Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об обязательной идентификации пользователей в мессенджерах. Чем вызвана эта новация и какие она может повлечь изменения для граждан и бизнеса?

Законопроект обязывает мессенджеры обеспечивать передачу сообщений лишь тех пользователей, которые идентифицированы в соответствии с законодательством. Для этого предполагается присваивать абонентам идентификационные номера на основании договоров, которые сервисы обмена сообщениями должны будут заключать с операторами связи.

Также предложено обеспечить в мессенджерах техническую возможность отказаться от получения сообщений от других пользователей и ограничить передачу сообщений с данными, нарушающими российское законодательство. В случае невыполнения этих требований оператор связи может ограничить доступ к сервису по решению суда либо другого уполномоченного органа.

– Принятие законопроекта завершает цикл формирования системы идентификации абонентов, – пояснил председатель комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. – Деанонимизация мессенджеров поможет ограничить возможности преступников в подготовке и координации террористических актов и мошеннических действий. Сегодня посредством мессенджеров уже передаётся больший объём информации, чем с помощью традиционных операторов связи.

Ко второму чтению депутаты намерены уточнить понятие сервиса обмена мгновенными сообщениями, а также прописать обязанность их организаторов делать массовые рассылки по инициативе органов госвласти.

Инициативу полностью поддержал глава Роскомнадзора Александр Жаров. По его словам, законопроект направлен на борьбу со спамом, а также нужен для идентификации преступников и террористов.

– Причин принятия документа немало, но самая главная, полагаю, это обеспечение общественной безопасности граждан, – говорит управляющий партнёр digital агентства «Русинтернетком» Нана Куликова. – Думаю, после первых прецедентов по выявлению и наказанию преступников количество таких случаев сократится в разы».

Честность победит

Если рассмотреть экономическую сторону вопроса, противодействие анонимности в сети связано с выведением бизнеса из теневого сектора. Эксперты сходятся во мнении, что новый закон не осложнит работу легальных игроков, зато создаст определённые проблемы мошенникам.

Олег Вылегжанин, владелец ООО «Центр Высоких Технологий», региональный представитель Института развития Интернета в Удмуртии:

– Для бизнеса, который грамотно использует для продвижения социальные сети и мессенджеры, принятие закона не будет иметь практически никаких последствий. Добросовестные предприниматели только выиграют. Документ призван предотвратить ситуацию, когда покупатели общаются с анонимами или фейковыми профилями в мессенджерах, а потом не могут разыскать ответственных за качество товаров или услуг и предъявить им претензии. После вступления закона в силу потребители будут точно знать, к кому обращаются, и делать выбор в пользу покупки в интернет-магазине.

Артём Юдкин, советник председателя правления СЭЦ «Модернизация»:

– В отношении анонимного пользователя, направившего тебе оферту или требование, нельзя совершить юридически значимое действие. Проще говоря, если вы потратите время и деньги на проезд к месту деловой встречи и не встретите там никого, предъявить претензию будет некому. На мой взгляд, следующим логичным шагом будет приравнивание переписки в мессенджере к источнику доказательства в суде. Сегодня подобное практически невозможно.

Если законопроект вступит в силу, потребитель будет убеждён в том, что общается через мессенджер именно с нужной организацией. Это приведёт к расширению форм извещения об оказании услуг и обмена документами между контрагентами. Уже сегодня многие организации через мессенджеры сообщают о доставке товара, присылают документы или техническое задание исполнителям. Однако юридически сложно доказать, что такие действия совершены уполномоченными лицами должным образом и в надлежащем порядке.

Но не все компании регистрируют профили в мессенджерах на юридическое лицо. Если канал оформлен на физическое лицо, применить к такой переписке нормы законодательства о защите прав потребителя и гражданского законодательства будет непросто. К тому же станут возможными случаи злоупотреблений со стороны сотрудников: увольняясь, они могут перехватить контроль над каналом и забрать клиентскую базу.

Денис Суховей, руководитель департамента развития технологий компании «Аладдин Р.Д.»:

– Количество теневых продаж через мессенджеры может снизиться. Но говорить о тотальном государственном контроле над такими магазинами пока рано.

Уйдут в тень

Не так однозначно выглядят технические и политические стороны вопроса. По словам Олега Вылегжанина, стопроцентно эффективных способов для ограничения общения в мессенджерах сегодня нет. Достаточно вспомнить, сколько существует способов обойти блокировки сайтов Роскомнадзором. «В мессенджерах тоже найдут возможности сохранять инкогнито. Просто это будет сложнее, дороже, сопряжено с большими рисками, но число таких эпизодов всё-таки уменьшится», – говорит эксперт.

К тому же сегодня в Интернете есть множество вариантов анонимного общения, из которых чаты – самый простой. «В этом плане даже вредно «изгонять» из мессенджеров злоумышленников и вынуждать их переходить на альтернативные приложения для коммуникаций, – отмечает Денис Суховей. – В отечественных спецслужбах работают квалифицированные сотрудники, методы предотвращения угроз применяются эффективные, далёкие от запрета использования чата. Другой вопрос – полная идентификация добропорядочных пользователей в сети, что даёт возможность контроля над ними. А злоумышленники обязательно будут использовать чужие данные для идентификации, что дискредитирует эту защитную меру».

Похожая точка зрения у руководителя агентства интернет-технологий GoodSellUs Кирилла Брагина: «Никто не будет целенаправленно за вами следить, но если вы нарушили закон, то вашу переписку смогут использовать против вас. Защитит ли это от организованной преступности? Пока нет технических подробностей, об этом говорить рано, но вряд ли для подтверждения личности надо будет приходить в ближайший офис компании-владельца мессенджера».

Примечательно, что в законе отдельно оговаривается возможность рассылок сообщений от органов власти. По мнению Артёма Юдкина, она связана с желанием государства получить дополнительный, более современный канал связи с населением. Это вполне в духе последних тенденций, когда ответы на письменные обращения граждан направляют на электронную почту, а мэры и губернаторы ведут свои страницы ВКонтакте.

«Информационные рассылки от органов власти через каналы мессенджеров – благое дело, – считает эксперт. – Таким образом можно направлять предупреждения от управлений МЧС России, уведомления об уплате обязательных платежей, ответы на запросы граждан, организовывать голосование по общественно значимым вопросам. Кроме того, в известных мессенджерах можно вести свои каналы на безвозмездной основе, что позволит сэкономить бюджетные средства».

С этим мнением не согласен Олег Вылегжанин: у государства сегодня достаточно возможностей для общения с пользователями. «Не думаю, что использование мессенджеров кардинально изменит ситуацию. В Китае уже применён радикальный способ решения проблемы: там собственно подключение к Интернету возможно только в случае полной идентификации пользователя по документам. В России такой вариант даже не рассматривается – государство оставляет гражданам право на приватность».

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).