Навели мосты

В Ижевске вновь обсудили вопросы здравоохранения. На этот раз темой для дискуссии стала стоматология. Помочь представителям отрасли навести мосты, залатать дыры и расставить все точки над i в очередной раз решила «Деловая Репутация». Дискуссия получилась актуальной – ещё бы, ведь по статистике у каждого россиянина около шести больных зубов. А затрагиваемая проблематика, на первый взгляд, пусть и сугубо специфичная, но именно от неё в конечном итоге зависит доступность и качество зубоврачебной помощи в нашем регионе.

Участники «круглого стола»

Михаил ХОМИЧ, и. о. постоянного представителя главы УР при президенте РФ

Олег ЕВТОДИЕВ, первый заместитель директора Территориального фонда  обязательного медицинского страхования УР

Анвар БОГДАНОВ, президент ассоциации стоматологов Удмуртии, главный врач АУЗ УР «Республиканская стоматологическая поликлиника МЗ УР»

Наталья ПЕРМЯКОВА, главный врач БУЗ УР «ДКСП № 2», вице-президент ассоциации стоматологов Удмуртии

Елена ЩЁГОЛЕВА,  зам. главного врача АУЗ УР «Республиканская стоматологическая поликлиника МЗ УР» по организационно-методической работе

Наталья КАЛАБУГИНА, заместитель главного врача по медицинской части БУЗ УР «СП № 1 МЗ УР»

Елена МИНАГУЛОВА, завотделением БУЗ УР «Стоматологическая поликлиника № 3 МЗ УР»

Айдар ЛАТЫПОВ, главный врач БУЗ УР «Сарапульская городская СП №2 МЗ УР»

Галина СТРЕЛКОВА, главный врач БУЗ УР «Глазовская городская стоматологическая поликлиника МЗ УР»

Людмила РОМИНА, заместитель главврача по лечебной работе «БУЗ УР Воткинская ГСП МЗ УР»

Людмила ГЛАВАТСКИХ, врач-стоматолог АО санаторий «Металлург»

Ирина КРАШЕНИННИКОВА, директор сети стоматологических клиник «Лада-Эстет»

Ирина КОЛОДКИНА, главный врач центра стоматологии и имплантации «Лада-Эстет»
Наталья МЕЙТИС, главный врач стоматологической клиники «Белый Клык»

Андрей ПОПЦОВ, маркетолог стоматологической клиники «Авангард»

Александр БАДИЦА, главный редактор журнала «Деловая Репутация»

Ирина КОМЛЕВА, выпускающий редактор ООО «Медиа Группа «Парацельс», модератор «круглого стола»

МОДЕРАТОР: – Сегодня за одним «круглым столом» собрались те, от кого зависит здоровье наших зубов – и государственные, и частные клиники, и фонда, который финансирует оказание стоматологической помощи по программе ОМС. Насколько сегодня развит рынок стоматологических услуг в Удмуртии? Как его участники воспринимают друг друга: вы партнёры, помощники, конкуренты?

Анвар БОГДАНОВ: – В государственной стоматологической службе работают 621 врачей – специалистов с высшим образованием, 153 зубных врача, три гигиениста стоматологических, 127 зубных техников.  По порядкам оказания стоматологической помощи на 10 тыс. взрослого населения рекомендовано  пять должностей врача-стоматолога, на 1000 детей – 0,8 должности в городе и 0,5 – в селе. Обеспеченность врачами стоматологического профиля в целом по УР на 10 тыс. населения составляет – 4,63. Естественно, не во всех районах ситуация одинаковая, в некоторых населённых пунктах специалистов меньше, но в Ижевске этот показатель достаточно весомый. С учётом частного сектора в Удмуртии достаточно высокая обеспеченность стоматологическими кадрами.

Олег ЕВТОДИЕВ: – Хочу отметить тенденцию к увеличению количества частных медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования. В 2013 году в нашем реестре было 105 медицинских организаций, в т.ч. негосударственных – 9 (8.6%), из них пять – стоматологических. В 2017 году медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования в Удмуртии оказывают 126 медицинских организаций, в т.ч. 48 (37%) – негосударственные, из них 26 – стоматологии.

В разрезе Приволжского федерального округа доля негосударственных медицинских организаций, в том числе частных, колеблется от 11% в Кировской области до 42% в Нижегородской области. Думаю, что вовлечение частных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования создаёт здоровую конкурентную среду, в том числе в стоматологии.

Анвар БОГДАНОВ: – Конечно, очень хорошо, что на рынок привлекается частный сектор. Но надо понимать, что государственные и частные стоматологические клиники работают в неравных условиях. Частный сектор –  это предпринимательская деятельность, ею можно заниматься, а можно и отказаться. Государственная – это обязанность. И выполнять её сегодня нам крайне непросто. Вопросов масса. Затронем, к примеру, систему ОМС. В регионах она работает по-разному. Причина разночтений – на уровне Минздрава РФ, Российского территориального фонда ОМС, многочисленных рабочих комиссий. У нас нет единой трактовки законодательных норм, к примеру, Федеральных законов №№ 326, 323, приказов Минздрава №№ 406, 407 и других. В итоге все понимают документы так, как удобно, появляются разногласия. Поэтому в Удмуртии и ряде других территорий прикрепления пациентов к стоматологическим клиникам не существует. Почему я говорю про прикрепление? У нас есть норматив оказания медицинской помощи, объёмы, планово выделяемые каждой поликлинике. Но если прикрепления нет, нельзя говорить об объёмах. А ведь мы движемся к подушевому финансированию, и, возможно, оно когда-нибудь появится…

Олег ЕВТОДИЕВ: – ТФОМС УР осуществляет свою деятельность в соответствии с Территориальной программой оказания гражданам Удмуртской Республики бесплатной медицинской помощи, составной частью которой является Программа обязательного медицинского страхования. Данная программа утверждена постановлением правительства Удмуртской Республики и разработана в строгом соответствии с Базовой программой обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

В отношении прикрепления населения к стоматологиям к нам были неоднократные обращения. На данный момент действует совместный приказ МЗ УР и ТФОМС УР, утверждающий Регламент прикрепления для оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях. Действие настоящего Регламента не распространяется на медицинские организации стоматологического, акушерско-гинекологического, травматологического профилей. Надеюсь, что с вашим участием данной проблеме будет найдено верное решение.

Наталья КАЛАБУГИНА: – Я не согласна с Галиной Александровной. У частных и государственных клиник никогда не будет равных условий. Мы изначально находимся в разном положении, это касается и материального обеспечения, и кадров. У нас, государственных учреждений, другие задачи. За нами – население. Никто не обяжет частную организацию оказывать помощь во внеурочное время. Поток пациентов, какая бы ни была мощная частная клиника, не будет таким, как у нас. За шесть часов наш врач принимает 20–25 человек. Прекрасно, что частники вступают в ОМС, но стоматологические государственные учреждения всегда будут решать более широкие задачи. Говорить о равных условиях можно только в терапевтической стоматологии, я считаю.

Айдар ЛАТЫПОВ: – Конечно, у нас разные условия. Первое – курирующие органы. Если частные медицинские организации работают только с фондом ОМС, то нам приходится взаимодействовать ещё и с Министерством здравоохранения УР. И у этих двух ведомств часто разные подходы. Второе – вопрос кадров. Ни одна частная организация, тем более сейчас, при изменениях в системе подготовки медицинских кадров, не возьмёт на работу вчерашнего студента. А к нам приходят выпускники, три года нарабатывают навыки, а потом благополучно уходят в коммерческие структуры. Потому что там регламентирующих положений меньше, никто над ними не довлеет. Ещё одна головная боль – Федеральный закон № 44 ФЗ. В сложившейся ситуации у меня есть, возможно, революционное предложение. Если все говорят о равных условиях, давайте выведем стоматологическую службу из государственного сектора. Всё равно из бюджета мы денег не получаем, 50% в наших доходах составляет предпринимательская деятельность. Что же нам мешает работать так же, как частные клиники?

Ирина КРАШЕНИННИКОВА: – Система ОМС на данном этапе нашей клинике не интересна, в эту нишу не стремимся. Мы готовы внести свой вклад в развитие здравоохранения Удмуртии в рамках государственно-частного партнёрства. Уже сегодня специалисты нашей лор-клиники выезжают в города и проводят профосмотры населения. Мы оказываем бесплатную помощь детям-сиротам, предоставляем льготные расценки на услуги для детей-инвалидов, 30 операций в год проводим бесплатно для детей-сирот. В таком же ключе готовы работать и в сфере стоматологии. Одно из направлений – бесплатное участие наших стоматологов в профилактических осмотрах, диспансеризации детей в детских садах, школах по всей республике.

Галина СТРЕЛКОВА: – Если в стоматологической отрасли есть конкуренция, я хочу, чтобы мы все – медсанчасти, поликлиники,  коммерческие организации – работали в равных условиях. Чтобы в каждой медицинской организации пациент мог получить определённое количество услуг в одинаковом соотношении. Если частные клиники включаются в системе ОМС, они, как и мы, должны оказывать неотложную помощь, работать в выходные и в праздничные дни.  Не только мы должны нести это бремя.

МОДЕРАТОР: – Большинство присутствующих на «круглом столе» стоматологий оказывает медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования. Достаточно ли вам выделяемых тарифной комиссией объёмов? Устраивают ли вас тарифы на амбулаторно-поликлиническую помощь?

Анвар БОГДАНОВ: – Территориальный подушевой норматив оказания медпомощи в Удмуртии один из самых высоких в ПФО и в целом по России. Но тариф, по которому оплачивается стоматологическая помощь, не изменялся уже четыре года. Думаю, что причина – в неправильном распределении финансов. Когда территориальный фонд ОМС делает свою долю в оказании медпомощи высокой, его средства «размываются», покрывая дефицит, который недодал региональный бюджет. А если бы идеологом территориальной программы обязательного медицинского страхования было Министерство здравоохранения РФ, этого бы не было. И тариф бы на оказание стоматологической помощи рос регулярно.

Олег ЕВТОДИЕВ: – Коллеги, оплата медицинской помощи осуществляется в пределах объёмов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования по тарифам, установленным соглашением между уполномоченными государственными органами субъекта Российской Федерации, ТФОМС УР, представителями профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников, представителями страховых медицинских организаций.

Объём оказания медицинской помощи по некоторым направлениям, например, высокотехнологическая медицинская помощь, ежегодно увеличивается. И если до 2014 года данный вид медицинской помощи осуществлялся за счёт средств бюджета Российской Федерации, то на данный момент оплата осуществляется за счёт средств  обязательного медицинского страхования.

Анвар БОГДАНОВ: – К сожалению, в составе  региональной комиссии по подготовке территориальной программы госгарантий нет представителя стоматологической службы.

То есть повышения тарифов ждать не следует?

Олег ЕВТОДИЕВ: – Объёмы медицинской помощи, установленные медицинским организациям МЗ УР на 2017 год, сбалансированы с направленными на эти цели средствами субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение и реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования  в размере, превышающем размер субвенций, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Мы надеемся на дополнительное поступление средств в виде межбюджетных трансфертов. Ранее такие средства выделялись. Тем не менее фонд рассматривает возможность увеличения тарифов в 2017 году.

Наталья КАЛАБУГИНА: – Да, тариф недостаточный. Наше учреждение за счёт предпринимательской деятельности покрывает 88% расходов. Поэтому мы вынуждены, не действуя в рамках закона, предлагать пациентам дополнительные услуги. Тем более что с 2017 года предложен новый классификатор, и  часть услуг, ранее предоставляемых пациентам за счёт ОМС, из него исключены, к примеру, пломбирование светополимерами  отечественного производства. Так как объём услуг по ОМС уменьшается, нужно быстро расширять платное направление, информировать пациента об условиях территориальной программы и альтернативных видах помощи. И скажу свою боль: мы ведём всю необходимую документацию по платным услугам. Пациент желает получить отдельную медицинскую услугу сверх программы ОМС, а фонд говорит нам: «Нельзя!». Получается, что мы ограничиваем выбор пациента.

Галина СТРЕЛКОВА: – Ещё одна большая проблема: в 2017 году нам утвердили низкий коэффициент посещений к условным единицам труда. Поэтому мы из месяца в месяц выполняем объёмы, но их не принимают к оплате. Аналогичная ситуация в других городах. То есть я не могу отказать пациенту, так как госучреждение обязано оказать помощь, и в то же время я допускаю неэффективное использование средств, поскольку не оказываю максимальный объём помощи в одно посещение. На сегодняшний день у меня не оплачено свыше 8 тыс. условных единиц труда.

Анвар БОГДАНОВ: Возможно, когда мы перейдём к учёту медпомощи в посещениях (обращениях), мы сможем работать в равных условиях с коммерческими стоматологическими клиниками.

Наталья КАЛАБУГИНА: – Мы должны быть понятны и прозрачны для пациентов. А получается, что сегодня мы находимся между наковальней и молотом. Мы даже не претендуем на увеличение тарифа, но не делайте медицинские организации заложниками ситуации. Нужны подзаконные акты на уровне Минздрава УР, методические указания, которые бы позволили нам соблюсти все требования и работать спокойно, открыто.

Олег ЕВТОДИЕВ: – Коллеги, прошу учесть, что есть полномочия Министерства здравоохранения УР, который является учредителем государственных стоматологических учреждений и регулирует их работу, а есть полномочия Территориального фонда обязательного медицинского страхования УР. Многое звучавшее – полномочия Минздрава. Все вопросы, которые в нашей компетенции: формирование тарифа и другие, мы, естественно, будем рассматривать. В первую очередь – с позиции пациента, защищая его права. Нам надо сохранить достигнутое. Это наша общая цель и задача. Во вторую очередь, исходя из складывающейся ситуации, развиваться дальше.

Читайте также: