Кто должен первым здороваться: начальник или подчинённый? Как правильно позвать бизнес-партнёра в кафе? Какие темы точно не нужно поднимать во время переговоров? Об этих и других аспектах бизнес-этикета  рассказала консультант по этикету Дарья Михель. Подробности – в материале.

– Бизнес-этикет – это принятые в деловом обществе знаки уважения, которые необходимо оказывать гостям, клиентам и партнёрам. В деловом сообществе всегда есть чёткая иерархия. На первом месте – должность, статус. На втором – возраст. И только на третьем по важности – пол собеседника. Когда речь идёт о деловом этикете, забудьте, к какому полу вы принадлежите и сколько вам лет. Главное – лишь то, чего вы добились и какую должность занимаете. 

Представим ситуацию: молодой 35-летний начальник филиала идёт по коридору и встречает женщину-кассира 55 лет. Важно знать, кто кого первым должен поприветствовать. В этом случае первой поздороваться должна именно подчинённая со своим начальником. Но, допустим, что он знает эту женщину-кассира уже 15 лет, с самого начала работы организации. Он видит её и здоровается первым. В этот момент начальник нарушает правила этикета, но таким образом выражает сотруднику своё уважение и почтение. Ничего не стоило оказать такой знак уважения, но эффект был потрясающим. Для чего нужно знать правила? Чтобы грамотно их нарушать. 

Теперь перейдём к рукопожатию. Рукопожатие – практика необязательная, но принятая в деловом сообществе. Это единственный допустимый тактильный контакт. Рукопожатие имеет древнюю традицию, которая пришла ещё со времён рыцарства, – мужчины протягивали друг другу правую ладонь, тем самым демонстрируя, что в ней нет оружия, что они пришли с добром и миром. В деловой среде всегда первым подаёт руку тот, кто выше по статусу. Например, во время гипотетической встречи Владимира Путина и Ангелы Меркель будет правильно, если первым руку подаст Владимир Владимирович, поскольку его статус выше. Даже если так случится, что они будут в равном статусе, то в любом случае, согласно правилам этикета, Путин будет инициатором рукопожатия, потому что он старше по возрасту. А если бы он приехал к нам на бизнес-завтрак и мы бы растерялись и первые подали президенту руку, то он имел бы полное право не принять рукопожатие. Итак: первым при встрече здоровается подчинённый, а вот инициатива рукопожатия – прерогатива того, кто выше по статусу.  

«Когда речь идёт о деловом этикете, забудьте, к какому полу вы принадлежите и сколько вам лет. Главное – лишь то, чего вы добились и какую должность занимаете»

Сегодня всё больше бизнес-встреч и переговоров проходят в неформальной обстановке за завтраком или бизнес-ланчем. Возникает вопрос: почему бизнес-партнёры договариваются о встрече вне офиса? В неформальной обстановке человек расслабляется и тут уже обращаешь внимание, как он ведёт себя с официантами, какие у него манеры, приятно ли вам находится рядом с ним. То есть во время переговоров в ресторане мы можем понять, «свой» это человек или «чужой» для нас, хотим ли мы с ним иметь общие дела. Ещё один интересный нюанс касается оплаты счёта по завершении трапезы. На бизнес-встрече всегда платит тот, кто пригласил. 

Как понять, что вас пригласили? Когда вам говорят «давайте пообедаем» или «давайте сходим позавтракаем» – это значит, что собеседник подразумевает оплату счёта пополам. А вот если прозвучала фраза «я вас приглашаю», то платит тот, кто был инициатором встречи. То есть если я пригласила своего бизнес-партнёра и сказала «я вас приглашаю на бизнес-ланч», подразумевается, что счёт оплачивать буду я. Если вы хотите, чтобы счёт был оплачен пополам, лучше говорить «давайте сходим пообедаем».

Итак, вы пришли на деловой обед со своим главным помощником, аналогично поступила и другая сторона. Кто кому должен первым представиться? Первым представляется инициатор встречи. Затем представляет своё окружение по должности по нисходящей. То есть в первую очередь следует представить «правую руку». Дальше будет представляться главный гость. Затем он также по нисходящей представит своих сотрудников. Большое значение имеет рассадка. На встрече сидят друг напротив друга, согласно их статусу. То есть директор филиала сидит напротив другого директора. С правой стороны каждого из директоров сидит первый помощник, с левой –  ниже по должности, и далее также по иерархии, «отзеркаливая» рассадку каждой стороны переговоров. 

Разговор начинает также тот, кто был инициатором встречи. Я всегда рекомендую начать диалог с протокольных тем, которые не могут вызвать разногласий: хобби, спорт, погода, успешное предыдущее сотрудничество. И, напротив, никогда не стоит поднимать табуированные темы: говорить про политику, религию, здоровье, доход – о том, что может вызывать негатив, споры. А дальше уже можно говорить о бизнесе. Доставать ноутбук и заниматься подписанием договоров лучше после того, как еду и посуду убрали со стола. Телефон во время трапезы тоже лучше не класть на стол – всё-таки это один из самых грязных предметов. Но если вы ждёте важный звонок, можно оставить его на столе, предупредив собеседника. 

Завершает переговоры тоже тот, кто их инициировал. Не забывайте делать комплименты. Комплимент – это одна из форм влияния на человека, но необходимо всегда помнить, что он должен быть искренним. По содержанию комплимента можно определить вкус человека, его наблюдательность и воспитанность. Всегда найдётся то, за что можно похвалить собеседника. Правильно сделанный комплимент будет отличным вложением в будущие отношения. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).