Недавний опрос показал: треть российских предпринимателей продолжают размещать рекламу в запрещенных соцсетях. Чаще всего для продвижения выбираются Instagram* и Facebook*. Чем руководствуется бизнес, рекламируя товары и услуги через заблокированные площадки, а главное – чем он при этом рискует? В том числе, если иметь в виду недавнее введение штрафов за отсутствие маркировки рекламы, размещаемой в сети интернет.  

Екатерина Шаломай, бизнес-юрист:

— Деятельность Instagram* и Facebook*, принадлежащих компании Meta**, в России признана экстремистской и запрещена. Однако до сих пор у многих возникает вопрос: можно ли пользоваться этими запрещенными социальными сетями и рекламировать в них свой бизнес.  

Использование Instagram* и Facebook* в личных и в бизнес-целях не является уголовно наказуемым деянием при условии, если пользователи не используют соцсети в целях экстремизма, и их действия не направлены на поддержку экстремистской деятельности компании Meta**.

Уголовная ответственность предусмотрена за совершение действий, связанных с финансированием деятельности экстремистской организации. По статье 282.3 УК РФ, к ответственности могут привлечь за финансирование экстремистской деятельности, к которой будет относиться перевод денег Meta Platforms Inc.**, например, за покупку рекламы или использование каких-либо сервисов и инструментов.

Вывод таков: реклама бизнеса в запрещенных сетях не грозит ответственностью, если за эту рекламу вы не оплачиваете деньги Meta Platforms Inc.**. Реклама через блогеров, с использованием инструментов взаимного пиара и иных механизмов без применения платежных сервисов самой соцсети допустима и ответственности не предполагает.

Однако в свете новых требований по маркировке возникает другой важный вопрос: нужно ли маркировать рекламу, размещаемую в запрещенных соцсетях? Разберемся.

ФАС, к компетенции которого относится контроль и надзор в сфере рекламы, в письме от 14.11.2022 № 08/102946/22 сообщил: поскольку доступ к запрещенным сетям на территории РФ ограничен, соответственно, и реклама там не распространяется. Однако при этом ФАС отметил, что вопрос о правомерности и порядке размещения рекламы в таких сетях в его компетенцию не входит.

Роскомнадзор долгое время по вопросу маркировки рекламы в запрещенных сетях официальных разъяснений не давал. Однако на днях РКН представил ответ на запрос, касающийся вопросов учета рекламы в интернете, в нем он выразил свою позицию: размещение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, на иностранных информационных ресурсах не освобождает от исполнения обязанностей, предусмотренных российским законодательством. Несмотря на то, что доступ к Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации ограничен, меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию социальных сетей, владельцем которых является Meta Platforms Inc.**, физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности.

Невыполнение владельцами аккаунтов требований российского законодательства предоставит запрещенным соцсетям неконкурентное преимущество перед «официальными» российскими, соблюдающими законодательство. То есть РКН сделал вывод о том, что обязанности по маркировке рекламы подлежат исполнению лицами, распространяющими рекламу, в том числе в социальных сетях Instagram* и Facebook*.

Елена Мудрак, ментор по маштабированию бизнеса, бизнес-маркетолог и эксперт в сфере продаж:

Почему предприниматели идут на заблокированные площадки для продвижения?

2023 год аккумулировал в себе основное кредо – бизнес продает от «человека к человеку». Все больше компаний продвигают себя через личность владельца бизнеса и его команду. Когда клиент знает, кто стоит за продуктом или услугой, он охотнее совершает целевое действие – покупку. Возможность бизнеса быть персонифицированным повышает лояльность аудитории.

Когда запрещенные сети прекратили свою работу без подключения сторонних сервисов, большинство компаний перешло в те социальные сети, взаимодействие с которыми не требовало дополнительных интеграций. Однако через время рост показателей (охваты, конверсия) у тех компаний, которые не прекратили развитие в запрещенных сетях, показал эффективность инструмента и привел к тому, что бизнес снова стал продвигать аккаунты на заблокированных площадках.

На сегодняшний день бизнес из любой сферы может выбрать такой метод продвижения, как запрещенные сети. Но чем это грозит? Поскольку соцсети принадлежат организации, деятельность которой на территории РФ запрещена, любые переводы денежных средств, связанные с этими площадками, могут негативно отразиться на деятельности компаний.

Так есть ли безопасные способы прорекламировать себя на таких площадках, или ответственность наступит в любом случае? Самое главное – использовать не прямую рекламу, а информирование. Вы можете показывать отзывы или рассказывать про успешные кейсы своего бренда. Если необходимо разместить промокод или ссылку, лучше указать путь, по которому с вами можно связаться. Также стоит поступить, когда вы планируете призывать к конкретному действию потенциального покупателя – выводите диалог из публичного поля.

Мария Вылегжанина, генеральный директор рекламного агентства MDK Creative:

— Запрещённые соцсети Инстаграм* и Facebook* все ещё являются эффективным инструментом продвижения для бизнеса. Однако это может вызвать для него ряд проблем.

С точки зрения закона размещение рекламы в заблокированных соцсетях может квалифицироваться как финансирование террористической деятельности. Доказывать, что деньги проводились каким-то другим способом, а не через запрещенную Meta**, – дело нервное и неприятное.

Помимо прочего, реклама бизнеса даже на запрещенных площадках должна быть проведена через оператора рекламных данных (ОРД) и соответствующим образом промаркирована. Свою позицию по этому вопросу четко высказал Роскомнадзор. Насколько бдительно службы будут отслеживать такие факты и выписывать штрафы, пока сказать сложно. Судебная практика еще не сформировалась. В целом тренды последнего года показывают, что бизнесу стоит прислушиваться к сигналам в виде судебных прецедентов и показательных запросов официальных органов.

Моя рекомендация бизнесу следующая. Не использовать прямые ссылки, которые бы указывали на то, что вы ведёте продажи из этих соцсетей. Не пытаться проводить рекламные сообщения, маскируя под информационные. Заключать официальные контракты с российскими ОРД и маркировать рекламу. В текущей ситуации это будет максимально корректным поведением.

Но в идеале нужно отказаться от продвижения своего бизнеса в запрещенных социальных сетях. Так или иначе, в какой-то момент размещение станет условно законным для бизнеса. Закон сегодня чётко обозначает, что частное лицо может вести свой блог на таких площадках совершенно спокойно. А вот условия ведения коммерческого блога прописаны законодателем нечетко. С одной стороны, блогер ведет личный блог, но с другой – он на нем зарабатывает. Вот тут – очень скользкий момент. Ни один юрист точно не скажет, какие могут возникнуть риски от того или иного действия обладателя аккаунта и рекламодателя.

С точки зрения коммерции уже сейчас лучше ничего не делать там, где фигурирует Meta**.

Алексей Николаев, совладелец WELLSIDE Недвижимость:

— Бизнес из различных сфер, включая розничную торговлю, услуги и технологии, ищет пути продвижения своих продуктов и услуг, стараясь выйти на более широкую аудиторию. Запрещенные социальные сети могут предложить уникального покупателя, дорога к которому недоступна через традиционные или разрешенные каналы. Эти платформы в целом могут предложить меньшую конкуренцию и более высокую отдачу от рекламных инвестиций. Тем не менее, ключевой вопрос заключается в том, какие риски и возможные последствия связаны с таким выбором.

Очевидные риски – штрафы, возможная уголовная ответственность, а также блокировка аккаунтов и потеря рекламных вложений. Однако не все думают о такой опасности, как негативное восприятие бренда потребителем. Использование запрещенных платформ может быть интерпретировано аудиторией или ее частью как неуважение к законам и нормам общества.

Вопрос о безопасных способах рекламы в запрещенных социальных сетях остается дискуссионным. Некоторые эксперты утверждают, что есть способы минимизировать риски, например, за счет использования анонимных аккаунтов или специальных инструментов для обхода блокировок (VPN-сервисы). Однако такие методы могут только частично защитить от потенциальных юридических последствий, не гарантируют полную безопасность.

Считаю, что риски, связанные с такими площадками, есть. И важно понимать, что от сделанного выбора, как я уже отметил, во многом зависит репутационная устойчивость бизнеса.

Галина Горина, частнопрактикующий юрист:

— С 1 сентября 2023 года введены большие штрафы за нарушение законодательства о маркировке рекламы в интернете. Стоит заметить, что госорганы предоставили бизнесу год на переход и оттачивание навыков по маркировке рекламы – требования о маркировке появились еще в 2022 году. Однако большинство озадачилось этим вопросом только после введения штрафов.

Если коротко, маркировка рекламы в интернете включает в себя три составляющих: слово «Реклама», рекламный токен (ERID), сведения о рекламораспространителе (название, сайт, ИНН, адрес). Маркировке подлежит реклама, которая размещается любым способом: посты, stories, подкасты, кружочки в Телеграм, видео-интеграции и т. д.

Маркировать рекламу должны все: самозанятые, ИП, юрлица. Категории бизнеса – блоггинг, курсы, наставничество, продажа товаров на WB и т. д. – неважны. Правила едины для всех.

Помимо маркировки, обязательна стала и отчетность о проведенной рекламе: срок, ее стоимость, количество действий (клики, показы), вид рекламы и пр.

Контроль за рекламой в интернете осуществляют ФАС и Роскомнадзор. Их позиции относительно маркировки рекламы в запрещенной соцсети различаются!

ФАС неоднократно заявляла о том, что запрещенная сеть – это заблокированный сайт, и, как следствие, информация в нем не ориентирована на граждан РФ. Поэтому ФАС не рассматривает данную сеть как место для поиска нарушителей и вынесения штрафов.

Роскомнадзор долго молчал. Официальная позиция органа появилась буквально 14 октября. В письме, адресованном одному из заявителей, РКН указывает, что использование запрещенной сети в личных целях судом не ограничено, в связи с чем они считают, что действие законодательства РФ должно распространяться на правила маркировки в этой соцсети.

Каким образом Роскомнадзор будет проверять факт нарушения (ведь сайт заблокирован самим же РКН), неизвестно. Однако в кулуарных встречах говорится, что у службы есть все возможности для фиксации нарушений в запрещенной соцсети.

На данный момент отсутствуют сведения о возбуждении дел, связанных с нарушением правил маркировки рекламы на запрещенных площадках. Многие блогеры и пользователи таких сетей не маркировали рекламу и не собираются это делать. Однако есть те, кто стал сразу выполнять новые требования.  

В любом случае, если вы думаете, что вас не найдут, вы ошибаетесь. О нарушении может доложить конкурент или недовольный клиент, со временем, думаю, РКН сам начнет искать такие нарушения, если уже не начал. 

Учитывая позицию Роскомнадзора от 14.11.2023 года, я буду рекомендовать своим клиентам маркировать всю рекламу без исключений и подавать отчетность. Кстати, ОРД позволяет маркировать рекламу, которая размещена в запрещенной соцсети. Ведь сдача отчетности и маркировка дешевле, чем штрафы.

Кстати, штрафы, связанные с маркировкой рекламы суммируются и могут достигать до 300 тыс. руб. (для ИП), до 1,5 млн руб. (для ООО). Первые разбирательства по нарушениям в этой сфере закончились предупреждениями, однако долго это не продлится. Думаю, что о первых реальных денежных штрафах мы услышим очень скоро.

* — социальные сети, деятельность которых на территории РФ запрещена

** — организация, деятельность которой на территории РФ запрещена

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).