В России министерств стало на одно больше. Подписан указ о разделении Министерства образования и науки на два отдельных: министерство просвещения РФ и министерство науки и высшего образования РФ. Решение об увеличении числа министерств вызывает у обывателя удивление: для чего нам множить ведомства, если учесть общероссийский тренд на сокращение числа госслужащих, продиктованный, в том числе, и желанием уменьшить расходы на обслуживание госаппарата? Между тем, история с реформированием министерства, в ведении которого находятся дела образовательные и научные, – штука не новая. Как и, непосредственно, номинация ведомства. Министерства и наркоматы просвещения в российской истории уже существовали, сменяя друг друга. 

Всё новое – хорошо забытое старое

Образуемое Министерство просвещения России, а точнее его наименование, отсылает нас даже не к советскому, а к дореволюционному периоду – тогда существовало практически одноимённое Министерство народного просвещения Российской империи. Позже к нему присоединилось управление духовных дел, и родилось Министерство духовных дел и народного просвещения.  Оно заведовало всеми учёными обществами, академиями, университетами, всеми общими учебными заведениями, а также некоторое время осуществляло цензуру печатных изданий через комитеты, созданные при университетах

В советские годы, когда церковь отделилась от государства, и дела духовные от образования отделились. Тогда существовал, в частности, Народный комиссариат просвещения РСФСР. Он также заведовал не только образованием. По факту в 1920-30-х годах комиссариат контролировал не только образование и науку, но и книгоиздательство, музеи, театры и кино, творческие объединения, международные культурные связи и так далее.

Не нова и инициатива о разделении управления высшей школой и общеобразовательным процессом. После распада СССР, в период до 1996 года, регулирование разных ступеней образования на федеральном уровне было поручено разным ведомствам. В ведении Министерства образования России была начальная ступень и среднее образование, включая среднее специальное, а высшей школой и наукой заведовали Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию (1993—1996) и Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991—1993). Такая структура просуществовала три года. После этого функции объединили в рамках одного структурного подразделения.

Минобрнауки России в своём нынешнем виде официально существовало с 2004 года. В его ведении находилось образование, молодежная политика, воспитание, организации отдыха и оздоровления, соцподдержки и защиты прав детей, опеки и попечительства несовершеннолетних, а также в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности (включая вопросы интеллектуальной собственности). Также Минобрнауки РФ было координатором контролером деятельности Рособрнадзора и Росмолодежи.

Что теперь?

Нынешнее решение о разделении Министерства образования и науки на два видится властям перспективным и обосновывается тем, что «позволит лучше сконцентрировать возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования». Министерство просвещения будет контролировать сферу общего образования, среднего профессионального образования, допобразования (соответствующего ступени), профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания. Министерству науки и высшего образования РФ подчинены сферы высшего образования, дополнительного профессионального образования (соответствующего ступени), научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий. Министерство будет отвечать также за развитие федеральных центров науки и высоких технологий. Кстати, в министерство науки вошло и Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которое ранее занималось имущественными вопросами Академии наук. Министерству науки были переданы сферы социальной поддержки молодёжи и молодёжная политика в целом. Ещё одной отдельной структурой стал Рособрнадзор, который будет заниматься лицензированием в области образования.

Министром просвещения РФ стала Ольга Васильева, руководившая ранее министерством образования, а министром науки и высшего образования РФ назначен Михаил Котюков, экс-глава Федерального агентства научных организаций.

Что дальше?

Само название «министерство просвещения» у современного человека вызывает лёгкое недоумение. Хотя Иммануил Кант не даёт забыть о том, что  просвещение –  это благо, ибо обозначает выход человека из состояния неспособности пользоваться своим рассудком самостоятельно, без руководства со стороны кого-то другого. Однако нынешним «просветителям» по статусу полагается это самое сознание формировать.

В смысловом поле «просвещения» имеются моменты, связанные не только с передачей знаний, но и с привитием определённых идей; прослеживается связь с духовностью и культурой. Есть подозрения, что, учитывая сегодняшние умонастроения, «просвещение» выльется в рассказы о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Пока на федеральном уровне сторонники разделения министерств через СМИ аргументируют своё мнение тем, что в системе образования назрел кризис, из которого нужно выходить, чему якобы поспособствует фиксация внимания на конкретной сфере. При этом, по всей видимости, в регионах (в частности, в Удмуртии) пока не совсем понимают, что произошло, как это будет работать и как эти изменения, произошедшие на федеральном уровне, «приземлятся» в регион. Комментариев от большинства экспертов образовательной сферы республики, к которым обращалась «Деловая репутация», пока получить не удалось.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).