Чтобы быть успешным, современному руководителю важно знать уровень своих компетенций и возможные точки роста. Определить направления курсов и тренингов среди огромного ассортимента, предлагаемого в области управления, крайне затруднительно. Директор одной из ведущих проектных компаний региона «АС-Проект» Елена Шикалова точно знает, что лежит в основе успеха руководителей, и готова делиться этими секретами с другими.

– Елена Александровна, вы ведёте практику бизнес-обучения с 2012 года. Как вы пришли к этой деятельности?

– Я получила два высших образования – физико-математическое и в сфере финансового менеджмента. В самом начале профессиональной деятельности преподавала математику в лицее. В группе компаний «АССО-Строй» занималась вопросами девелопмента, бюджетирования, проектирования, финансирования и инвестиций. Посетила огромное количество тренингов, мастер-классов, лекций.

В какой-то момент осознала, что обладаю достаточным багажом знаний, чтобы передавать его другим. Со стороны коллег также появился запрос – обучить их необходимым инструментам. Я много общаюсь с сообществом предпринимателей, знаю, какие ключевые моменты проседают и где необходима помощь. И я могу оказать её в рамках тех навыков и жизненного опыта, которые у меня есть.

Я верю в принцип пяти рукопожатий. Обучение новому помогает расширить кругозор и познакомиться с интересными людьми. Я не собираюсь конкурировать с другими тренинговыми компаниями. Для меня это не бизнес, не зарабатывание денег, не стартап, а скорее возможность быть полезной людям, занимающимся бизнесом. Мне важно не количество часов, проведённых с клиентом, а результативность совместной работы, поэтому большой акцент в своих программах я делаю именно на внедрении полученных знаний. Я прежде всего практик. Всё, что я прочитала, изучила и услышала, — сначала внедряю  в своём бизнесе. Мы «растём» вместе. Что-то срабатывает, что-то нет – плюс, многое приходится адаптировать под менталитет и стереотипы нашего региона. В своё время, пройдя через трудности самостоятельно, я поняла, что очень важно вовремя обратиться за помощью, чтобы минимизировать потери и уберечь бизнес  от убытков. Речь идёт не только о финансах компании, а прежде всего о стратегическом развитии, оперативном управлении и работе с персоналом.  

– С какими сложностями вы сталкивались в своей профессиональной деятельности?

– Мне, как исполнителю, было нелегко стать руководителем. Это долгий путь, требующий постоянного обучения и, конечно, изменения мышления. Кадры действительно нужно бережно, но методично «взращивать». Одна из моих программ так и называется – «Оперативный менеджмент для помощи формирования «золотого» кадрового резерва в организациях».

Непросто дался мне переход от наёмного сотрудника к собственнику бизнеса, от оперативного управления к постановке и решению стратегических задач. Поэтому теперь, когда я делюсь своим опытом ухода из операционки и стратегического менеджмента, я чётко знаю, о чём говорю.

– В каком формате вы проводите обучение?

– Есть разные форматы:  семинары, тренинги и личные консультации.  Задания выполняются по ходу действия. Аудитория может контактировать друг с другом, обсуждать поставленные задачи. Погружаясь непосредственно в процесс, люди раскрываются, знакомятся, тренируются вместе. Происходит личностное взаимодействие, что особенно важно.

– Кому будет полезно обучение?

– Начинающим руководителям, тем, кто планирует в ближайшем будущем стать начальником группы или отдела, а также предпринимателям, которые делают первые шаги в бизнесе и выходят на стадию формирования команды и работы с ней.

Одна из моих программ нацелена на создание собственного конструктора обучения. Мы рассматриваем сферы и навыки, которые необходимы каждому конкретному руководителю и компании в целом для того, чтобы быть конкурентоспособными  в современных реалиях. Жизнь сейчас очень динамична, необходимо постоянно поднимать уровень своего профессионального развития и обучаться. В большом потоке курсов теряешься, не знаешь, что выбрать, и не понимаешь, насколько это необходимо в данный момент. Я же предлагаю определиться с необходимыми направлениями, для этого создаётся пошаговый план. Кроме того, руководители приобретают полезные знакомства и эффективный нетворкинг.

– Как вам удаётся сохранять баланс в работе и личной жизни?

– Я очень люблю путешествовать по городам России и странам мира. Это позволяет расширить сознание и свои внутренние границы. Погружение в быт и культуру других народов развивает, приобретаются новые навыки общения, которые жизненно необходимы любому руководителю. Умение коммуницировать, брать что-то интересное и новое – тоже немаловажная составляющая, помогающая саморазвитию.