следствием. Теперь мысленно “наденьте” на себя роль причины. Меняется состояние и в голове появляются новые варианты решений и действий: можно прийти, приехать, позвонить, написать и изменить ход событий. И когда вы проводите самопрезентацию или идёте на мероприятие, будьте причиной – действуйте из своих ценностей и смыслов.
Наши сигналы
Вы не хотите публичности потому что боитесь что люди могут что-то узнать или увидеть? По секрету скажу: они всё равно всё узнают и увидят, как бы вы это не скрывали. На вас всегда смотрят. Люди всегда вас “читают”: смотрят, как вы входите, сидите, стоите. И, исходя из этих наблюдений, делают выводы: хотят они с вами общаться или нет. Тело — самый честный наш «этаж», и самый мудрый.
Сакральность, которая есть в нашей жизни, в жизни компании, и которую мы не хотим выносить в публичное поле, с одной стороны – прекрасная вещь. Но с другой стороны, мы часто скрываем то, что можно и нужно транслировать – наши преимущества и уникальность. При создании бизнеса вы могли сразу “подгрузить” в него определённые смыслы, но с течением времени у вашего детища появились новые “фишки”, которые вы не раскрыли сразу. Не нужно оставлять козыри на потом. Второго шанса может не быть, а “поздно” – это самое страшное в жизни слово. Когда бы ни прозвучало – всегда грустно. Поэтому, если у вас есть импульс о чём-то сообщить, с кем-то познакомиться или сделать комплимент, нужно делать это сразу. Это история не про ответственность и обязательства, а про момент душевного порыва.
При этом публичность – это не история про распахнутую душу. Только вы решаете, насколько сильно хотите открыться в конкретной ситуации. Однако я советую поступать вопреки распространённой метафоре о том, что для уверенного выступления нужно представлять людей в зале голыми. Когда я выхожу на сцену, то, наоборот, открываюсь полностью сама. Иногда люди удивляются, что так можно. Действительно, можно. Это волнительно и страшно, но даёт очень крутые результаты.
Как эффективно выстраивать публичную коммуникацию на всех уровнях?
На уровне мыслей, разума и речи выражайтесь максимально конкретно и опирайтесь на факты. Даже понятие счастья очень соразмерное: кто-то не чувствует себя счастливым без машины, а кому-то комфортнее ходить пешком. В эпоху маркетинга мы можем засыпать человека абстрактными комплиментами, и это не вызовет у него доверия. Но если мы похвалим одну конкретную и важную для собеседника деталь, то установим доброжелательный контакт. Поэтому очень важно уточнять, что вы имеете ввиду.
Если вы занимаете лидерскую позицию, забудьте словосочетание “мне кажется”. Когда вам действительно кажется, вы об этом не говорите. А значит, озвученная тема действительно важна. Ещё одна интересная фраза собственников – “нам надо”. Когда вы её произносите, сотрудники слышат её как “мне надо”. Лучше заменять это словосочетание другими (исходя из миссии компании и зримых целей) и для включённости работать над сплочением команды.
На уровне чувств транслируйте понятную позитивную энергию. В нашем мире не так много спокойствия, и если вы излучаете его, транслируя опорность и уверенность, люди будут тянуться к вам, поскольку рядом смогут отдохнуть. С другой стороны окружающих привлекает живая энергия, состояние интереса. Но это не значит, что нужно “набрасываться” с интересом на людей, во всём должен быть баланс.
На уровне тела следите за своими движениями. Человека, который сидит неподвижно полчаса в самой яркой одежде, можно не заметить. Поэтому, если вы долгое время в статике, начните двигаться. И наоборот: если вы очень подвижны, постарайтесь замедлиться и чередовать динамику и статику.
Главное: будьте честными. Прежде всего, с собой. Если вы хотите быть проявленными и яркими, не бойтесь признаться себе в этом. Слушайте себя, откликайтесь, проживайте разные чувства, состояния и транслируйте их в мир.
Фото с официальной страницы сообщества «Бизнес Бизнесу»