В этом году туристическая отрасль столкнулась с новыми вызовами. Сейчас бизнес и деловые поездки преодолевают последствия — глобальную рецессию, ограничения торговли, финансовый удар по поставщикам туристических услуг и новый уровень ответственности. Никогда ещё не было так важно отслеживать эффективность деловых поездок и планировать их с учетом всех факторов риска. О том, что происходит в деловом туризме в этом году и как он может повлиять на инфраструктуру городов, рассказывает генеральный директор российской travel tech компании «Ракета» Анатолий Курюмов.

— Самыми популярными направлениями командировок у российского бизнеса за последний месяц стали Москва, Санкт-Петербург, Нур-Султан, Казань, Краснодар, Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород, Алматы и Ростов-на-Дону. 

При этом на самолетах чаще всего летали в деловые поездки по России (абсолютный лидер), Казахстан, Беларусь, Турцию, Армению, Узбекистан, Италию, Индию, Германию и Кыргызстан. 

В июле 2022 года по сравнению с июнем авиабилеты для командировок покупали на 14% меньше. При этом в июле 2022-го сотрудники компаний лишь в 2% деловых путешествий приобретали билеты бизнес-класса – в остальных случаях покупали эконом. Поезда продолжают оставаться востребованными среди тех, кто отправляется в командировки. В основном, это поездки по России, но есть также и те, кто едет по делам на поезде в Белоруссию. 

Самый популярный тип мест, которые выбирают для командировок, — сидячий. Эксперты «Ракеты» это связывают с тем, что многие сотрудники ездят в поездки на скоростных комфортабельных поездах («Сапсан», «Стриж», «Ласточка»), что и формирует такой объем спроса. При этом лишь 10% от количества приобретенных билетов с сидячими местами – это класс СВ. Вагоны-купе пользуются ещё меньшей популярностью. 

Среди отельных бронирований в июле 2022 года пальму первенства держит Россия. За ней следуют Казахстан, Узбекистан, Турция, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Финляндия, Абхазия и Грузия. Лидеры направлений от месяца к месяцу меняются: если в июне в топ-10 отельных резерваций входили Франция, ОАЭ, Латвия, то в июле эти страны покинули десятку фаворитов. Количество бронирований гостиниц в июле чуть снизилось к июню – на 17%. Но мы связываем это с объективной ситуацией снижения деловой активности в данный период в целом. 

Для деловых туристов, которые направляются в командировки, в городах крайне важно пользоваться удобной инфраструктурой. Например, если аэропорт расположен вблизи города или прямо у него есть метро или скоростной ж/д поезд, который сможет оперативно доставить путешественника в центр города. Бизнес-туристам также очень удобно, когда возле аэропортов находятся выставочные комплексы, центры, если они направляются именно туда. Это освобождает от лишних разъездов, здорово экономит время. Сейчас такие примеры есть в России — например, «Экспо» в Екатеринбурге. 

Сегодня невозможно представить город без технологий. Согласитесь, туристу гораздо удобнее пользоваться мобильным приложением (особенно, если он в своей стране и не в роуминге) и через него заказать, например, такси. А не искать номера телефонов для трансфера, звонить куда-то, тратя время и силы. В городах все это должно быть выстроено в единую технологическую систему и дополнено отдельными tech-игроками со своими разработками. 

Хорошо, если в городе налажена система общественного транспорта. Не все сотрудники в командировках ездят на такси — работа транспорта для них весьма важна. Здесь, конечно, встает вопрос пробок. В идеале он должен быть решен, чтобы не создавать туристам проблем. Развитие туризма, в том числе делового, может существенно улучшить инфраструктуру городов: способствовать открытию новых отелей, улучшать качество сервиса самых разных тревел-услуг, создать дополнительные маршруты транспорта как муниципального, так и регионального, национального, международного. Кроме того, всё это положительно влияет на конкуренцию в туризме. От этого выиграет не только город, но и экономика, тревел-отрасль.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).