В музее-усадьбе П. И. Чайковского в Воткинске состоялся семинар на тему «Классическая музыка в XXI веке. Актуальные форматы музыкальных проектов и пути их продвижения» директора Лондонского фестиваля Генделя Самира Саванта.
Самир Савант более 20 лет занимается организацией мероприятий по популяризации классической музыки. Он – признанный писатель и общественный деятель. Его статьи публиковались в журналах Classical Music и Arts Professional. Также он возглавлял национальную конференцию Cultural Sector Network’s Института фандрайзинга – крупнейшее мероприятие такого рода в Европе для деятелей искусства и культурного наследия. Самир работал в Королевском музыкальном колледже, театре «Шекспировский глобус», Английской национальной опере, Королевской академии искусств, а в данный момент является директором Лондонского фестиваля Генделя.
В двухдневном обсуждении участвовали слушатели из Воткинска, Ижевска, Глазова, Перми, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга.
Екатерина Нименская, smm-администратор Екатерининского оркестра (Екатеринбург): «Мне было интересно перенять международный опыт, получить ответы на вопросы, касающиеся продвижения бренда, поиска и вовлечения аудитории. Мы с коллегой проехали 600 км, чтобы посетить семинар в Воткинске. И это было не зря!»
Британский специалист поделился опытом организации и проведения фестивалей, рассказал, с кем они сотрудничают, чего добились в этой сфере, а также о планах и амбициях на будущее.
Генделя считают своим земляком и немцы, и англичане. Великий композитор эпохи барокко, автор многих известных опер, ораторий и концертов родился в Германии, но большую часть жизни прожил в Англии. В число его наиболее известных произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка».
По мнению Петра Ильича Чайковского, «Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты, каких никогда не достигали другие композиторы…»
В память о таланте Джорджа Фридриха Генделя в Лондоне каждую весну с 1978 года проходит фестиваль, который длится целых шесть недель. В разнообразной программе – не только музыка композитора, но и дискуссии о наследии барокко, прогулки и экскурсии по памятным местам. Основное место проведения Handel Festival – Церковь Святого Джорджа на Ганноверской площади, которую при жизни регулярно посещал музыкант. Апогей фестиваля – оперная постановка.
В 2019 году фестиваль взял тему «Дивы Генделя». Организаторы исследовали жизнь известных певиц, «див» своего времени. Они были связаны с Генделем, для многих он написал свои самые известные роли. «Мы отдавали дань уважения женщинам, которые вдохновляли и давали жизнь музыке Генделя, и были удивительными образцами для подражания, привлекая преданных поклонников и огромную славу, но часто со сложными личными историями позади их общественного признания».
В работе коллеги ставят перед собой три задачи: изучение полного наследия Генделя и его современников, помощь начинающим талантам, более широкое вовлечение общества в их деятельность. Гендель воспитывал таланты, он привозил известных итальянских див, но, кроме того, находил талантливых исполнителей и певцов в Англии, помогал им добиваться известности и популярности. Именно поэтому не только музыка Генделя была важна для Лондона, но и вся его деятельность. И сейчас каждый год в рамках фестиваля проходит вокальный конкурс молодых исполнителей.
«Музыка Генделя в ДНК каждого британца. Я думаю, ему было бы приятно, что сейчас я здесь стою и рассказываю о его жизни и музыке людям из России», –отметил Самир Савант.
Самир рассказал, что в Великобритании большинство организаций не получают поддержку государства, поэтому они должны заниматься привлечением благотворительных средств. Их организация в том числе. У фестиваля есть музыкальные партнёры и те, кто предоставляет площадки для проведения мероприятий. Примерно 250 человек поддерживают материально, также поддержка идёт от корпоративных спонсоров и попечителей. Выручка фестиваля в год составляет 400–500 тыс. фунтов. Ежегодно его посещают порядка 5000 человек. Отдельно затронули темы маркетинга и брендинга, привлечения благотворительных средств. Слушатели узнали про уникальные торговые предложения фестиваля Генделя. Прошла интерактивная сессия «Как вы собираетесь изменить свою организацию?». Каждый из гостей рассказал, что больше всего вдохновило в ходе обсуждения и как эти знания можно использовать в работе организации, также выступили со своими идеями и мыслями, которые хотели бы реализовать.
Самир отметил, что «хотел бы поработать над совместным проектом «Чайковский в Лондоне». Он посетил музей великого композитора П. И. Чайковского в Воткинске и посмотрел столицу Удмуртии.
«Я был приглашён музеем Чайковского для проведения двухдневного семинара, где рассказывал о своём опыте работы как директор Лондонского фестиваля Генделя. Темой семинара стала «Классическая музыка в XXI веке». Мы обсудили много вопросов, в том числе управление в сфере культуры, привлечение посетителей, так как мы все чувствуем необходимость расширения аудитории организаций культуры. Думаю, всё сказанное нашло отклик у публики, собравшейся на семинаре.
Мне кажется, у Воткинска есть большой потенциал. На семинаре я приводил примеры развития двух небольших городов: Галле – родины Генделя и Бергамо – родины Доницетти. Оба этих города прекрасно развиваются с культурной точки зрения благодаря сотрудничеству местного правительства с культурными организациями и исполнителями. Их примеру может последовать и Воткинск, как родина Чайковского.
Я был поражён тёплым дружественным приёмом здесь, в музее. Я проехал длинный путь. Воткинск – это маленький город, расположенный достаточно далеко от Москвы и неизвестный в Великобритании. Поэтому, когда ехал сюда, точно не знал, чего ожидать. Но, как оказалось, музей Чайковского прекрасен, и мне здесь очень понравилось.
Я побывал на экскурсии по замечательному музею и действительно много узнал о Чайковском, его семье. Я не знал, что он был выходцем не из музыкальной семьи и что родители поддерживали его начинания в этой области. Два факта меня удивили больше всего: первый – его музыкальный талант проявился в самом раннем возрасте, второй – он умер очень рано. Кто знает, если бы он не заразился холерой, возможно, у него было бы ещё 10, 20 лет для того, чтобы написать много великих произведений, и это действительно трагедия.
Я очарован музеем, обстановкой в доме, экскурсоводом и актёрами, одетыми в костюмы XIX века, которые говорили от лица членов семьи Чайковских. Я был тронут этим подходом, в действительности, нигде не видел ничего подобного ранее. Это потрясающе. Я знаю, что у музея и так много посетителей, более 100 тыс. в год, но хотел бы пожелать организации больше международных контактов и новых проектов!»
Музей-усадьба П. И. Чайковского очень благодарен за возможность познакомиться с работой британских коллег. Это замечательный и нужный опыт, который обязательно будет использован по назначению!