Согласно данным финэкспертизы, за 2022 год количество постоянных посетителей фитнесклубов и спортивных секций в России выросло на 6,8%, или на 1 млн человек. К концу марта 2023 года, по результатам исследования Национального фитнес-сообщества, продажи клубных карт и абонементов в российских фитнес-клубах увеличились на 9,5%. Узнали, с чем социологи и эксперты отрасли связывают такой подъём и какие тренды в сфере фитнеса существуют сегодня.

галавкина

Наталия Галавкина, управляющая фитнес-клубом Intense, Ижевск:

– Действительно, количество посетителей фитнес-клубов увеличивается. Одна из причин такого роста – возвращение к допандемийной реальности. В 2020 году люди открыли для себя онлайн-тренировки и занятия на свежем воздухе. И через год после изоляции этот тренд оставался актуальным. Но в 2022 году многие ощутили потребность в сообществе, поиске единомышленников и стали возвращаться в фитнес-клубы. Наличие комьюнити людей с аналогичными интересами мотивирует и заряжает на достижения.

Однако рост посещаемости нельзя назвать кардинальным. В России количество людей, занимающихся фитнесом, достигает чуть более 2% от всего населения. Для сравнения, в Германии это 10–13%.

Основные изменения в сфере спортивных клубов касаются не количества, а возраста клиентов. Увеличивается поток молодой аудитории и старшего поколения. Особенный интерес вызывает тенденция роста посещаемости людей в возрасте, поскольку ранее этот пласт населения почти исключался. Но стоит заметить, что и клубы стали активно открывать восстановительные и реабилитационные направления: йогу, пилатес и новую систему GYROTONIC®. Это можно объяснить тем, что оздоровительные направления пользуются повышенным спросом, поскольку, в частности, помогают снимать негативные последствия сидячей работы и активного использования гаждетов. 

С актуализацией новых направлений меняются требования к тренерам. Профессионалы этой сферы часто учатся, поскольку отрасль регулярно меняется. Сегодня клиенты охотнее обращаются к тренерам, у которых есть врачебные навыки, сертификаты реабилитологов и других оздоровительных направлений. Нередко тренер выступает и как психолог. Тренировка длится час, остальная жизнь – насыщенная событиями и эмоциями – проходит за пределами зала. Люди идут на тренировки в разном психологическом и физическом состоянии. Одна из задач тренера – оценить эмоциональный фон человека и подобрать настрой, в котором пройдёт занятие, сделать его во всех смыслах комфортным и безопасным. 

В совокупности по республике мы видим тенденцию роста количества фитнес-клубов и  популяризации спорта, в частности оздоровительного направления. Такие тренды, направленные на улучшение качества жизни людей, не могут не радовать.

кононов

Александр Кононов, основатель фитнес-клуба «Пушка»:

–  Разница между посещаемостью в 2021 и 2022 году действительно есть. Во время пандемии существенно выросло количество онлайн-тренировок, соответствующих сервисов, небольших «подпольных» студий или мест приёма людей на дому. Это привело к уменьшению посещаемости классических фитнес-клубов. Также после локдауна у людей возникло опасение новых ковидных ограничений, которое  снизилось как раз  к 2022 году. 

Сегодня клубы, которые качественно подходят к организации своей работы, не только вернулись на допандемийные показатели, но и вышли на небольшой рост, иногда с  рекордами по выручке. Их наполняемость очень сильно зависит от качества работы отделов маркетинга и продаж, а также тренерского состава. Но иллюзий питать не стоит –затратная часть данного бизнеса существенно выросла, а прибыль, соответственно, снизилась. 

В 2022 году индустрия вновь претерпела изменения: например, очень много клиентов из нашей целевой аудитории покинули страну. Ещё одна сложность –  кадровая ситуация в этой сфере в Ижевске, связанная с отсутствием единой модели оплаты труда. Ряд клубов существенно снижают требования к себе и персоналу в финансовом плане, вплоть до полного отказа от оказания платных дополнительных услуг в пользу сотрудника. Это приводит к отсутствию нормальных рабочих процессов и неправильному пониманию тренером своей роли в бизнесе.
Тенденции развития показывают, что в ближайшее время однозначно будет расти количество объектов при сохранении текущего числа руководителей. Соответственно, снизится доля адекватного управления и менеджмента. На мой взгляд, было бы правильнее выстраивать работу фитнес-клубов города в соответствии с принципами федерального рынка, особенно в части оплаты труда и экономики. Но это возможно только при условии согласованных действий всех игроков.
Если говорить о потребительских трендах в отрасли, сегодня популярны направления «разумного» отношения к себе – mind & body (йога, пилатес, стретчинг). Одна из причин такого тренда – более осмысленный подход к действиям, вторая – относительно низкая интенсивность тренировок, третья – повсеместное появление подобных студий в формате «у дома». Высоким спросом пользуются и  относительно классические направления: единоборства, бег (ходьба) и плавание. 

гордон

Кристина Го́рдон, тренер по коммуникации и фитнесу (FPA), Москва:

– Пандемия отразилась на всех отраслях. Фитнес – не исключение. Независимая исследовательская компания FitnessData провела открытое исследование фитнес-объектов России и опросила крупнейших игроков рынка. Результаты исследования показывают, что примерно 10–30% специалистов покинули сферу фитнеса. Логично предположить, что причинами стали отток клиентов во время кризиса и, как следствие, падение уровня дохода.
При этом динамика отрасли за 2021–2022 год в целом показывает рост: примерно на 43% увеличились доходы тренеров, которые остались в сфере или пришли в неё с нуля. По результатам исследования, 9 из 10 тренеров имеют образование в сфере фитнеса. При этом более половины тренеров в 2022 году обучались онлайн. 

Полагаю, что этому способствовали два основных фактора: активный выход работы тренеров в онлайн, а также повышение ценности их профессионального уровня и квалификации. О значимости образования в сфере спорта и фитнеса говорит и прямая зависимость между зарплатой тренера и его спортивным разрядом. Помимо фитнес-образования, большую ценность имеют спортивное и медицинское образование. Например, у 33% тренеров есть спортивный разряд, который позволяет строить тренировочный процесс на более высоком уровне. 

Что касается тренда на онлайн-тренировки, они не заменяет оффлайн, а  становятся частью интеграции двух форматов. Стоит помнить, что онлайн подходит только тем, у кого уже есть тренировочный опыт и поставлена техника выполнения упражнений. Тренировать клиента онлайн с нуля не просто невозможно, но и небезопасно.

Отдельным вектором развития сферы в онлайне становится фитнес-блогинг: социальные сети позволяют тренеру собрать своего рода портфолио, продемонстрировать навыки до момента непосредственного общения с клиентом, записать видеоинструкции или разборы ошибок и техники выполнения упражнений.

пашков

Денис Пашков, генеральный директор компании «Фитнес-бутик» (дистрибьютор Adidas Fitness, Reebok Fitness, Century, Proxima Fitness), Москва:

– Как только объявили локдаун, фитнес-клубы закрылись, и люди были вынуждены оставаться в своих квартирах. Спрос на домашние тренажёры вырос в десятки раз. Наши склады опустели буквально за месяц.
На этой волне на рынок стали заходить новые игроки. Некоторые наши конкуренты поверили, что такой огромный спрос, как в марте-мае 2020 года, будет всегда, и решили увеличить закупки. Но закономерно, что с отменой запретов спрос пошёл на спад. В итоге некоторые компании остались с «затаренными» складами, проблемами с кэш-флоу, необходимостью вводить скидки, а значит, снижать маржу.

Наиболее востребованы, по-прежнему кардиотренажеры: беговые дорожки и эллиптические тренажёры, причём нашего производства. Если говорить о трендах, 10–15 лет назад наши исследования демонстрировали, что  пользователями кардиотренажёров в основном являются женщины. Сейчас статистика показывает одинаковый процент спроса среди мужской и женской аудитории. 

Для фитнес-клубов новые тенденции связаны всё больше с вовлечением людей в «нескучный» формат тренировок. Например, растёт популярность фит-бокса, который в США уже давно в тренде, по-прежнему в моде йога. Для любителей домашних тренировок начинает набирать обороты тренд с всё большим использованием мультимедиа в тренировках. Так, для клиентов важно, чтобы тренажёр был подключён к онлайн-сервису, где можно найти самые разнообразные варианты тренировок.

симонова

Анастасия Симонова, социолог-демограф (МГУ имени М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ), политический и бизнес-консультант, Москва:

– Подъем интереса к спортивным услугам в 2022 году обусловлен рядом факторов. 

Первый — появление потребности населения в возможности «сбросить» стресс и социальную усталость с помощью интенсивных физических нагрузок. Кроме того, мы наблюдаем естественное статистическое выравнивание демографических процессов, включающих также и поведение потребителя.  В 2020 году был отмечен заметный всплеск потребительского спроса на предложение рынка фитнес-индустрии в России. Людям тогда хотелось «выйти из дома хоть куда-нибудь». В 2021 году мы замечали «откат» спроса среди посетителей фитнес-клубов на представленное предложение. Это характеризовалось стремлением респондентов посещать как можно больше различных мероприятий и чаще бывать на свежем воздухе в первый год после пандемии. В 2022 году кривая потребительского спроса начала приходить в свою норму, соответствующую социально-экономическому развитию данной отрасли.

Среди факторов, влияющих на спрос услуг в конкретных фитнес-клубах, можно выделить уровень качества предоставляемых услуг (спортивное оснащение, а также соответствующую компетенцию сотрудников), актуальный прайс-лист и систему бонусов, широкий ассортимент предлагаемых услуг, а также местоположение фитнес-клуба. Для многих потенциальных клиентов решающим фактором при выборе места для занятий спортом может стать вопрос удобной парковки и наличие мероприятий, направленных на увеличение социальной активности посетителей фитнес-клуба (например, совместная тематическая экскурсия или пикник).

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).