Де-факто сельское хозяйство уже перестало быть социальным проектом, но таковым остаётся ментально. Чем дольше мы будем думать, что это некая история с «общественным лицом», тем меньше шансов для отраслевых взлётов и повышения эффективности АПК

Агробизнес – то, куда имеет смысл вкладываться

Ольга Абрамова, заместитель председателя правительства УР – министр сельского хозяйства и продовольствия

Нужно перестать воспринимать сельское хозяйство как пасторальную картинку, человека с плугом, работающего ради пропитания. Стереотип вчерашнего, если не позавчерашнего дня: АПК – социальный проект, работа на селе – образ жизни, а мотивация российского селянина – не честно заработанный рубль, а состояние души.

Раньше позиции отрасли как «проекта для людей» были в чём-то оправданы: плановая экономика, плановые цены, плановое обеспечение материально-техническими ресурсами – всё это формировало историю с экономически невыгодным сельским хозяйством. Но сегодня АПК другое – высокодоходное предпринимательство, экономически привлекательный сектор, окно возможностей для инвесторов.

Есть хороший пример – известный многим Владимир Анатольевич Красильников, председатель СХПК «Колос» Вавожского района. Он развивает предприятие, вкладывается в новации, строит поражающие технологичностью животноводческие комплексы. Только один объект в этом году – это 400 млн инвестиций. Хочется спросить: он делает это ради деревенской романтики, для того чтобы поддерживать какой-то особый образ села? Или глубоко понимает экономику сельскохозяйственного бизнеса, его доходность, маржу? Его пример говорит, прежде всего, об инвестиционной привлекательности отрасли, о том, что сюда нужно вкладываться, как в востребованную нишу, приносящую результат и предпринимательскую выгоду. 

Ещё один интересный капиталоёмкий проект, реализованный в Удмуртии (почти 3 млрд руб. инвестиций), – экоферма «Дубровское» в Киясовском районе. В России это первая ферма на 1200 голов КРС, где все процессы соответствуют европейскому стандарту производства органической продукции. Ресурсы, вложенные сюда, – впечатляющие. И очевидно, что они – не ради создания красивой сельской картинки. Это бизнес.

Сегодня в АПК республики много инвестиционных проектов, с разной масштабностью и разным «чеком», люди понимают, что за этим будущее. Есть локальные истории, а есть примеры, когда фермеры объединяются в сельхозкооперативы, получают господдержку, создают новый продукт. Так появляются новые региональные бренды. Этой осенью потребитель познакомится с одним из них – местный производитель представит мясо и мясные полуфабрикаты, для производства которых используются специализированные породы скота.

Инвестактивность в отрасли подчёркивает её успешность и бизнесовую выгоду. Быть «предпринимателем на селе» сегодня маржинально. Да, непросто, но надо сказать, что аграрий, помимо господдержки, имеет ещё льготную систему налогообложения. Есть от чего отталкиваться и куда двигаться.

Три факта для инвесторов

АПК – это выгодно по многим причинам. Первая. Взглянем на динамику отрасли. Так, как растёт сельское хозяйство, не растёт ни один сегмент. Приведу цифру: 108% составляет темп роста объёмов производства в агросекторе в сопоставимых ценах по отношению к прошлому году.

Ещё один факт в пользу экономической эффективности – рост потребления продуктов питания. Пандемия, кстати говоря, это подчеркнула. Базовые составляющие рациона, такие как хлеб, молоко, цельномолочная продукция, прочно держат позиции, их доля в покупательской корзине только растёт. Производство продуктов питания – то, куда точно можно инвестировать. 

То, что ещё говорит о перспективности, – потенциал для экспорта продукции АПК. Не так давно мы проводили экспертную сессию с авторитетными аналитиками на тему ёмкости и перспектив экспортных рынков. Специалисты говорят о росте численности мирового населения, особенно в странах Африки. Только один этот макрорегион открывает большие возможности для сбыта. Для республики, например, он интересен с точки зрения поставок сухого молока. 

Пока по экспорту Удмуртия занимает 13 место в ПФО. Прошлый год мы закрыли с объёмом экспорта продукции на уровне 2,9 млн долларов. Для сравнения: Самара, Татарстан, Башкирия активно работают в этом направлении, здесь цифры иного порядка – от 200 млн долларов. Однозначно: нам есть куда расти.   

Молоко для нас – самый понятный продукт, но помимо молока и «производных» от него, для Удмуртии есть другие точки роста. Это в том числе производство и реализация продукции мясного скотоводства. Ресурс есть для производства мяса всех видов – свинины, говядины, мяса птицы и пр. Кстати, наш местный производитель мяса индейки входит в ТОП-5 ведущих в этом сегменте предприятий России.    

Безусловно, интересно и выгодно вкладываться в такое направление, как рыбоводство. Традиционно рыба – один из базовых продуктов питания. Проблем со сбытом у рыбхозов нет, это рентабельный бизнес. При себестоимости 80–90 руб. за килограмм цена реализации продукции – от 100 рублей. У республики тоже есть потенциал для наращивания этого сектора, достаточно привести хотя бы одну цифру – имеющиеся 900 прудов, пригодных для промышленного разведения рыбы.

Сейчас в регионе реализуются новые «рыбные проекты» – по сому, форели. Нужно сказать, что входить в эту сферу легче по сравнению с другими отраслями, поскольку преференции здесь весомее, государство поддерживает такие начинания.

Нельзя работать ради субсидий

Несмотря на то, что сельское хозяйство – бизнес, ему тоже нужна поддержка. Хотя бы потому, что период окупаемости проектов очень глубокий. Окупить проект, например, в животноводстве раньше, чем за восемь-девять лет, невозможно. И государство идёт на то, чтобы поддержать предприятие, помочь ему выйти на точку безубыточности – через капексы, субсидирование процентной ставки, субсидии на килограмм продукции и пр.

Но хуже всего то, что государственная помощь расценивается многими как должное: «Без неё мы не выживем!» Такое отношение аграриев напоминает игру с властью ради повышения планки поддержки.

Вспомним сложный 2018 год, когда закупочная цена на молоко была 18,5 руб., и все вокруг говорили, что не выживут, что легче «всё пустить под нож». Но даже тогда мы не «провалились» по поголовью, темпы снижения не превысили цифры предыдущих лет.     

Просто многие привыкли, что им что-то должны. Это неверно. Господдержка – не история про волшебную палочку субсидирования. Это про реальную адекватную помощь тем, кто хочет трудиться. Нельзя работать только благодаря субсидиям и ради них.

Заходят многие, остаются избранные

Точек входа в сельскохозяйственный бизнес много. Но главное – знать «на берегу», что ждёт предпринимателя «от земли», агроинвестора. К сельскому хозяйству нельзя относиться легко, считать, что это «простая сфера». Область, связанная с живыми организмами, не прощает ошибок, неверное действие – и ты вне игры.

Кроме того, это дорогая отрасль, средний ценник входа, например, в молочное животноводство – не меньше полумиллиарда рублей. То есть надо чётко понимать свой инвестиционный потенциал.

Решающую роль, конечно, играет команда. Она должна быть профессиональной, погружённой в отраслевую специфику. Сейчас консалтинговый рынок в области АПК довольно насыщен, эксперты в том числе есть и у нас в республике.

А ещё сельское хозяйство не принимает равнодушных. Если есть готовность усиленно работать вместе с командой, не спать сутками ради результата, всё мониторить и контролировать, переживать за производство – добро пожаловать в отрасль.  

Несмотря на все риски, агробизнес – хорошие вложения. Надеюсь, наши партнёры, представляющие банковский сектор, это услышат. Пока диалог с ними выстраивается сложно. У сельхозпроизводителей и организаций АПК – большая потребность в средствах на развитие, но они имеют непростой доступ к кредитным ресурсам, ждать одобрения заявки порой приходится год.   

Есть объективные причины, по которым банки могли бы пойти навстречу агросектору. Одна из них – хорошая формула поддержки для представителей отрасли. Они могут пользоваться госпреференциями, инструментами льготного кредитования, и у них есть все возможности для своевременных возвратов полученных ресурсов. Мы готовы к активному диалогу.

Трудности есть, но сельское хозяйство прирастает новыми участниками. Мы видим это по популярности агростартапов, сельскохозяйственного акселератора «Я – фермер». Только по стартапам у нас в этом году – 33 гранта, на поддержку в целом будет направлено 400 млн рублей.  

Эти проекты – хороший кадровый фильтр. Они помогают понять, верное ли направление ты выбрал. Как правило, из 200 заявителей только 150 приходят на обучение, 100 остаются в программе, а гранты получают порядка 33 человек.

Главная цель акселераторов – дать будущим аграриям функциональные знания, обеспечить практикум с выездом на производственные площадки, знакомство с отраслевыми новациями, установление контактов с уже действующими производителями.

Важный блок обучения – диалог с состоявшимися фермерами. Реальные примеры –отличный коучинг, который даёт возможность новичкам не наступать на многочисленные «грабли». В этом плане сотрудничаем с коллегами из других регионов. В этом году пригласили фермера из Воронежской области, он активно влился в фермерское движение, хотя пришёл сюда из совершенно другой сферы – рядов «белых воротничков».

Особенный год

Текущий год для сельхозтоваропроизводителей республики, несмотря на пандемию, оказался достаточно удачным. Своё слово сказали погодные условия плюс стабильная цена на молоко – 24 руб. при себестоимости на уровне 19,7–20 рублей.

Благоприятная ситуация и на рынке зерна, он сейчас в целом очень привлекателен. Выращивание зерновых культур демонстрирует хорошую рентабельность – от 2,5–3 руб. и выше за кг, в зависимости от качества продукта. 

Завершение сельхозгода ожидаем однозначно с плюсом, как и в прошлом году, когда сельхозтоваропроизводители Удмуртии увеличили чистую прибыль и вышли на уровень 2,3 млрд рублей. Думаю, по итогам 2020-го закрепим результат.

Пандемия, долларовые скачки, конечно, негативно отразились на показателях перерабатывающих предприятий. Здесь есть большая зависимость от импортной техники, оборудования, комплектующих, упаковочных материалов и т. д. Как результат – перерабатывающие предприятия снизили налоговые отчисления, свою чистую прибыль. Пока этот минус оцениваем в пределах 5–7%.

Отрасль ежегодно обеспечивает почти 2,2 млрд руб. налоговых отчислений в бюджет. В этом году постараемся удержать планку, хотя, надо сказать, планировали рост.      

Понятно, что чем доходнее предприятия АПК, чем рентабельнее сельскохозяйственный бизнес, тем лучше для республики в целом. Нужно стремиться к наращиванию цифр, помогать бюджету региона. 

Для этого у отрасли есть главное – кадровый капитал. Сегодня человек, приходящий в АПК, – не просто человек труда, любящий работать на земле. Это профессионал, высококвалифицированный специалист. Стоит взглянуть на главных зоотехников, ветеринарных врачей и других профильных специалистов наших сельхозпредприятий. Постоянное совершенствование, накопление знаний, стажировки в других странах… То, насколько они компетентны, погружены в процесс, увлечены делом, вызывает уважение.

Пока мнение о том, что сельское хозяйство далеко от предпринимательства, что это –стиль жизни, образ «домика в деревне», прочно сидит в головах. Чтобы изменить такой подход, нужно менять ментальность. Когда в 2018 году я вступила в должность министра, проводила первое совещание с районами, укрепилась в мнении о том, что ещё живо старое восприятие отрасли как части социальной сферы, направления, зависящего от государственной руки. Тогда прямо сказала коллегам: это неправильно, это территория вашей ответственности, ваш бизнес. Думаю, постепенно мы к этому придём. И для отрасли это будет переломный момент.