При множестве ограничителей в сфере ВЭД есть целая линейка предложений, выводящих компании в международный ритейл. Но топ-менеджмент мало что знает о существующих лобби. Одна из диалоговых площадок Форума «Сделано в Удмуртии» предложила бизнесу топ-10 идей того, как выйти на внешний рынок.

Экспортная деятельность отечественных компаний пошла в рост. За прошлый год в Российский экспортный центр обратилось порядка 3,5 тыс. предпринимателей. «Работа экспортоориентированнх субъектов – уже не гребля против течения. Фраза о том, что в будущем останется только два типа бизнеса – представленный глобально и тот, который вымер, – похоже, заставляет компании задуматься о международном ритейле, – описал текущую ситуацию в сфере ВЭД главный спикер дискуссии генеральный директор АО «РЭЦ» Пётр Фрадков. – Единственное, что пока сохраняется ключевой сдерживающий фактор, не дающий субъектам МСБ стать экспортёрами, – непонимание того, с чего начинать и как развиваться, если ты хочешь войти в число транснациональных компаний».

Преодолеть ментальный барьер, который отбрасывает в корзину экспортно-ориентированные планы. Главная проблема будущих экспортёров – «в голове», эмоционального характера, уверены специалисты. Предприниматели излишне осторожно принимают решения о ВЭД или вовсе игнорируют эти идеи. В итоге – упущенная возможность стать компанией с транснациональными перспективами.

Конечно, нельзя сказать однозначно, что сегодня возможности для выхода на внешние рынки крайне благоприятны. По-прежнему есть ограничители и проблемные аспекты. Но если ждать «потепления климата», можно остаться на обочине процессов глобализации, выгодных финансово и с точки зрения продвижения бренда.

Обратиться к структурированной информации о ВЭД. Раньше поиск сведений, помогающих начать экспортную деятельность, был равен хождению по мукам. Сейчас дефицит информации – уже не тренд. Российский экспортный центр сформировал порядка 110 продуктов и сервисов, полезных для экспортёров, каждый из которых помогает выстроить успешную модель работы с зарубежным контрагентом. Причём сервисы удачно ранжированы – есть механизмы как для начинающих, так и для действующих экспортёров. Информация, собранная РЭЦ, – это своего рода большой кейс о том, как помочь бизнесу сделать шаг в международный пул компаний.

Понять, что главное – скрипт. То есть правильный сценарий развития экспортной стратегии. Начинать надо с основного – прощупывания рынка и определения конкретной миссии. Далее – выбрать «правильного» контрагента, пропустив возможные альтернативы через жёсткий «фильтр». Только понимание того, что, куда и кому экспортировать, поможет дойти до этапа финансирования.

Прежде чем строить планы, поучаствовать в образовательных проектах. Хорошая возможность не наступить «на ВЭД-грабли», – перенять опыт тех, кто уже не новичок в зарубежном ангажировании своей продукции. Сегодня для «зелёных» экспортёров предлагаются менторские программы, дающие базовые знания о том, как осуществлять внешнеторговую деятельность, обходить подводные камни в диалоге с иностранными партнёрами, извлекать из экспортного опыта экономическую выгоду, а не проблемы для своего бизнеса.

 

Создать фронт-офис, генерирующий идеи. Перспективно, когда в компании, планирующей выход на новые рынки, создаётся команда, работающая по ВЭД-проектам. Пусть небольшая, но эффективная. Её цель – мониторинг рыночной конъюнктуры, поиск ключей для прорыва вовне, создание успешных проектов, работающих на рост в глобальных масштабах.

Использовать опции, предлагаемые институтами развития. В Удмуртии есть хорошие регуляторы, помогающие настроить «диалог с миром». Такой точкой входа можно назвать региональный Центр поддержки экспорта. Руководитель центра Валерия Антоненко считает, что компаниям легче реализовать свои планы присутствия на международном рынке в контакте с профильным институтом поддержки. Здесь оказывают не только консталтинговую помощь в части того, как правильно выбрать свой экспорт-сегмент, разработать международный маркетинг, но и решают конкретные проблемы. Это и оформление внешнеторгового контракта, и решение вопросов по валютному законодательству, и возмещение экспортного НДС. Словом, помощь «под ключ».

Участвовать в бизнес-миссиях и выставочных треках. Большой процент заключения договоров приходится на переговоры, которые ведутся в рамках выставок и бизнес-миссий. Для начинающих экспортёров такая возможность является, по сути, стартовой площадкой, ведущей в «большой мир». Игнорировать такую возможность, по меньшей мере, неоправданно, тем более что организация представительских и выставочных мероприятий – это уже отработанный механизм, продвигающий интересы МСБ.

Использовать возможности УТПП. Институт уполномоченных представителей Удмуртской торгово-промышленной палаты готов консультировать предпринимателей по всем вопросам, связанным с ВЭД. Уполномоченные считают, что свободное экспортное плавание – это серьёзные риски. Да, компании могут самостоятельно установить контакт с зарубежным партнёром, однако сотрудничать с ним без консалтинговой поддержки финансово небезопасно. Нередки ситуации, когда из-за незнания законодательства срываются крупные сделки, теряется прибыль, более того, разрываются деловые связи, компании на длительное время вычёркиваются из числа тех, с кем готовы работать иностранные фирмы.

Проверять контрагентов на благонадёжность. Ошибка многих начинающих экспортёров – заключение контракта с иностранной компанией без проверки её реноме. Если вы нашли контрагента и готовы заключить с ним экспортный контракт, не спешите, предупреждают эксперты. Для начала оцените репутацию контрагента и вычислите индекс его благонадёжности. Кто в этом поможет? Опять-таки организации, входящие в инфраструктуру, направленную на развитие внешнеторговых связей.

Осознать, что «никто тебе ничего не должен». Ещё одна ошибка компаний, допускаемая при выходе на новые рубежи, – верить в «эффект протянутой руки». То есть полагать, что государство должно поддерживать МСБ, ориентированный на экспорт. Да, власть со своей стороны предоставляет определённые инструменты поддержки, но это – лишь вершина айсберга под названием «внешнеэкономическая деятельность». Всё остальное – в руках самих предпринимателей.

К чему готовиться?

В конце 2017 года Российский экспортный центр представит новый Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятных условий развития экспорта. Чем полезен документ? На уровне каждого региона он будет стимулировать рост экспортной деятельности, развитие инфраструктуры, которая необходима для поддержки ВЭД.

Важно, что РЭЦ составит стандарт, исходя из современной практики предоставления преференций тем, кто хочет выходить на международный рынок. В нём будет учтён весь накопившийся к данному моменту опыт, касающийся продвижения экспортно ориентированных компаний. Вероятнее всего, стандарт будет внедрён повсеместно до декабря 2018 года.

ВЭД-эксперты, давая свои рекомендации, подчёркивают ещё одну важную вещь. Даже если однажды компания успешно заключила контракт с иностранным контрагентом, это не значит, что далее нужно действовать по выработанной схеме. С другим зарубежным партнёром прежний алгоритм может не сработать. Каждый новый клиент и каждая новая страна требуют своих подходов. И любой бизнес-команде нужно постоянно развивать свой международный маркетинг. Только в этом случае она будет расширять присутствие на внешних рынках и осуществлять успешный мировой трансфер продукции и технологий.

Есть мнение

Пётр ФРАДКОВ, генеральный директор АО «РЭЦ»:

«Главная проблема будущих экспортёров – «в голове», эмоционально-ментального характера. Предприниматели излишне осторожно принимают решения о ВЭД или вовсе игнорируют эти идеи. В итоге – упущенная возможность стать компанией с транснациональными перспективами».

Валерия АНТОНЕНКО, руководитель Центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства УР:

«Система мер господдержки для потенциальных экспортёров, работающих в Удмуртии, развита достаточно хорошо. Трудность заключается в дефиците информации: предприниматели зачастую не знают о том, что могут рассчитывать на преференции».

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).