Пока вопрос импортозамещения упаковки в России не решён, отечественный бизнес вынужден решать вопросы с дефицитом упаковочных материалов. Какая стратегия выбрана в этом направлении – об этом журналу «Деловая Репутация» рассказала руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech (Москва) Дарья Акимова.

— Как исследователь FMCG-рынка (товары повседневного спроса), могу сказать, что в этом сегменте на данный момент с упаковкой существуют определённые трудности, но дефицита не ожидается. Большинство упаковочных линеек продуктов питания можно перестроить на другие форматы. Об этом уже заявили производители молочной отрасли, об этом говорят производители колбасы и мясных деликатесов. Единственное требование – чтобы новый формат соответствовал стандартам: молоко и кисломолочные продукты, колбаса и пр. должны храниться качественно. Современная упаковка – не просто обертка. Её задачи шире. Она должна дольше сохранять продукт свежим, защищать его от воздействия внешней среды, микробов и т. д.

Российские производители пищевой плёнки говорят, что готовы к расширению импортозамещения. Уже достаточно давно работает ряд предприятий, активно занимающихся импортозамещением в этой области. Они производят барьерные плёнки для упаковки пищевых продуктов (те самые плёнки, которые не дают окружающей среде как-то влиять на продукт внутри).

Что касается стретч-плёнки. По словам производителей, в 2020 году доля импорта на рынке барьерных плёнок оценивалась в 25-30%. То есть всё остальное было отечественным. На данный момент российские производители запустили несколько новых линий и готовы полностью покрыть потребности. Они увеличивают производственные мощности до 38 тыс. тонн плёнки в год.

Что с тарой для жидких продуктов: молоко, соки и т. п. На рынке сейчас есть сложности с многослойным картоном, который составляет упаковку тетрапак. В России есть несколько предприятий, которые заявили о готовности изготавливать подобную упаковку. Тут вопрос в скорости. Если скорость превысит необходимость соблюдать какие-то внешние параметры упаковки, привычные для потребителя, можно достаточно быстро перейти с беленого картона на картон серый, которого в России сейчас достаточно. Да, внешний вид станет менее привычным для потребителя, как, например, было с экобумагой, но зато мы быстро получим упаковку для соков, молочных продуктов и т. п.

С ПЭТ-бутылками в стране как таковых проблем нет. Были временные сложности у одного из крупных производителей ПЭТ-бутылок – СИБУР. Производственная линия предприятия ремонтировалась как раз в тот момент, когда начались проблемы с импортом. Рынок упаковки отреагировал моментально повышением стоимости продукции. На данный момент предприятие восстановило производственную линию, проблем у СИБУРа нет.

Гораздо больше дефицита и проблем могут возникнуть с коробками под молоко и со скрепками для упаковки хлебобулочных изделий, а также с аналогами тетрапака, но альтернативные варианты можно найти. Плюс всегда можно перестроить производственную линию и начать разливать молоко и кисломолочные продукты в стеклянную тару. Да, это не лучшим образом скажется на стоимости продукта, но такая тара никаких особых проблем для пользователя не несёт. Другой момент – нужно будет что-то делать с вторсырьём (большое количество стекла выйдет на рынок и будет утилизироваться через «мусорку», это неэкологично).

Как ситуация влияет на ценообразование? Например, в ценнике на хлеб стоимость упаковки – это порядка 30%. Соответственно, любые изменения, происходящие с упаковкой, не могут не сказаться на стоимости конечного продукта.

Как утверждают сами производители, нет ничего нереального в том, чтобы найти альтернативы прежним поставщикам упаковки. Вполне возможно заменить финских, немецких и других европейских поставщиков на азиатских, например, корейских. Но к стоимости самой упаковки прибавится стоимость транспортировки. Плюс время на эту транспортировку изменится. Раньше автотранспортом можно было за несколько недель привезти упаковку или её составляющие из Финляндии или Германии. Из Китая, Кореи, Юго-Восточной Азии контейнер будет идти морем, и это займёт не менее трёх месяцев. Эти моменты также скажутся на цене.

Какие лайфхаки можно предложить бизнесу? Рекомендую производителям искать новых подрядчиков, может быть, даже в России. Можно найти их как внутри страны, так и, например, в Юго-Восточной Азии. Многие сейчас так и поступают.

Надо отметить, что самые крупные производители молока, мясных деликатесов, кондитерских изделий, которые сами производили упаковку, не заявляют, что у них есть трудности. Чаще всего о проблемах с упаковкой говорят те компании, которые приобретали её у иностранных поставщиков. Понятно, что не все могут сами производить упаковку, это требует дополнительных затрат на оборудование, компоненты и пр. Надо, повторюсь, искать подрядчиков внутри страны – это реально.

Подробный обзор ситуации на рынке упаковки и упаковочных материалов и как бизнес решает эти проблемы – читайте в ближайшем номере «Деловой Репутации»

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).