В рамках литературного фестиваля «Читай, Ижевск» столицу Удмуртии посетил автор серий книг про Таню Гроттер, Мефодия Буслаева и других Дмитрий Емец. Поговорили с писателем-фантастом о детской литературе и вовлечении в культуру чтения сегодня. Подробнее – в материале «Деловой Репутации».

– Дмитрий, как вы считаете, правдиво ли утверждение, что нынешнее поколение увлекается чтением книг меньше, чем предыдущее? 

– Такая закономерность может быть связана с появлением смартфонов и гаджетов –  у человека в день есть примерно три часа свободного времени, и его наибольшая часть отводится «зависанию» в телефоне. По собственным наблюдениям знаю: чем позже у ребёнка появится смартфон, тем больше времени у него будет для развития. Как только родители приобрели для него гаджет, они «откатили» его на два года назад. Соответственно, чем позже произойдёт покупка смартфона, тем «откат» будет меньше. 

Не совсем понятно, как исправить такое влияние гаджетов на жизнь детей. Невозможно сказать, например, «давайте все разом откажемся от телефонов и выбросим их». Скорее всего, с таким призывом ты не будешь услышан. Поскольку основное внимание людей направлено в гаджеты, массово вопрос нужно решать именно с помощью них. И здесь получается замкнутый круг.

– Можно ли решить проблему падения интереса к чтению, не отказываясь от телефонов?
– Думаю, да. Например, на популяризацию литературы хорошо влияют аудиокниги. Сегодня существуют технологии, которые позволяют на крошечной флешке записать десятки часов звука. В аудиоформате представлены все классические и современные произведения, и люди могут слушать их через наушники телефона или колонки автомобиля в любой момент. Это позволяет держать культуру «на плаву» так же, как и живые встречи писателей с читателями. Вообще, сейчас литература по концепции сильно сближается с театром. Писатель, помимо того, что пишет книги, которые стоят на книжных полках, ещё и выступает в ипостаси некого театрального продукта – проводит лекции и мастер-классы. Аудиокниги и радиоспектакли, кстати, тоже можно приравнять к театральным проявлениям литературы.

Также важно вовлекать детей в чтение через школьную программу. На самом деле сейчас большая проблема в том, что преподавание русского языка и литературы в школе оторвано от действительности. Учителя-русисты, литераторы, которые действительно разбираются в своём предмете, понимают: сегодняшняя школьная программа подходит далеко не всем современным детям. Это совсем другие люди, у них другая начитанность, соответственно, нужны другие подходы. Например, очень хороший способ привить школьникам культуру чтения – просить рассказать 10 прочитанных книг раз в четверть. Неважно, будут это книги из школьной программы или нет. Важно запустить процесс чтения и сформировать этот навык в классах начальной школы, а дальше уже отслеживать динамику. 

– В своей семье вы популяризируете культуру увлечения литературой?
Детям стараюсь прививать чтение книг всеми силами. Конечно, с телефоном конкурировать сложно. Я пробую переключать их внимание через аудиокниги, которые включаю дома или в машине. С жанровой точки зрения какой-то табуированности нет – главное, чтобы уделяли больше времени литературе. В конце концов, каждый человек сам выбирает свои предпочтения, кто-то и вовсе далёк от чтения.
Единственный секрет, который я открыл для себя, – радость чтения передаётся детям от матери. Когда мама с удовольствием читает ребёнку вслух, ребёнок тоже начинает интересоваться книгами. Поэтому, если вы хотите, чтобы, повзрослев, ребёнок читал, каждый вечер читайте ему вслух семейные книги, которые будут объединять детей и взрослых. Если мы говорим о произведениях моего авторства, это может быть «Бунт пупсиков» или «День карапузов».  

– Назовите, пожалуйста, топ-5 книг, которые вы любили читать в детстве.

– Произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» я читал больше 15 раз. Выучил почти наизусть повесть «Чёрная стрела» Роберта Льюиса Стивенсона. Всегда нравилась «Книга Джунглей» Редьярда Киплинга, конечно же, «Винни Пух» Алана Милна и «Одиссея Капитана Блада». Вообще, увлекался всей приключенческой детской литературой. 

– Как вы считаете, чем обусловлена популярность книг про Мефодия Буслаева и Таню Гроттер? Могут ли сегодня быть аналогично популярны детские книги без западных референсов? Например, «Денискины рассказы» Драгунского или «Вредные советы» Григория Остера.

– «Таня Гроттер» действительно прозвучала изначально как пародия на «Гарри Поттера» и тем самым привлекла внимание. Читателю она понравилась, полюбилась. Мефодий Буслаев, в свою очередь, с западным референсом никак не связан, но связан на уровне второстепенных персонажей с «Таней Гроттер», и это зацепило определённую аудиторию. Вообще, когда ты пишешь первый бестселлер, на тебя падает огромная прожекторная вспышка внимания. И если в этот момент ты сможешь что-то сказать, если у тебя есть какие-то книги, заделы, рукописи, то эта вспышка может принести большую пользу в дальнейшем.

Что касается Григория Остера, я думаю, ему никогда не грозит литературное забвение. Он был и остаётся популярным писателем, дети с удовольствием читают его. Та же ситуация и с произведением Виктора Драгунского «Денискины рассказы» – нет повода сомневаться в его популярности. 

В целом, забвение никогда не грозит книге, написанной с опорой на реальную биографию. Например, «Похороните меня за плинтусом» или «Детство» Л. Н. Толстого. Любые книги, где есть автобиографический компонент, есть правда жизни, с каждым годом только набирают популярность, и это здорово. 

– Между детскими писателями нет конкуренции, борьбы за аудиторию? 

– Конкуренции, определённо, нет, это было бы нелогично. Например, если я люблю мороженое, то я съедаю мороженое разных фирм в каждом городе, постоянно пробую новые сорта, виды мороженого, ем его много, и все от этого в выигрыше. Если мороженщики разных фирм будут меня делить – это неправильный подход. Поэтому, когда мы получаем читателя, который прочитывает в неделю по одной хорошей книге, то нужно понимать, что сам процесс чтения уже запущен –  он будет читать разных авторов, и нет смысла конкурировать. Лучше думать о том, как вовлечь больше людей. Поэтому нам, писателям, сейчас лучше двигаться одним фронтом.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).