Из-за санкций, ухода международных компаний и проблем с морскими контейнерными перевозками в России начался логистический кризис. Поставки товаров стали дороже в 2-3 раза, а какие-то и вовсе оказались недоступны. Что ждет российский бизнес в ближайшее время, как меняются цены и какие есть альтернативные способы доставки? Отвечают эксперты нашего журнала.
Алексей Худов, заместитель генерального директора по продажам и маркетингу ООО «Байкал-Сервис ТК»:
— Сейчас идёт процесс перераспределения грузопотоков и адаптации бизнеса клиентов к текущей ситуации. По отдельным отраслям и направлениям происходит снижение, другие, наоборот, прирастают. Поскольку в нашу страну существенно сократился ввоз импортных товаров через порты Санкт-Петербурга и Новороссийска из-за позиции, которую заняли крупные европейские морские линии, то по этим направлениям грузопоток начал снижаться. Частично этот отток компенсируется поступлением грузов со стороны нейтральных стран: Казахстана, Армении, Азербайджана и других.
На Дальний Восток и в обратном направлении в центральную часть России идёт стабильно большой грузопоток. На этом направлении, а также на южном, ожидаем со временем увеличения объёма перевозок. В тех секторах, из которых ушли западные производители, постепенно начинается процесс импортозамещения, отечественные компании при возможности стремятся нарастить объёмы производства. Это касается различных товаров народного потребления, строительных материалов, бытовой химии, предметов личной гигиены и т.д.
Если говорить о том, как изменились запросы клиентов за последнее время, то должен заметить, что в нынешней ситуации неопределенности многие клиенты оказались заинтересованы в том, чтобы тарифы на перевозки для них были предсказуемыми и не повышались с завидной регулярностью. Если говорить в целом о ценах логистику, то в сборных перевозках в начале марта многие компании пересмотрели свои тарифы — в среднем они повысились на 10%. В этом году мы ожидаем увеличения на 30-40% объема перевозок на южном направлении, куда этим летом поедет в отпуск большинство россиян, и где бизнес начинает готовиться к массовому наплыву туристов.
По-прежнему одним из драйверов рынка перевозок выступает e-commerce. Стабильно растет спрос на доставки в маркетплейсы. Новым поставщикам зачастую непросто заходить на этот рынок. Им приходится учитывать массу нюансов относительно правил формирования поставки на склад маркетплейса, а у каждой площадки они свои. И здесь на помощь приходят перевозчики, которые специализируются на таких доставках. Они консультируют клиентов, помогают предупредить и исправить ошибки, не берут плату за простой. Нам, например, даже в текущей ситуации удается снижать тарифы на доставку в маркетплейсы для отдельных категорий отправителей.
Дмитрий Парфенов, руководитель департамента продаж «Идемитсу Лубрикантс Рус»:
Ожидать улучшения ситуации с доставкой грузов за границу можно в течение следующих нескольких месяцев, поскольку на место международных логистических операторов постепенно приходят региональные. Несмотря на то, что возможностей и функциональных преимуществ у них меньше, нежели у маркет-мейкеров, они способны взять на себя их функции. Тем не менее, налаживание логистических процессов будет затруднено закрытием иностранных портов для российских судов и ограниченной пропускной способностью пограничных переходов, особенно на востоке России. В складывающихся условиях у производителей и трейдеров есть только один путь – искать подходящего грузоперевозчика и пытаться доставлять товары любыми возможными способами.
Я думаю, морские и железнодорожные перевозки будут серьезно потеснены автомобильными в силу их большей мобильности. Вместо же доставки грузов напрямую в Европу сухопутным путем, транспортировка грузов будет осуществлена через Кавказ и Турцию. В сложившихся условиях было бы целесообразно развивать автомобильную доставку через Китай, но здесь большую роль будет играть пропускная способность пограничных переходов.
Цены на доставку грузов выросли на 20-55% в зависимости от вида транспорта. Отмечаются скачки ставок фрахта морских судов до 100-200%, к счастью, эпизодические. Рынок логистических услуг трансформируется. Авиационный транспорт сильно утратил своё значение, также упала роль морской и железнодорожной перевозок. Усилились позиции автомобильной доставки, которая и будет играть решающую роль.