Известные персоны Удмуртии в соцсетях: ошибки, риски и хорошие решения

Специалисты утверждают, что на исследование активности одного публичного лица в интернете уходит 1,5-2 дня. Замеряется новостной поток, фото и видео контент, упоминания в блогосфере, поисковой выдаче и социальных сетях, весь контент публичных лиц за последний год. В результате формируется подробный профайл, построенный вокруг видимой биографии, ошибки в позиционировании, риски и информационные угрозы.

Для нашей статьи мы попросили сделать упрощенный анализ аккаунтов в социальных сетях двух известных политиков и двух предпринимателей Удмуртии. Отдельно стоит отметить, что данный материал призван не критиковать или создавать повод для яркого обсуждения, а дать пример, что сделано хорошо, а что можно улучшить в работе с аккаунтами политиков и бизнесменов.

 

Анализ проводил Михаил Вершинин, основатель и старший партнёр агентства «Кожухов, Вершинин и партнёры» (www.reputocracy.gr), г. Самара, социальный психолог, маркетолог, член российской Гильдии маркетинга, электоральный аналитик и специалист по профайлингу политических лидеров общественного мнения на политических кампаниях в разных регионах РФ.

Героями анализа стали Михаил Хомич, Олег Гарин, Максим Коновалов, Андрей Гейко.

Что можно отметить про всех участников анализа:

• Умение работать с критикой и негативом у себя в комментариях, без классических «ошибок руководителей»;

• Ни у кого не прослеживалась явная поддержка пиарщиков или помощников в ведении аккаунта;

• Практически у всех не заполнены, в нужной мере, данные в описании аккаунта, что снижает их возможности позиционирования;

• Практически у всех нет спорного и неоднозначного фото и видео контента, который не ассоциируется с их деловой и личной активностью, или может быть токсичным или потенциально опасным;

• Практически никто не использует популярную стратегию позиционирования через скандалы, конфликты или явного «гуруизма», что тоже очень хорошо;

• К сожалению, мало кто готовит и выкладывает контент по разным направлениями своей активности: работа, хобби и семья. Практически у всех есть явные перекосы в ту или иную сторону.

Показатели

Хомич

Гарин

Коновалов

Гейко

Ведут самостоятельно

Да

Скорее всего

Да + жена

Да

Заполнение информации в аккаунте

Частично

Частично

Частично

Нет

Фотоконтент разложен по фотоальбомам

Нет

Нет

Нет

Нет

Есть ссылки на другие аккаунты

Да

Нет

Частично

Нет

Активная аудитория

Да

Да

Да

Да

Часто публикуют информацию

Да

Да

Нет

Да

Информационные риски

Есть

Нет

Нет

Есть

Политические риски

Есть

Частично

Нет

Есть

 

 

ПОЛИТИКИ

Михаил ХОМИЧ

— постоянный представитель Главы Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации — заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики.

• https://www.facebook.com/khomich — количество френдов 3390, 7880 подписчиков;

• https://twitter.com/Khomitch — 1199 читателей, 8586 твитов;

• https://www.instagram.com/mkhomich/ — 6 685 подписчиков.

Совокупная аудитория 19 154 человека. Однако стоит учитывать, что Фейсбук ограничивает охват аудитории (приблизительно 30% могут увидеть не рекламный пост).

Хорошая обложка и аватар, но они взяты с одного мероприятия и не менялись больше года. В кратком описании указаны три хештега для поиска информации от автора контента, однако он не использует полностью возможность данного поля. Не совсем корректное оформление места работы в столичном представительстве республики. Указаны ссылки на другие аккаунты, что упрощает пользователям подписываться на автора. Хорошая и яркая реакция на посты в фейсбуке. Политически нейтрален в контенте. Ведет самостоятельно, посты не скучные и позитивные. В информации аккаунта почему-то не указан г. Ижевск ни в какой форме.

 

 

Очень спорное оформление краткой информации о себе и выбор описания, которое так же может быть потенциально рискованным. С учетом 34 аватаров в аккаунте, что является достаточно большим числом для данного параметра, есть риск преподнесения недоброжелателями автора, как страдающего «гигантизмом», «нарциссизмом» и другими клише. У других афоризмов не указаны авторы, одни из них содержит мат, что не очень корректно для чиновника такого уровня.

 

 

Не показаны промежуточные и тоже важные события в жизни. Формально все выглядит как череда карьерных проектов, без других типичных для такого уровня события: дополнительное образование, выступления на крупнейших площадках страны, крупные события или проекты, спортивные мероприятия и т.п., что должно подкреплять выбранную стратегию позиционирования. Фотографии соответствую общей тематики позиционирования и не противоречат заявленной деятельности.

 

 

Фотографии соответствуют общей тематике позиционирования и не противоречат заявленной деятельности.

 

Однако, как и у всех героев данного исследования, у автора нет альбомов и разложенных фотографий по папочкам. В итоге автор создает много актуального и интересного контента, но затрудняет его поиск в дальнейшем, когда он будет вытеснен новыми постами. Так же, как у всех участников исследования, автор не подписывает фотографии, что затрудняет «поиск автора» через просмотр фотографий в социальных сетях (часто пользователи соцсетей могут в поиске найти фотографию с автором или от автора, но не могут понять откуда она и что собой иллюстрирует. Именно для этого объяснительный краткий текст нужно прикреплять к каждой фотографии. Однако не все программы, которые публикуют контент сразу в нескольких социальных сетях, позволяют это делать. Автор скорее всего использует подобную программу, т.к. контент дублируется на других площадках).

Как у практически всех героев исследования, не заполнены интересы в музыке, кино, книгах и т.п.

Автор демонстрирует хороший навык в работе с критикой и негативом, соблюдая вежливость и твердость.

Спорная обложка для твиттера, с афоризмом на английском и изображением мужского тела. Активный твиттер, но при этом 90% контента это автоматические репосты из инстаграма и фейсбука автора, а также репосты публикаций руководителя региона. Очень спорное решение показывать уровень собственных интересов, ограничив их 5-ю подписанными аккаунтами в твиттере: Russia Today во Франции, первым региональным информагентством, Президентом США, руководителем региона и аккаунтом ТВ-комика.

 

 

Общие наблюдения: основным аккаунтом является инстаграм с репостами в другие социальные сети, но при этом весь фото-контент состоит из фотографий с автором. Нет фотографий участников различных управленческих команд, коллег, друзей, природы, города, общественных пространств и т.п. Весь фото-контент сформирован вокруг одной персоны автора, что создает сильный уклон в «я-центричность». Частично это компенсируется хорошими, интересными и продуманными текстами, использованием хештегов и т.п., но в целом есть возможность делать контент со своим участием более интересным, без явного фокусирования на своей персоне. Недостаточно хорошо показано увлечение ЗОЖ, спортом и культурными мероприятиями (кино, выставки и т.п.). Возможно, на это не хватает времени из-за высокой загрузки на работе. Активная аудитория подписчиков, интересная жизнь инвестиционного чиновника региона, создает отличные возможности для корректного позиционирования, но на данный момент требует корректировки и нейтрализации потенциальных рисков.

 

Олег ГАРИН

— председатель Городской думы города Ижевска.

• https://www.facebook.com/garin.oleg — 5000 френдов, количество подписчиков скрыто;

• https://vk.com/oleg.garin – 1501 друзей;

• https://www.instagram.com/oleggarinizh/ — 1 537 подписчиков;

• https://ok.ru/oleggarin – 1238 друзей, 11 подписчиков.

Совокупная аудитория около 9276 человек.

Хороший аватар и подложка. При этом во всех социальных сетях автор использует всего два типа аватара, которые явно были сняты для предвыборной рекламы. Аватары не менялись за два года. Подложка в ФБ не менялась более года, но на ней изображён город весной или летом. Подобные изображения не совсем корректно выглядят зимой или поздней осенью.

В целом позитивный и открытый профайл политика.

 

 

При этом не используется краткое описание для позиционирования аккаунта. Фактически это говорит о том, что аккаунт не настраивался или не заполнялся с момента его запуска в 2017 году (политик появился в социальных сетях где-то весной 2017 года). Очень мало лайков и комментариев для аудитории 5000 френдов, что может ставить вопрос о качестве аудитории (на боты анализ не проводился).

Есть хорошие примеры реагирования на критику, через «присоединение» к негативному посту с упоминанием собственного имени, демонстрации «личного контроля» и «участия». Формулировки комментариев показывают, что на комментарии отвечает точно лично сам автор. Насчёт текста к постам, то тут нет однозначного понимания, в отличие от других героев исследования.

 

 

Хорошее сочетание разнопланового контента, про историю, политику, бизнес и т.п. Недостаточно постов про работу самой думы, законодательной деятельности, бюджетирования и взаимодействия с другими депутатами, чьи округа затронуты постами автора. Присутствует политический федеральный контент партии автора.

Не указаны контакты и ссылки на другие профили в социальных сетях. Политики, которые были избраны на свои посты, обязаны быть доступны для избирателей – отсутствие информации для контактов, времени приема и т.п. большая ошибка для законодателя в работе с избирателями (вне зависимости списочник или одномандатник).

Не указана работа до политической деятельности, дополнительное образование и т.п. В этом плане аккаунт во Вконтакте заполнен более информативно.

Нет никакой информации об авторе, его деятельности и взглядах. Нет афоризмов и другой информации. Например, можно было процитировать известных политиков или градоначальников из истории региона, формируя преемственность в развитии города.

Фотографии соответствуют общей тематике позиционирования и не противоречат заявленной деятельности.

 

 

Не указана работа до политической деятельности, дополнительное образование и т.п. В этом плане аккаунт во Вконтакте заполнен более информативно.

Аккаунт в ВК более информативен, хорошая фотография. Однако в ней есть большой риск – дорогие часы на руке. Правило для любого начинающего и умудрённого политика: «помни о часах». В Китае есть отдельный вид блогеров, которые охотятся за чиновниками и фотографирует их часы и сигареты. Потом выходит разгромный материал о коррупции и непозволительных расходах. У нас любят обсуждать стоимость часов, и это уже давно вошло в тренд. Да, вне электорального цикла, возможно, это не опасно, а на выборах конкуренты будут доносить избирателям, что часы у кандидата по стоимости их годовой зарплаты и вообще он далёк от народа. И ещё много поводов потроллить кандидата. Если, конечно, вы избираетесь не от Рублевки, где такие часы признак аскетизма.

Хорошее взаимодействие с критикой и жалобами и во Вконтакте.

 

 

Классический контент для политика с поздравлением Лидеров Общественных мнений. Хорошо, что в кадре нет помощников, замов и подобной аудитории сопровождения значимых лиц.

 

 

Недостаточное позиционирование как законодателя, выражается и в слабой реакции аудитории на контент о деятельности Думы. Очень слабая реакция и ни одного комментария.

Такая же проблема, как и у предыдущего героя, с его подписками в Твиттере. Здесь политик подписан на слишком малое количество страниц и групп. Например, помимо руководителя региона, есть мэр и т.п.

В аккаунте одноклассников мало информации, нет должного оформления, при этом постепенно растущая аудитория. 1238 подписчиков кажется скромным количеством, но при этом стоит отметить, что на странице Гордумы в этой сети всего 234 подписчика.

Некорректные альбомы, нет подписей к фотографиям, практически нулевая реакция на контент. Некорректно писать в «Однокласниках» про «Фейсбук», что говорит либо о непонимании сетевого этикета, либо просто автоматическом перепощивании контента автора, который одинаков для всех его аккаунтов.

 

 

Общие наблюдения: основным аккаунтом является Инстаграм с репостами в другие социальные сети. Контент разноплановый, но слишком большой уклон в городские мероприятия и проблемы города с точки зрения ремонта и уборки. Возможно, это реакция на «войну блогера Варламова с омской мэрией», но в целом контент данного автора больше похож на контент заместителя мэра города, а не на руководителя городской думы региона. Если чиновники могут недооформлять собственные аккаунты, не делать перекрёстных ссылок на другие свои аккаунты, то публичные политики такого себе позволить не могут.

Не совсем понятно, пишет ли текст к постам автор самостоятельно или это такой суховатый стиль. При этом нет канцелярщины и явных признаков, что тексты созданы типичным «помощником». Общение в комментариях прямое и демократичное, что делает политика более открытым в глазах своей аудитории.

Непонятно, почему аудитория политика активна только в Фейсбуке, а в других социальных сетях в основной массе молчит.

Отдельно стоит отметить хороший визуальный ряд, умение одеваться и гармонично выглядеть в кадре, что не всегда характерно для российских политиков.

При должной коррекции описания аккаунтов, подсвечивании сложной истории успеха и пути к «тому, кем я стал», усиления контента по ряду направлений деятельности у него есть большие возможности быть одним из самых заметных политиков городского и регионального уровня.

 

БИЗНЕСМЕНЫ

Максим КОНОВАЛОВ

— ресторатор, учредитель и генеральный директор в WelcomeGroup.

• https://vk.com/kmaxjan — 3784 френда;

• https://www.facebook.com/maxim.konovalov – 5000 френдов, 1 861 подписчик;

• https://www.instagram.com/kmaxjan/ — 5 158 подписчиков.

Совокупная аудитория около 15803 человек. Однако стоит учитывать, что Фейсбук ограничивает охват аудитории (приблизительно 30% могут увидеть не рекламный пост).

Спорная фотография для аватара в Фейсбуке. Во ВКонтакте лучше. Аватар плохого качества с артефактами при просмотре в увеличенном масштабе. Обложка связана с увлечением фотографией во время путешествий, но понять это можно только прочитав комментарии к обложке. Без этого причем тут олени не совсем понятно.

 

 

Не совсем корректное краткое описание профиля, но демонстрирующее интересы автора. Не отобраны 9 фотографий, которые могли бы иллюстрировать интересы автора.

Интересный контент про путешествия, нейтральный и позитивный. В классическом стиле travel blogging. Посты идут с разной очерёдностью и не равномерно. Туристические заметки хорошо дополняются аспектами национальных кухонь, что хорошо ложится на имидж ресторатора-новатора.

 

 

Основной контент комбинируется с хорошими бизнес-историями без излишней эмоциональности или «великих свершений».

 

 

Хорошая демонстрация работы с жалобами и негативом. Демонстрация «управленческого контроля», «делегирования» и «личной конструктивной реакции» на жалобу. Демонстрация скромности и нативного контента. Хороший уровень доверительного общения со своей аудиторией. При этом странно, что на сайте компании, вместо биографии висит старое интервью 2009 года, без новых интервью автора. Хорошие охваты постов, много лайков и живая аудитория.

Для собственных публикаций и фотоотчетов выбраны прекрасные фотографии, но к ним нет подписей. При нажатии или просмотре фотоленты автора не понимаешь, откуда эта фотография и какой в ней смысл (контекст).

 

 

Мало фотоальбомов, общие фотографии не рассортированы даже по поездкам. Два альбома без названия. В итоге сильный фото-контент автора плохо используется в дальнейшем, когда опускается в ленте по времени.

 

 

«Работа и образование» показывает классический подход «человек своего дела», что хорошо ложится на имидж предпринимателя. Однако можно было усилить демонстрацией дополнительного бизнес-образования или сертификации в Horeca.

Не указаны другие контакты и аккаунты в социальных сетях, что затрудняет конверсию в подписчики и т.п.

Нет описания себя, афоризмов и цитат, что могли бы дополнить образ, а не отдавать его на откуп ленте или слухам. Не заполнены поля аккаунта по увлечениям спортом, фильмами и книгами, но указаны музыкальные интересы. Автор использует «Заметки» Фейсбука, но делает это редко. Например, есть заметки, как антикризисные коммуникации — разборки с «Ревизорро» в 2015 году и еще пара постов за 2011. В ленте аккаунта активно добавляет контент жена автора. Само по себе это нормально, хоть и не часто встречается в практике, но требует «дополнительной упаковки» — объяснения/сопровождения. Мало событий, нет про первые рестораны и ключевые события в жизни/бизнесе.

Аккаунт во ВКонтакте более хорошо заполнен, есть ссылка на Фейсбук и указание, что автор там наиболее активен. Более удачный аватар.

 

 

Активен в комментариях, везде отвечает и реагирует сам. В отличие от Фейсбука, контент выкладывает лично. В Фейсбуке более активная и общительная аудитория.

Активно ведет Инстаграм, который является первичным и наиболее любимым у автора. Активная аудитория. Там на порядок больше фотографий с его мероприятий и с его участием. Именно в Инстаграме автор наиболее соответствует имиджу ресторатора.

Общие выводы: автор затрудняет поиск своих других аккаунтов. Есть ссылка в ВК на ФБ, но найти линк Инстаграм проблематично. При том, что основным аккаунтом является Инстаграм, с репостами в другие социальные сети. У автора ощущается разбалансированность в ведении аккаунтов и отсутствие чёткой концепции позиционирования. Субъективно создается впечатление, что аккаунты ведутся больше для собственного удовольствия и близкого окружения, чем для экспертного нетворкинга и других целей.

При этом контент, касающийся путешествий и различных кухонь очень хорошего качества и интересен. Не хватает контента с образом управленца и инвестора в ресторанном бизнесе. Обычно рестораторы более публичны и более активно показывают свои усилия по улучшению бизнеса, поиска новых решений и т.п. Возможно, это осознанная стратегия поведения автора.

При корректном заполнении информации о прошлом автора, его увлечениях и интересах, изменении частоты публикаций и усилении тематики ресторанного менеджмента, наведении порядка с прекрасным фотоконтентом, аккаунты автора станут еще более заметными на федеральном уровне.

 

Андрей ГЕЙКО

— предприниматель, генеральный директор федеральной сети «Хлебница».

• https://www.instagram.com/ageyko/ — 1018 подписчиков;

• https://www.facebook.com/profile.php?id=100013621954967 — 1091 френд;

• https://twitter.com/ageyko/ — 113 читателей.

Совокупная аудитория около 2222 человек.

Ссылка на профиль с цифрами в id, что говорит, что аккаунт не настраивался должным образом. Обычно делают понятный url, который совпадает с другими аккаунтами. Спорное сочетание аватара в спортивной одежде и бейсболке, и фото иностранного города на обложке.

 

 

Не заполнена краткая информация об аккаунте, нет никакой информации кроме места проживания, нет девяти фотографий для демонстрации своих активностей в жизни.

Аккаунт содержит контент с идеями по развитию бизнеса, проактивное поведение и позитивный настрой. При этом бывают грустные публикации, которые говорят о переживаниях и трудностях в жизни автора. Правильно выбранный кадр.

 

 

Автор не боится делиться внутренними аспектами собственного бизнеса, демонстрирует высокую экспертность и погружённость в свой бизнес. Любит постить про управленческие теоретические задачи на логику и т.п. Много постов про географию присутствия своей сети, собственных путешествий, из которых половина связана с бизнес-турами. Чувствуется желание быть инвестиционно привлекательным собственником. При этом складывается ощущение, что у автора нет стратегии собственного позиционирования и его публикации носят импульсивный характер, как реакция на какие-то события в офлайне.

При этом автор не боится выкладывать шуточный контент со своим участием, что несет в себе определенные риски, которые позволяют в дальнейшем использовать подобный контент для информационной атаки на автора:

 

 

Автор отличается определенной информационной открытостью и часто демонстрирует много личной жизни. Особенно это заметно в Инстаграме:

 

 

С одной стороны это создает большее доверие и открытость – имидж честного человека, который всего достиг сам. При этом сохраняются риски использования данного контента в случае информационных атак против автора. При этом у жены закрытый профиль в Фейсбуке, что улучшает защиту приватности жизни предпринимателя. Кажется, что у автора не настроена защита конфиденциальности в Фейсбуке и его стена открыта для постов любых пользователей.

Автор не боится показать простые собственные хобби: рыбалка, велоспорт и водное катание, что укрепляет его напускной имидж здорового и открытого (понятного) предпринимателя.

Автор хорошо работает с негативными отзывами и конструктивно реагирует на критику.

 

 

Автор хорошо работает с негативными отзывами и конструктивно реагирует на критику.

Не указаны другие бизнесы и места работы автора, нет контактов и ссылок на другие аккаунты. Нет информации об образовании и т.п.

Нет описания профиля, интересов и любимых цитат. Не заполнены поля про книги, фильмы, музыку, спорт и т.п. Нет альбомов фотографий и т.п. Все профили заполнены частично и не дают понимания позиционирования автора. В итоге для неподготовленного пользователя это еще «какой-то предприниматель» из провинции.

При этом в Твиттере указан другой бизнес автора – колл-центры и Телеком, о котором он не упомянул в других своих аккаунтах. А контент содержит посты, демонстрирующие политическую оппозиционность, создавая определенные риски.

В Инстаграме у автора понятный счастливый образ семьи, предпринимателя, который лучше развернут, чем в аккаунтах автора в других социальных сетях. Живая аудитория, но мало комментариев.

Общие выводы: интересный и самобытный контент автора, создаёт уникальные возможности для выстраивания образа крепкого хозяйственника и предпринимателя, не испорченного большим мегаполисом, чей характер такой же, как и его хлеб. Для этого необходимо удалить заброшенные аккаунты, заполнить нужной информацией аккаунты в соцсетях, уделить внимание ВКонтакте и скорректировать собственную стратегию позиционирования. Возможно, необходимо пересмотреть подход к излишней открытости личной жизни.

Бизнес-позиционирование необходимо дополнить зерном, урожаем и всем, что ассоциативно связывает пекарни с хлебом. Выстроить историю сложного развития разных бизнесов и собственного пути, которые позволили достичь сегодняшнего результата. К сожалению, на данный момент аккаунты автора ведутся недостаточно эффективно по сравнению с другими авторами.