Актриса Русского драмтеатра Екатерина Саитова играет Анну в «Алексее Каренине» и негритянку в «Крыше», ведёт утренние новости на телевидении. Кроме того, она снялась в короткометражном фильме, преподаёт актёрское мастерство детям в обычной школе и впредь собирается одинаково безупречно делать дюжину дел одновременно. О своей насыщенной жизни выпускница Пермского института культуры и калягинской «Фабрики чародеев» рассказала, гримируясь перед очередным телеэфиром.

– Был период, когда я одновременно была занята в четырёх проектах: театр, радио, ТВ, детская театральная студия. Тогда у меня не было выходных вообще. В таком режиме я поработала полгода и поняла, что силы на исходе. Сейчас планирую свой рабочий график так, чтобы оставалось свободное время. И с тем условием, разумеется, что это не будет вредить моей основной и любимой работе – служению искусству.

На радио с веснушками

Четыре года я вела поздравительную передачу на «Ретро ФМ в Ижевске». Как я оказалась на радио? Увидела вакансию, думаю: была не была. Прочитала текст, отправила демоверсию. Через неделю звонок: «Ждём вас завтра на собеседование». Примчалась сразу после детского спектакля, даже не смыла грим: на лице веснушки, косички торчат в разные стороны. Ну, думаю, сейчас на меня, такую красивую, посмотрят и скажут вежливо: «Спасибо, вы нам не подходите». К моему удивлению, этого не произошло. Пригласили на стажировку. Прихожу – мне говорят: сегодня выходишь в эфир, готовься. Вот так сюрприз! Увидев испуг на моём лице, тут же успокоили: «Катя, не волнуйся ты так, тебя услышат всего-то 20 тысяч человек». А мне было действительно страшно: голос дрожал, буквы на листочке расплывались – первый эфир показался вечностью.

Костяная нога

До сих пор одно из сильнейших впечатлений – поездка в Международную летнюю театральную школу Союза театральных деятелей РФ пять лет назад. Попасть туда – большая удача: слишком большой конкурс на место. Наспех записала своё обращение, подключив ребят, с которыми занималась в детской студии «Ералаш». Добавила нарезку из спектаклей «Прянички» и «Ромео и Джульетта» с моим участием, потом долго склеивала видео вручную. То, что получилось, отправила буквально за минуту до окончания приёма заявок. Мне повезло, я прошла конкурсный отбор.

Бессменного художественного руководителя школы Александра Калягина, который, к слову, называет своё детище «фабрикой чародеев», мы видели только три раза: на открытии и закрытии фестиваля плюс во время спектакля – Сан Саныч пригласил всех своих «школьников» в театр Et Cetera на спектакль Роберта Стуруа «Ревизор. Версия». Калягин в свои 75 сыграл роль Хлестакова, тогда как гоголевскому персонажу всего 23 года. Правда, во время спектакля об этом никто не вспомнил.

За те четыре недели в Летней школе очень сдружились и до сих пор на связи – списываемся, иногда созваниваемся. У всех свои достижения. У одной девочки любимая работа в Музтеатре, любимый муж и двое детей, другая поменяла профессию – теперь она модный свадебный фотограф в Москве, а я на гастролях в Уфе ногу сломала, прямо на сцене во время спектакля «Вий». И это за считанные минуты до окончания – осталось только птичку на поклонах посадить и зал поблагодарить. Есть там такая сцена – ополоумевшие ведьмы заводят песню и, рассекая темноту фонариками, скачут около Хомы Брута, нагоняя страху и на него, и на зрителей. Прыгали все, а допрыгалась я одна. Зацепила ногой люк в пандусе, засаленная чешка соскользнула – и привет, закрытый перелом латеральной лодыжки голени. Еле-еле, на морально-волевых, доиграла-доковыляла.

Через неделю поездка в Москву на Большой Детский фестиваль Сергея Безрукова – без меня, разумеется. В Ижевске из-за моей травмы пришлось отменить «Алексея Каренина». Что зритель подумал бы, увидев Анну Каренину на костылях? О том, что первая попытка свести счёты с жизнью завершилась неудачей? Но это уже не драма будет, а чёрная комедия какая-то.

Костыли у меня, кстати, были очень модные, с брюликами – со спектакля «Между небом и землёй». Они хранятся в реквизите, но в нужный момент всегда всплывают – если, не дай Бог, у кого-то что-то случается, все вспоминают эти костыли. Но как же они успели мне надоесть! Утром я просыпалась с навязчивой идеей: когда с меня снимут гипс, я заберу его с собой и выброшу в окно. Но когда долгожданный день настал, я обрадовалась настолько, что напрочь про него забыла.

Нельзя сказать, что я совсем выбыла из строя, три спектакля с загипсованной ногой всё же отработала – появлялась в «Визите дамы», «Странной миссис Сэведж» – там мы обыграли мой выход репликой «не надо было, наверное, скачки на лошадях устраивать». В «Чудиках» вообще отплясывала на костылях. Многие зрители посчитали гипс на ноге удачной режиссёрской находкой, настолько всё органично получилось.

Это странное слово «катарсис»

Вокруг актёрской профессии всегда много слухов и мифов. Часто спрашивают про актёрский катарсис: это выдумка актёров и режиссёров или он действительно существует? Существует. Это как элемент чуда, как награда, он всегда приходит неожиданно, спрогнозировать его невозможно – это как отправиться на Камчатку за Северным сиянием. Казалось бы, один и тот же спектакль, одни и те же движения, текст – в чём разница? Разница в ощущениях. Катарсис возможен только в том случае, когда ты выложился на сцене полностью, без остатка, а образовавшийся вакуум оказался заполнен позитивными эмоциями зала. Происходит обмен энергией.

Мне нравится быть в роли зрителя, но при условии, если это хороший спектакль. Среднестатистический зритель, который не дорос до театрала, если ему не понравился спектакль, отправляется в буфет. У меня же включается профессиональный анализ: начинаешь размышлять, как можно было сделать по-другому. Мне ещё в институте преподаватели говорили: «Катя, ваша проблема в том, что вы слишком много думаете». Но себя не переделаешь.

Мне посчастливилось видеть со стороны нашего «Короля Лира». Это был тот редкий случай, когда я забыла, что актриса, и зачарованно смотрела на своих коллег. Кто-то открылся для меня с новой стороны. То есть я и раньше знала, что эти люди талантливы, но чтобы настолько! Тогда я испытала ещё и зрительский катарсис – он тоже существует.

Спектакль трудной судьбы

Была такая передача по ТВ – «Серебряный шар», где ведущий знакомил зрителей с судьбами звёзд театра и кино. Рассказывая очередную биографию, он нередко добавлял, грассируя: «Это была женщина трудной судьбы». Я почему вспомнила – к Анне Карениной это определение подходит идеально. Она действительно была женщиной трудной судьбы. Наш спектакль больше, конечно, не про Анну, а про её мужа (поэтому и называется «Алексей Каренин»), у которого тоже трудная судьба.

Репетировали мы его весной 2020 года, когда вся страна вынужденно сидела в четырёх стенах из-за пандемии. Режиссёр находился в Калуге, Юрий Палыч Малашин, исполнитель главной роли, – в Ижевске, я дома – в Перми. Под рукой планшет и текст – всё, что нужно.

Когда в июне случилось послабление и дали добро на жить и работать, мы доделали спектакль, что называется, живьём. В июле состоялась закрытая сдача, а премьера состоялась только в январе – театры долго ещё не работали.

«Каренин» попал в лонг-лист «Золотой маски» – в скобочках отдельно отмечали работу Юрия Палыча Малашина, мы должны были выступить перед жюри конкурса, однако накануне пришёл мой тест на ковид – он оказался положительный, и спектакль пришлось отменить. Кто знает, чем бы закончилась история «Каренина», если бы показ тогда состоялся.

В июне 2021-го мы должны были выступить в Ясной Поляне в рамках фестиваля «Толстой», но и здесь не обошлось без пандемии – фестиваль перенесли на начало сентября. Всё бы ничего, но в начале сентября пришлось играть под открытым небом, а с погодой нам не повезло, было по-осеннему прохладно – всего плюс пять. Шли на разные ухищрения – шубку на плечи накидывали, в паузах бегали отогреваться в теплушку, организованную за сценой. Добрые люди советовали хлопнуть коньячку для сугреву, но я отказалась – всё было по-честному.

Желанная роль

Может быть, это прозвучит странно, но я никогда не мечтала сыграть Джульетту или Офелию, но сначала мне досталась роль Джульетты, а несколько лет назад посчастливилось оказаться в проекте Дениса Хусниярова «Гамлет», где я сыграла Офелию. Никогда не мечтала сыграть Анну Каренину. Но я счастлива, что в моём портфолио есть и эта роль, хотя, по моему внутреннему ощущению, мы с главной героиней не сразу сошлись. Чтобы стать Анной, потребовалось какое-то время.

Кого я пока не сыграла, но очень хочется сыграть? Булгаковскую Маргариту – тут я, наверное, не буду оригинальной. И ещё Лару Гишар из «Доктора Живаго». Была ещё третья роль, но раз я не могу её сейчас вспомнить, значит, не очень хочется. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).