Российское образование находится в точке бифуркации. Делать какие-то прогнозы о том, куда будет двигаться образование, сложно. С одной стороны, наблюдается спрос на инновации. Они начинают реализовываться в системах частного и семейного образования. С другой – ведутся разговоры о создании унифицированной системы наподобие советской, что усиливает разрыв между актуальными современными задачами и системными решениями.

Вся мировая система образования находится в кризисе. Информация становится общедоступной. Если раньше носителями специфической информации были определённые люди и книги в библиотеке, то сейчас практически всё можно найти в смартфоне. В этом смысле система транслирования определённых знаний утрачивает свою актуальность. Возникает вопрос: а чему тогда должны учить школы и вузы? Есть версия, что, прежде всего, социализации – вхождению ребёнка в социум и умению коммуницировать, а также мышлению, самоорганизации, самопознанию и реальной деятельности.

Упор делается на особенности личности человека, его таланты и наращивание компетентности его деятельности. История про непрерывное образование в течение жизни – это та реальность, к которой мы движемся. Человеку придётся постоянно учиться и менять сферу своей деятельности. Каждому важно осознавать, кто он и что он может сделать в силу своих способностей.

На базе семейного образования и частных школ могут зарождаться инновации, которые нужны для того мира, в котором мы сейчас живём. Если в советское время ориентация на стандартизацию и унификацию была оправдана потребностью государства в контроле и централизованном управлении, то сейчас эта система себя изживает. Идёт запрос на гибкость и готовность быстро меняться. Это тема креативной экономики. Можно сказать, что государственное образование устарело и не всегда может учить по-современному. Контента сейчас много, но практика и осознавание себя через деятельность – это та точка роста, которая появится в будущем.

Пандемия ускорила внедрение в образование дистанционных форм обучения. Цифровизация открывает для этого все возможности, и нет смысла их сдерживать. С другой стороны, цифра – это только инструмент, который делает контент доступным, но если научиться этим инструментом пользоваться, это даст большие возможности в плане обучения. Это касается и школ, и высших учебных заведений.

Мир развивается циклично. Есть этапы, когда происходит централизация и децентрализация. Сейчас мы находимся в точке перехода от централизации к индивидуализации. На этом этапе будут сконцентрированы разные системы. Далее, скорее всего, снова произойдёт централизация, но уже в другом качестве. Возможно, появится система, объединяющая индивидуальные системы в одну.

Президент Фонда содействия развитию человеческого потенциала, заместитель директора по образованию, воспитанию и социализации школы МИР в Доброграде (Владимирская область), региональный эксперт МТА в области индивидуализации и тьюторства