Рынок труда претерпел серьёзные изменения дважды за этот год. Сначала в феврале, потом — в сентябре. Работодатели и соискатели находятся в состоянии тревожности. С одной стороны, это привело к увеличению количества резюме, с другой — не все, кто их разместил, готовы прямо сейчас менять работу. Для многих соискателей открытое резюме — некий «мониторинг» возможностей на случай, если что-то пойдет не так. О том, что действительно происходит на рынке труда, что делать — увольнять или удерживать сотрудников, и почему самое время нанять юриста, отвечают специалисты Казанского филиала HeadHunter. 

Их советы будут интересны не только тем, кто сейчас решает кадровые вопросы, но и тем, кто готов воспользоваться ситуацией для развития своего бизнеса и его укрепления.

О ситуации

Бронь от военной службы стала значительным преимуществом для работодателя. Все, кто мог её предоставить, закрыли свои потребности буквально в течение двух недель, даже при «скромных» уровнях зарплат.

Уже сейчас проявляется дефицит сотрудников в отраслях, где заняты молодые мужчины – производство, транспорт, строительство. В дальнейшем он будет только расти. В связи с этим рынок начинает разворачиваться в сторону возрастного населения, которым ранее работодатели не особо интересовались. Аналогичная тенденция и с женщинами – их стали брать на работу охотнее. Более благоприятной становится ситуация и для соискателей без опыта работы.

Всё больше соискателей интересуются форматами удаленной работы, особенно молодежь. При этом самой молодёжи становится меньше. Причиной тому не только миграция и мобилизация, но и демография. По прогнозам, к началу 2030-х годов численность населения в возрасте 20-39 лет сократится на четверть по сравнению с 2017-2019 годами. Поэтому работодателям стоит начинать готовиться к этому уже сейчас. К примеру, такой проект реализовали в МТС. Компания заменила молодёжь в колл-центрах на более старшую возрастную группу. Несмотря на то, что пришлось поменять некоторые алгоритмы, адаптировать их для людей старшего возраста, показатели работы не упали, а люди в возрасте, отвечая на звонки, оказались более терпеливыми.

Компании ориентируются на удержание персонала. Если в кризисные 2008 и 2014 годы работодатели легко расставались с сотрудниками, то сейчас это не так. Пандемия научила бизнес тому, что уволить сотрудников намного проще, чем потом найти им адекватную замену. Специалисты советуют постоянно мониторить настроения и удовлетворенность сотрудников. Как минимум, периодически проводить опрос на тему «Готовы ли вы порекомендовать вашу компанию в качестве работодателя своим друзьям и знакомым?». Важно отслеживать этот показатель, смотреть, как он меняется, и при необходимости предпринимать действия.

Конкуренция за персонал

Одна из важных характеристик рынка труда – соотношение активных вакансий к активным резюме. Наиболее удачным для работодателя оно было в начале пандемии – конкуренция составляла 8 резюме на 1 вакансию. Однако рынок к этим показателям с тех пор не возвращался и вряд ли в ближайшее время вернется, считают эксперты.

По данным октября, по России этот индекс составлял 5 (5 резюме на 1 вакансию), а в Удмуртии — 4,2. Предпосылки свидетельствуют о том, что он и дальше будет снижаться, а значит, наступает «рынок соискателя» — когда он выбирает, куда ему идти, а не компании выбирают, кого им принять на работу.

Между тем, не во всех профессиональных сферах дело обстоит так. По данным HeadHunter, в Удмуртии в сфере юриспруденции 7,2 резюме на 1 вакансию, 5 – бухгалтерия и управленческий персонал, 4,9 – административный персонал. Для компании это отличное время, чтобы обновить или расширить, например, свой юридический отдел, если вы давно собирались это сделать.

Намного хуже ситуация в сфере строительства и рабочего персонала – всего 0,8 резюме на 1 вакансию.

Время открыть офис в Казахстане

Только по официальным данным около 300 тысяч человек уехали за пределы России. HeadHunter отмечает значительный рост резюме граждан России в таких странах, как Казахстан (81%), Грузия (59%), Узбекистан (59%), Кыргызстан (55%) и других. В основном эти люди – квалифицированный персонал, в том числе те самые IT-специалисты, за которых идёт такая сильная борьба внутри страны.

Компании могут использовать это для своего роста. Ситуация самая благоприятная для развития филиальной сети. Уже многие начали открывать свои филиалы в этих странах. Это позволяет бизнесу легко найти сотрудников за границей с российским гражданством и «нашим ментальным кодом».

Рекомендации для бизнеса

Специалисты советуют: начинать заботиться о своих сотрудниках нужно прямо сейчас. Важно поддерживать и успокаивать их, выстроить коммуникацию и слышать их запросы. Внедряйте в постоянную практику общение топ-менеджеров с коллективом. Проводите опросы и другие мониторинги уровня стресса и благополучия сотрудников.

Не прекращайте работу с собственным брендом.

Мониторьте рынок, уровень зарплат и следите за поведением конкурентов. Но не забывайте, что в нынешней ситуации вы конкурируете за персонал не только внутри региона, но и с федералами. А с развитием удаленных форматов работы эта конкуренция набирает всё большие обороты. Теперь крупным российским игрокам даже не нужно тратиться на переезд сотрудника.

Будьте мобильными и гибкими. Если раньше горизонт планирования составлял 1-5 лет, то сейчас он сократится до 1 месяца, в лучшем случае 1 квартала.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).