В Ижевске прошёл бизнес-день на тему маркетинга, организованный Андреем Коченовым и его командой предпринимательским сообществом «Бизнес Бизнесу». Одним из наиболее ярких спикеров мероприятия стал Никита Прохоров, бизнес-тренер, сооснователь ReputationLab, SidorinLab, консультант в области интернет-маркетинга и репутации в Интернете.

Три состояния бизнеса

Существуют три состояния, в которых может находиться бизнес.
Первое  когда вы громко говорите о том, что компания лидер рынка. Здорово. Понятно. Удобно. Если уже есть лидер, то укажите, что вы на первом месте по цене или скорости поставок. Лидеров можно быть несколько. Например, в 2012 году премию «Лучший автомобиль» в разных конкурсах и номинациях получили 12 машин. Поэтому если кто-то признал себя лидером встаньте рядом и оспорьте это.

Второе состояние, крутая позиция для стартапа быть как лидер, но дешевле. Если вы не кричите, что вы самый главный и самый яркий, то забирайте себе дешёвые сделки. Для этого можно «подбирать» клиентов у лидеров отрасли: возле каждого пятизвёздочного отеля стоит трёхзвёздочный. Сегодня самый быстрорастущий бизнес – продукты не премиального сегмента, а именно дешёвые товары.

Если вы считаете, что ни к первому, ни ко второму варианту ваш бизнес не относится, то подойдёт третий —  закрыться и уйти по домам.

Стать лучшим

Когда я выступаю на каких-то мероприятиях, иногда на моём бейдже написано «Никита лучший спикер». Как вы думаете, по чьей версии я лучший спикер? Естественно, по своей. Если первым занять звание лучшего, то каждый, кто попытается это оспорить, автоматически будет ваш статус «подсвечивать». Поэтому мы должны постоянно транслировать, что наш бренд – лучший, а мы – максимально открыты и общительны.

Но в то же время многим мешает громко заявлять о себе страх общения с незнакомыми людьми и выступления на сцене. Мы думаем, что снять сторис и написать «Я самый классный» страшно, а выйти в прямой эфир в соцсетях и сказать: «Привет, я лучший предприниматель Удмуртии» вовсе невероятно. Но на самом деле никакого стеснения не существует.

Живой пример: на одном из тренингов девушка-преподаватель дала задание: до утра следующего дня обнять 30 незнакомых людей. Кто не сможет, может больше не возвращаться на занятия. В качестве доказательства необходимо было принести видео. Из 40 человек задачу выполнили 38. Это говорит о том, что на самом деле большинство людей очень хотят, чтобы кто-то к ним подошёл и заговорил. Крутой способ им запомниться – просто сделать это.

Главное в выступлении

В ситуации, когда вы хотите с кем-то познакомиться или просто выступить перед аудиторией, самое малозначимое смысловая нагрузка вашей речи. Вспомните, как вы учились в университете. Любимым преподавателем был точно не тот, у кого был самый интересный предмет. Увлекал человек, умеющий рассказывать небанальные вещи, шутить, увлечь аудиторию. У меня был такой историк. Он брал учебник и говорил: «Ребята, если честно, здесь полная ерунда, сейчас расскажу, как было дело на самом деле». В итоге рассказывал про сложности личных взаимоотношений Екатерины Великой, что было в разы интереснее.

Важно понять: единственное, что действительно влияет на то, как вас воспринимают, – энергия, с которой вы себя преподносите. Продают и добиваются успеха те люди, которые контролируют состояние слушателей. Поэтому важно показывать аудитории, что она для вас важна.

Острова контента

Отличный способ раскрутки личного и корпоративного бренда создание вокруг себя или компании большого количества контента с помощью постов в социальных сетях, прямых эфиров, видео на YouTube, статей в СМИ. В международном маркетинге это называется contentislands  «острова контента».

При работе со средствами массовой информации ваша задача не попасть в прайм-тайм на «Первый» канал, а получить 30 секунд славы на любом федеральном канале или опубликовать один абзац вашего комментария в хорошем СМИ. После этого можно открыть свои социальные сети и в описании профиля указать, что вы, например, эксперт федеральных СМИ по экономическим вопросам.

Наличие сайта – плюс как для компании, так и для отдельного специалиста. Веб-портал, зарегистрированный по формату «фамилия+специальность», гарантированно попадёт на первое место по запросам комбинации вашей фамилии и имени. А для тех, кто работает в найме, свой сайт – большое преимущество. Представьте, все шлют скучное резюме, а вы говорите: «Моё резюме вы найдёте на личном сайте». Это запоминается.

Ещё один рупор личного бренда – социальные сети. Надо помнить, что личные страницы в соцсетях не наше личное пространство. Если вы закрываете свой аккаунт, то знайте: это выглядит странно. Когда я или мои рекрутеры натыкаемся на приватный аккаунт, возникает вопрос: «А что с человеком не так?». Ваша страница скрыта, тогда для кого вы вообще её ведёте? В конце концов, наша задача бесить окружающих, а для чего бесить лишь узкий круг лиц? Помните: пока вы скрываетесь за настройками приватности, страницы ваших конкурентов открыты. А значит, о них легче узнать и проще найти.

Как назначают экспертов?

Я собрал топ отговорок, почему люди «буксуют» в своём продвижении.
Самая частая из них – «никому не интересно». Вместе с ней  «никто не придёт» и «никто не купит». Давайте честно: пока мы не попробуем не узнаем. Не выступив публично один раз, вы не узнаете, есть у вас страх сцены или нет. Не запустив прямой эфир однажды, вы не узнаете наверняка, придёт ли кто-то.

Ещё с одной отговоркой я столкнулся, когда отправлял на масштабную конференцию эксперта. Он аналитик, собирает и обрабатывает нереально большие данные и действительно разбирается в своей теме. Однако при разговоре произносит: «Я не эксперт, поэтому не имею права…». Люди часто думают, что им не хватает компетенций, знаний, но от кого мы ждём признания экспертом? Как и кто их назначает? Пять лет назад мы издавали свою первую книгу. За два месяца до старта продаж я выложил пост в соцсетях, где рассказал о книге, оставил ссылку на предзаказ и анонсировал вечеринку в честь выхода произведения. Мнения в комментариях разделились: половина спрашивала, где пройдёт вечеринка, а другая часть писала «ты кто?» и «почему это вы издаёте книгу, а не мы?». Я так и не понял тогда: кто должен людям выдавать право быть экспертом?

Да, есть ниши, где необходимо жёсткое регулирование, например медицина. Но в маркетинге, в пиаре и бизнесе в этом нет необходимости.

Тренды

Вспомните конец февраля этого года. Кто-то ушёл из социальных сетей, затих и впал в депрессию. Кто-то просто начал жаловаться на жизнь. А кто-то из вирусолога превратился в политтехнолога и военного эксперта. Но у абсолютного большинства было состояние усталости от простого 15-минутного чтения новостей. Возможно, часть вашей аудитории и сейчас находится в подобном состоянии.

Откроете YouTube или TikTok, посмотрите: самый трендовый контент сегодня тот, что «вырывает» людей из мрачной новостной повестки, развлекательное видео, весёлые танцы, котята, моменты из футбольных матчей. Если вы не знаете, что выкладывать в социальных сетях, то публикуйте то, что поможет людям отвлечься, и они вам будут благодарны.

Ещё один тренд сохранение клиентов. Сейчас большинство рекламных инструментов и крупных бизнесов работают не на привлечение, а на сохранение аудитории. Вам может казаться, что ваша отрасль угасает, всё заканчивается. Но поверьте: никто никуда не уходит. Рынок исчезает тогда, когда исчезает целевая аудитория. Но и она никуда не делась. Скорее всего, просто перетекает из одного класса в другой. Те, кто был класса premium, стали «бизнесом». «Бизнес» превратился в «комфорт», последний в «эконом» и т. д. Но если вы сделали успешный стартап, то будете мигрировать по социальной лестнице, наоборот, вверх.

С точки зрения идей для бизнеса, самая крутая ниша сейчас это компании по поиску работы. В большинстве стран мира начинается всплеск безработицы, поэтому инвестфонды дают огромные деньги на подобные проекты. Мой знакомый привлёк 400 тысяч долларов на разработку агрегатора по поиску работы для школьников. Думайте, анализируйте, ищите. Рынок не терпит пустоты.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).