Переходим в основу

Для экономического блока команды Удмуртии 2018-й можно назвать этапом анализа ситуации и первых системных шагов, которые закладывают основу для будущего, в том числе для основной работы следующего года – развития территорий республики.

Проекты и результаты

Это не значит, что достижений в уходящем году не было. Мы получили поддержку для всех малых городов от Фонда развития моногородов. На инфраструктуру для наших инвестпроектов ТОСЭР от ФРМ привлечено 270 млн рублей. А в ТОСЭР Сарапул по итогам года будет уже семь резидентов с 1,3 млрд руб. инвестиций и 586 новыми рабочими местами. Объём привлечённых средств от Фонда развития промышленности по итогам года увеличится примерно в пять раз в сравнении с 2017 годом, объём льготных кредитов от Корпорации МСП – в три раза.

В этом году мы проводили большую аналитическую работу в муниципальных образованиях. И следующий год для экономического блока будет годом развития территорий. Задача, которую перед нами ставит глава Удмуртии Александр Владимирович Бречалов, –  развивать муниципальные образования, от анонсированных точек роста переходить к реальным проектам.

Частично это у нас получалось уже в текущем году. Например, сегодня на Камбарском машзаводе работает в три раза больше людей, чем было до того, как к ситуации подключились мы. Новые заказы появились в том числе благодаря работе правительства.

Это был год ещё и, скажем так, операции спасения «Ижметмаша», и, опять же, итог есть: 200 рабочих мест уже создано, в следующем году будет 600. Предприятие реально работает.

Цифры статистики говорят о том, что у нас всё достаточно неплохо. Собственные доходы консолидированного бюджета выросли на 9% – входили в год с 49 млрд руб., заканчиваем с 54,5 миллиарда. 

Работа по анализу и точечным проектам в области управления госимуществом, о которой говорит глава, опять же видна в цифрах. Если в прошлом году «Аптеки Удмуртии» находились в предбанкротном состоянии, то по итогам этого года предприятие признано лучшим ГУПом в стране! В прошлом году у него был убыток 70 млн руб., в этом – прибыль в 40 млн, и это медицинский факт. Предприятие вышло в Пермский край и Кировскую область – а фармацевтический рынок, как известно, очень конкурентен. «Удмуртлес» в этом году расплатился с долгами по налогам – а в прошлом году это было банкротное предприятие. Гостиница «Юбилейная» – у нас в проекте бюджета 50 тыс. руб. стояла прибыль, по итогам года будет 5,5 миллиона. Понятно, что у нас 136 ГУПов, но повторюсь: 2018-й был годом анализа и точечных проектов и запуска всего этого в систему, и система действительно начинает сильно меняться.

Развитие территорий и нацпроекты

Фокус на 2019-й – это работа с территориями и поддержание той системы, которая была запущена во всех направлениях – и привлечение федеральных ресурсов, и работа с госимуществом, и развитие малого и среднего бизнеса, ну и, конечно, национальные проекты.

На прошедшем в конце ноября в Удмуртии совещании полпред в ПФО Игорь Анатольевич Комаров признал, что республика готова к реализации нацпроектов. Потому что мы участвуем во всех 12 из них. Везде, где можно, мы подавали заявки – и они были достаточно качественными. Привлечение средств по нацпроектам – это объективный показатель работы: тем, кто работать не умеет, деньги не дают.

Могу вам открыть тайну: например, по нацпроекту по малому предпринимательству Удмуртия на третьем месте в ПФО и на 19-м в стране по абсолютным цифрам привлечённых средств Федерации. В следующем году у нас появятся два новых промпарка, бизнес-акселератор для малого бизнеса, меры поддержки для территорий, мы докапитализируем наш микрофинансовый фонд. Микрофинансовый фонд, отмечу, в этом году признан лучшим в стране по невозвратности средств.

Вот эти реальные показатели мы считаем более важными для определения результата нашей работы, чем, например, данные нацрейтинга, в котором место Удмуртии понизилось. Любой рейтинг субъективен, это надо очень хорошо понимать. Тем более что опубликованный в 2018 году – за 2017 год. А в прошлом году в Удмуртии всё-таки происходили достаточно тяжёлые социально-политические изменения, которые сильно влияют на предпринимательский и инвестиционный климат. И также открою тайну: рейтинг считается примерно  с ноября по ноябрь.

Конечно, не хочется делать это оправданием, мол, это не мы. Наша вина совершенно точно есть, потому что, наверно, и тогда, и в этом году могли больше сделать. Но где-то не хватает кадров, где-то – опыта, ресурсов, где-то объём задач такой, что невозможно выполнить всё сразу. Конечно, мы работу над ошибками провели, и в июне на Питерском форуме увидим, дала ли она какой-то эффект.

Бюджет этого года – по новым принципам, с профицитом – формировала уже новая команда, и он исполнен. Это надо примерять всегда к собственным финансам: вы же не планируете семейный бюджет с мыслью о том, что надо побольше заложить на траты – а вдруг что-нибудь случится. И в республике так нельзя. Эта стратегия Александра Владимировича Бречалова точно доказала свою эффективность. Потому что нам больше дают денег из Федерации. Мы – один из немногих регионов, выполнивших все условия соглашений с Министерством финансов России. Благодаря этому Удмуртия получила больше дотаций на 2019 год, нас чаще слушает Федерация, мы больше денег привлекаем по нацпроектам – это всё в итоге позитивно сказывается на финансовом положении всей республики.

Кроме того, глава просит нас считать прогноз социально-экономического развития в негативном сценарии, чтобы хеджировать риски. Бюджет 2019 года сделан именно по этому сценарию и потому реалистичен. Будет больше средств – будем добавлять, будем наращивать в том числе и расходную часть, потому что она должна идти не только на социалку, но и на развитие экономики. И здесь у нас опять же есть куда вкладываться – и в сельском хозяйстве, и в малом предпринимательстве, и в производственные компании, и давать новые инструменты по дешёвым деньгам на «оборотку». То есть мы планируем исходить из негативного прогноза, но ставим для себя амбициозные цели по развитию республики. Их мы будем ставить и перед муниципалитетами, прежде всего, по открытию новых рабочих мест. Нам очень важно совместить возможности районов и предпринимателей и желание предпринимателей развиваться с нашими ресурсами.

Инвестиции и налоги

По объёму инвестиций в основной капитал мы в этом году идём с ростом в 5,7% к такому же периоду 2017 года. В прошлом году у нас показатель был 80 млрд руб., в этом году, надеюсь, будет 82–83 млрд, может быть, больше.

Но если честно, этот показатель мне очень сильно не нравится. В него включаются все средства, которые компании отразили в бухгалтерском балансе по строке «инвестиции». Но, по-моему, только 2,3% всех инвестиций за счёт привлечённых средств. То есть компании вынуждены забирать деньги из оборота. Значит, что-то не работает – доступность кредитов, федеральных средств. Поэтому у нас задача на 2019 год – расшить этот показатель и дать компаниям задышать за счёт привлечённых средств. С банками ведётся активная работа, подписывается много соглашений, в ближайшее время будут заключены соглашения о сотрудничестве ещё с рядом банков.

Мы также отдельно считаем инвестиции, которые появились именно в результате работы правительства. Думаю, точные цифры будут в первом квартале, но, по моим оценкам, это порядка 10% инвестиций в основной капитал.

Например, Сарапульский электрогенераторный завод открыл новый цех. Это конкретный объём инвестиций в 700 млн руб., которые бы не появились, если бы не было меры поддержки и не было бы нашей работы в этом. Это, например, 3 млрд инвестиций в «Буммаш». Не было бы этой инвестиционной программы, если бы не было нашей сов-местной с ними работы. На днях подписано соглашение с ПАО  МРСК Центра и Приволжья, в рамках которого в течение 11 лет будет проинвестировано 23,9 млрд руб. в электрические сети республики. Это создание новых рынков сбыта для гражданских направлений оборонных предприятий. Да, там очень длительные контракты, но они появляются потихоньку, постепенно, и сейчас их объём уже доходит до 400–500 млн рублей. Это и рост неналоговых доходов за счёт управления госимуществом. Если мы говорим о трёх предприятиях – «Удмуртлес», «Аптеки Удмуртии» и гостинице, которые мы уже перезагрузили качественно, – это прибыль порядка 150–200 млн рублей. Но мы объективно понимаем, что есть куда расти ещё на порядок.

В уходящем году были приняты решения по изменению налогов. Мне кажется, что в вопросе транспортного налога интересы жителей были максимально соблюдены. Потому что, во-первых, у нас для огромной категории в 20 тыс. пенсионеров он даже понизится за счёт того, что более обеспеченные будут платить больше. Этого, правда, почему-то нигде не было в прессе… И это налог целевой, средства пойдут на строительство дорог. А Удмуртия сегодня в ТОП-3 по строительству дорог в стране – мне кажется, здесь у нас такого никогда не было.

Расчёт налога на имущество по кадастровой стоимости также сделан в интересах жителей. Мы недособираем этого налога только в Ижевске 1 млрд рублей, и у города дефицитный бюджет. Мы не можем в полной мере содержать школы, садики, больницы, заниматься благоустройством, потому что кто-то из недобросовестных предпринимателей вдруг решил, что можно дробить помещение на три объекта и ничего не платить. Но интересы предпринимателей также учтены. Во-первых, повышение поэтапное, во-вторых, есть льготы для тех, кто располагается в многоквартирных домах, а это малый бизнес обычно, и третье, самое главное, – это льготы для бизнеса в районах.

Жить в Удмуртии

Ещё один итог уходящего года – выстраивание системы бренда «Сделано в Удмуртии». Мы его зарегистрировали, описали, выявили критерии попадания. Со следующего года только акцептованные компании смогут этот знак получать. Только предприятия, обладающие этим знаком, смогут попасть в наш акселератор и в течение года будут в приоритетном порядке получать меры поддержки от правительства, продвижение и участие в форумных площадках, участие в выставках.

И когда мы всё больше насыщаем информационное пространство позитивом про республику, новыми проектами, реализованными здесь, «продаём» то, что умеем делать качественно, тогда у людей создаётся понимание: да, можно сделать выбор в пользу этого продукта. Это системное продвижение республики. Мы должны выходить вовне, рассказывать о себе, мы должны себя «продавать». Тогда больше туристов будет, больше инвестиций, больше предпринимателей, больше гордости будет у нас, когда мы будем приезжать в другие регионы и видеть продукцию «Сделано в Удмуртии».

А главное – это будет одним из стимулов жить в Удмуртии. Как-то меня спросили, какой я хочу видеть республику через пять лет, я ответил: регионом, из которого не хочется уезжать. Это квинтэссенция хорошей идеи развития территорий, потому что здесь всё – и качество жизни, и соцсфера, и бизнес, и благоустройство, и так далее. И «Сделано в Удмуртии» тоже в этой концепции.

Главная задача на 2019 год, как я уже сказал,  – это комплексное развитие территорий, мы должны сделать так, чтобы из Удмуртии не хотелось уезжать. Мы должны эти процессы запустить, «отпилотировать» на ряде территорий, чтобы потом это сделать, – это не работа одного года, это десятилетия. Но для того, чтобы это менялось, надо начать делать.

Вторая задача по моей кафедре – это, конечно, столетие Михаила Тимофеевича Калашникова. Это хороший повод привлечь внимание в первую очередь к конструкторско-промышленному потенциалу республики. Мы хотим позиционировать Удмуртию как место проживания людей, которые что-то новое создают, и не обязательно оружие.

И третье, конечно, – уже переход из «подающих» надежды в «крепко стоящие на ногах». Знаете, в футболе есть понятие «молодой перспективный». Так вот задача именно чтобы экономичес-кий блок перешёл в категорию «игрок основы» и на уровне страны был в пятёрке. Мы полтора года отработали, у нас нет шанса в 2019 году опять подавать надежды. Всё, надо эти надежды воплощать в жизнь.