В рамках литературного фестиваля «На родине П. И. Чайковского» в Ижевск приезжала директор Общественного института демографической безопасности, православный детский психолог, писатель, публицист, драматург, общественный деятель Ирина Медведева. Пообщались с Ириной Яковлевной о воспитании детей: лидерстве, иерархии и душевном равновесии. Подробности – в материале. 

Как воспитать ребёнка лидером? 

– В русской культуре лидерство – явление, обратное тому, что понимается на Западе под этим термином. Там лидер – тот, кто во что бы то ни стало идёт по головам других, чтобы выбиться вперёд.

У нас лидера выдвигают его товарищи. Лидер в русской культуре – умный, интересный человек и хороший организатор, который умеет выслушать и понять, пропустить других вперёд. Такой человек обладает широким культурным полем и интересуется другими людьми больше, чем собой. Это масса качеств, которыми обладают не все дети. Также и не все взрослые становятся лидерами. 

Думаю, что родители должны ставить перед собой задачу воспитать благородного человека, а уж будет он лидером или нет, зависит от очень многих факторов: от его характера, желания, обстоятельств и т. д. Но уж если задача вырастить лидера есть, надо делать всё для того, чтобы ребёнок не старался быть первым во что бы то ни стало, расталкивая всех локтями. Потому что это не благородно. Одно дело говорить «ты должен хорошо учиться, чтобы стать первым и главным», а другое – «ты должен учиться хорошо, чтобы стать умным человеком, радовать своих родителей и помогать другим людям». Мотивация абсолютно разная.

Родители, которые сегодня ребёнку внушают, что он обязательно должен побеждать в соревнованиях и учиться лучше всех, являются фабрикой детских неврозов. Дети нашего внутреннего устройства, нашего коллективного бессознательного очень нервно реагируют на стимуляцию лидерства. У нас вообще много людей с тонкой душевной организацией. И, как говорят в народе, где тонко, там и рвётся.  Сегодня много невротизированных и детей, и взрослых, так как людям внушается, что самое главное – быть лидером. Вообще, всё, что вредно для нравственности, обязательно вредит психике.

Как сохранить душевное равновесие ребёнку и подростку?

– Душевное равновесие и полное душевное спокойствие – разные вещи. Вообще, это нормально, что человек иногда волнуется. Это только люди ненормальные, с ледяным сердцем никогда не волнуются. Недаром в церкви говорят, что жизнь – это житейское море. Моря без волн не бывает. Нормально, когда дети волнуются, если у них есть причина для волнения. Ненормально только, когда у них волнение чрезмерное и непроходящее. Поэтому для того, чтобы уравновесить ребёнка, конечно, не надо спокойно смотреть на то, что он сидит в Интернете. Интернет страшно вреден. Не только для нравственности, но и для психики. Самое полезное для человека – воспитание в тех принципах, в том мироощущении, в тех моделях поведения, которые приняты в данной культуре. Опять же потому, что в памяти, которую Карл Густав Юнг называл коллективным бессознательным, каким-то загадочным образом закодированы основные модели поведения и мировоззрения, свойственные нашей культуре. Многие из нас поверили в очень опасную манипуляцию общественным сознанием – утверждение о том, что представления о добре и зле, которые были ещё совсем недавно, устарели, всё это покрылось нафталином. Манипуляция заключается в том, что устаревшим называют вневременное. А если устаревшим назвали вневременное, по логике, надо предложить новое. И нам предлагают разные виды безнравственности под видом новой нравственности. Не бывает новой или старой нравственности. Вот это полезно объяснять родителям, педагогам, воспитателям и вообще всем людям.

– Как организовать воспитание ребёнка в условиях ограниченного количества свободного времени? 

– Дело не в том, сколько времени тратишь на детей. И совсем необязательно тратить его много: в советское время детям тоже не уделяли большого количества времени. Если у родителей нет времени, кроме 10 минут в день, важно, что они могут дать за эти 10 минут вечером. Не стоит забывать, что детям не всё полезное кажется интересным и не всё вредное кажется отвратительным. Для этого и существуют взрослые, которые следят за тем, что дети потребляют. Ни один ребёнок не предпочтёт даже очень захватывающую игру общению с любимым и авторитетным взрослым. Просто родителям не всегда хочется это делать. И они подсовывают ребёнку вместо себя опасную электронную игрушку, к которой младшее поколение потом привыкает.

Надо, чтобы у ребёнка было ощущение защиты. А для этого вредно вступать с ребёнком в отношения, которые называют партнёрскими. Потому что партнёр по песочнице или партнёр по парте не могут ничему учить ребёнка в директивной форме. Воспитывать должен более старший и авторитетный, каковыми являются родители на самом деле.

Иерархия необходима. Первая иерархия, с которой сталкивается ребёнок и которая записана в его коллективном бессознательном, – это родители и он. Родители наверху, он внизу. Родители старшие и властные. Он младший, пока ещё безвластный, но любимый и любящий. И власть родителей – самая лучшая, потому что это власть любовная.

– При развитии Интернета актуально ли старшему поколению стремиться перенимать знания и опыт своих детей?  

– Конечно, взрослым можно перенимать что-то от младших. Да, молодое поколение легче осваивает Интернет и больше о нём знает. Поэтому им будет очень приятно научить маму пользоваться какими-то кнопками, которыми она не умела пользоваться.  Или можно помочь папе что-то скачать. 

Но всё равно главные знания как раньше передавали родители, так и должны передавать сейчас. Они должны помнить, что эти постулаты, знания – вневременные и не изменились за тысячелетия существования человека. По Библии человек существует примерно 7,5 тысяч лет. И важно не менять местами то, что сформировалось за это время.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).