Расползание города: по какому пути развивается Ижевск  

Проблема обеспечения нового жилья социальной и транспортной инфраструктурой за последние годы в Ижевске ещё больше усугубилась. Она актуальна для всех районов, где ведётся застройка. Активно возводится жильё, а темпы строительства социальных объектов отстают. Между тем механизмы регулирования городской среды давно существуют. Просто надо их применять.

 

Ижевск идёт по пути экстенсивного развития. Этот процесс обозначается урбанистическим термином «расползание города»: новая застройка ведётся на окраинах, а в центре плотность населения уменьшается. Сейчас в центральной части Ижевска данный показатель составляет менее 300 человек на гектар при нормативе в 450 человек. В этой зоне много школ и детских садов, но мало населения, к тому же многие жители достигли пенсионного возраста. А на окраинах вырастают спальные районы без социальной инфраструктуры, откуда молодые семьи ездят на работу и возят детей на учёбу. Возникает транспортный коллапс.

Чтобы избежать такого сценария, городским властям необходимо провести комплексный градостроительный анализ территории, социологические исследования, выявить социально-демографические характеристики жителей разных микрорайонов, центра и периферии. Таким образом мы получим представление о существующей ситуации, определим плотность населения на разных территориях. Только после этого можно делать выводы и принимать решения по развитию города: строительству жилья и социальных объектов, реконструкции коммунальных сетей и другим вопросам.

Необходимо уделять внимание не только обеспечению инфраструктурой новых районов, но и реанимации старых территорий. Прекрасный пример – новая застройка 12-го микрорайона. Современные дома подчёркивают столичный статус Ижевска и формируют  облик города.

Вопрос обеспечения новых микрорайонов инфраструктурой имеет несколько аспектов. С одной стороны, нельзя полностью перекладывать ответственность на застройщика, иначе это приведёт к значительному удорожанию жилья. Школы, детские сады, коммуникации, дороги должны строиться за счёт муниципального или республиканского бюджета.

С другой стороны, городская администрация должна взять под свой контроль проектирование новых микрорайонов, а не идти в этом вопросе на поводу у застройщиков. Бизнес зачастую не заинтересован в комплексном развитии территорий. Его задача – построить на своём участке как можно больше жилья и получить прибыль. Градостроительные нормативы предполагают, что при проектировании микрорайона менее подходящие под жилую застройку участки отводят под школы и детские сады. Но сегодня городская администрация нередко закрывает глаза на отсутствие резервных территорий. И места под детские сады и школы просто не остаётся! Бывает, застройщик не выделяет зону под дошкольное учреждение, мотивируя тем, что откроет частный детсад. Но даже если он и появится, то займёт дворовую территорию, которой не хватит другим детям для прогулок.

В городах, где заказчиком проектов является администрация, подход более продуманный. Участки застройки микрорайонов и жилых районов формируются с использованием общепринятых норм и схем зонирования, выделяются коммунальная и складская зоны, места под парковки и социальные объекты. В результате выбираются оптимальные варианты освоения территории, город становится комфортным для проживания. Более того – администрация может зарабатывать, продавая сформированные площадки под застройку, где многие технические моменты уже проработаны.

Однако в Ижевске этого не делается. При освоении территорий возникает множество нарушений. Допустим, когда полностью застроят Восточный жилой район, где будут учиться живущие там дети? Если в микрорайоне нет школы, через любую дорогу районного значения нужно обустроить подземный или надземный переход. Администрация города должна возвести его на собственные средства или на условиях софинансирования.

Нет школ и в новом частном секторе – микрорайонах Дарьинский, Горка, Сосновый. Надо запускать школьные автобусы. В других странах – в той же одноэтажной Америке – эта практика давно отработана.

 

Сила воли

 

Многие градостроительные проблемы решаются благодаря политической воле. Власть должна отвечать за свои решения, а в соответствующих подразделениях – работать сильные юристы и профессионалы в области городского развития. Есть масса возможностей заставить застройщиков строить качественно, с соблюдением норм и правил.

Городской власти надо предлагать бизнесу свои варианты создания комфортной среды, как давно делается в Татарстане. Там застройщику говорят: строишь 18-этажный дом – обустрой подземную или многоэтажную парковку, отведи под неё место в коммунальной зоне. Гостевая парковка рассчитана на 10–15 автомобилей. Неправильно, когда жильцы ставят десятки машин вокруг дома, перекрывая доступ пожарным и скорой помощи, появляются заборы и шлагбаумы…

В Удмуртии я не вижу таких волевых решений. Дома принимаются с грубейшими нарушениями законодательства. Наглядный пример – один из ЖК на ул. Холмогорова. Новостройки появились в жилом районе, где нет ни школ, ни детских садов, ни даже резервной территории под них. Качество строительства и окружающей среды просто отвратительно! Во дворах невозможно пройти с коляской, тротуары задраны, на асфальте стоят лужи. И дело не в том, что это панельные дома – в Швеции и Эстонии из панелей строят качественное жильё. Просто нужен более ответственный подход к созданию среды, а не погоня за сиюминутной прибылью.

Другая общегородская проблема – коммунальные сети Ижевска изношены и работают практически с предельной загрузкой. В таких условиях приватизация предприятий ЖКХ, находящихся в муниципальной собственности, приведёт к коммунальному коллапсу – такому же, как зимой 2015–2016 годов. Нельзя допускать перехода в частные руки стратегических объектов – водопровода, канализации, электрических и тепловых сетей. Надо разрабатывать программы развития инфраструктуры и добиваться получения денег на их реализацию, в том числе из бюджета.

Раньше при администрациях городов и главе республики работали градостроительные советы, власть прислушивалась к мнению профессионального сообщества. Хорошо бы вернуться к этой практике.

Игра в демократию

 

Считаю, что при решении спорных градостроительных вопросов необходимо в первую очередь учитывать интересы города как агломерации. Они выше интересов отдельных жителей. Так, для развития Ижевска необходимо построить проспект Калашникова и продлить ул. 10 лет Октября до ул. Песочной. Да, на территории, где пройдёт трасса, живёт 6–8 тыс. человек. Но по новой дороге будут ездить тысячи горожан, разгрузятся существующие магистрали, улучшится экологическая ситуация. Положительные изменения коснутся гораздо большего числа людей. А демократия – это подчинение мнения меньшинства большинству.

Современные общественные обсуждения и публичные слушания с внесением изменений в Правила землепользования и застройки скорее напоминают игру в демократию. Нередко интересы целого микрорайона представляют несколько человек. Случаются курьёзы, когда они не владеют всей информацией по своей территории или один и тот же человек выступает в роли активиста от разных районов… Думаю, такие люди просто хотят сделать политическую карьеру либо занимаются самопиаром в личных целях.

На мой взгляд, общественные дискуссии должны проходить более объективно, с учётом мнения больших групп населения. Необходимо инициировать широкое обсуждение этих вопросов по всем медиаканалам, в том числе телевидению и радио, привлекать экспертов, которые бы разъясняли нюансы. Чтобы не непонятные «самовыдвиженцы» говорили от лица горожан, а сами люди могли узнать о ситуации и принять участие в голосовании. Если вопрос касается целого микрорайона – голосовать должно большинство жителей, а не 200-300 человек, пришедших на слушания. Для этого надо создать институт развития взаимоотношений населения и власти, разработать систему проведения общественных слушаний для учёта большего количества мнений.

Такой механизм особенно важен при реализации нового генплана Ижевска, который сейчас находится в разработке. Чтобы этот документ был «живым», с ним надо постоянно работать, учитывать социальные вопросы и потребности населения.

Уход строителей

 

По моему мнению, одна из главных задач города – привлечение человеческого ресурса. Наполняемость бюджета зависит в том числе от количества экономически активного населения. А из Ижевска люди уезжают, и это стало проблемой. Чтобы город развивался, они должны приезжать, причём не только из окрестных деревень. Нужно привлекать в республику инвесторов, создавая благоприятные условия для развития деловой активности, не допускать перевода на другие территории предприятий, входящих в состав вертикально интегрированных холдингов. Если производство начнёт сворачиваться, город будет умирать.

Но пока в Ижевске нет даже хорошего конгресс-холла. Я вижу по своей сфере, что многие строительные и проектные компании реализуют всё меньше проектов на территории Удмуртии и всё больше – в других регионах. Работать в республике они не хотят – здесь не формируются площадки под застройку, не сходится экономика. Чтобы переломить ситуацию, необходимо содействие как республиканской, так и городской власти.

Именно строительная отрасль как драйвер экономики способна значительно улучшить деловой климат, чтобы создавались новые рабочие места, развивались рынки, росли отчисления в бюджеты. Для этого в Удмуртии есть все возможности. Совместная работа власти и представителей профессионального сообщества может способствовать экономическому подъёму региона. Хочется верить, что всё-таки будут приняты правильные решения.