Бюджетная политика Удмуртии и Ижевска в 2020 году

За последнее время главные бюджетные проектировки преследовали, по сути, две основные цели: наращивание запаса финансовой прочности, выполнение президентских указов. Как выглядит новая бюджетная политика 2020-х в региональном и общефедеральном аспекте?

 

Анатолий СТРОКОВ, заместитель председателя правительства УР:

– Бюджетная политика, реализуемая правительством республики, в 2020 году ориентирована, в первую очередь, на реализацию стратегических задач, поставленных президентом РФ, выполнение социальных обязательств, укрепление инвестиционного и доходного потенциала региона.

Социальный блок регионального бюджета по-прежнему остаётся самым финансово ёмким, на него предусмотрено 58,3 млрд руб., или 75,1% расходов бюджета. Основные статьи расходов – образование, соцполитика, здравоохранение. За этими цифрами стоят реальные проекты: рост зарплат в бюджетной сфере, обеспечение лекарствами отдельных категорий граждан, поддержка молодых учителей, строительство медицинских, образовательных, культурных и спортивных объектов.

С 2018 года приоритетным направлением является реализация национальных проектов. В бюджете 2020 года на эти цели предусмотрено порядка 10 млрд руб., из которых 6,7 млрд руб. – средства федерального бюджета.

Текущее состояние управления финансами республики свидетельствует о том, что за последние три года была проделана большая работа по совершенствованию бюджетного процесса. Начиная с 2018 года бюджет республики формируется в строгой привязке к реальному прогнозу поступления налогов, без завышения доходной части бюджета. Эта практика позволяет в процессе исполнения бюджета минимизировать финансовые риски неисполнения принятых обязательств и не привлекать новые кредитные заимствования на финансирование текущих расходов.

При исполнении бюджета, наряду с традиционными мерами обеспечения сбалансированности и ликвидности бюджета, используются инструменты антикризисного управления. Введённый режим «контроля расходов», исполнение бюджета практически в «ручном режиме» на основе данных ежедневного мониторинга доходов, установление приоритетности расходов бюджета позволяет обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, предоставлять меры соцподдержки, выполнять обязательства в сфере образования, здравоохранения.

В целом меры экономического, фискального характера, ужесточение долговой политики позволили обеспечить снижение госдолга. За 2018 год он сокращён на 1,9 млрд рублей. В 2019 году снижен ещё на 972 миллиона. Тем самым мы обеспечили повышение рейтинга кредитоспособности республики. В законе о бюджете УР на предстоящие три года запланировано снижение госдолга на 5 млрд рублей.

На период до 2024 года актуализирована Программа оздоровления государственных финансов УР. Бюджетный эффект от её реализации в текущем году оценивается в 2 млрд рублей.

На реализацию мероприятий по поддержке МСП на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов предусмотрены средства в сумме 209,1 млн руб., 131,4 млн руб., 670,4 миллиона соответственно.

 

Юрий ТЮРИН, председатель постоянной комиссии Госсовета УР по бюджету, налогам и финансам:

– Ключевой момент 2020 года – переориентация расходов бюджета на приоритетное финансирование национальных проектов.

В условиях объективного роста расходов регионального бюджета, связанного с реализацией нацпроектов, повышением заработной платы работникам бюджетной сферы, на фоне ежегодного снижения доли доходов, остающихся в распоряжении республики, сбалансированность бюджета и высокий уровень госдолга остаются существенной проблемой для региона.

Поэтому основная задача бюджетной политики на период до 2024 года – обеспечение сбалансированности бюджета при безусловном выполнении первоочередных расходных обязательств и сохранение положительной динамики снижения уровня долговой нагрузки бюджета. Под первоочередными расходными обязательствами я имею в виду, прежде всего, выполнение социальных обязательств, финансирование мероприятий по реализации указов и стратегических инициатив президента РФ, мероприятий с привлечением федеральных средств.

Одно из приоритетных направлений – развитие предпринимательства. В рамках  госпрограммы «Создание условий для устойчивого экономического развития УР» действует  подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в УР». На её реализацию в бюджете на 2020 год мы заложили более 209 млн рублей. Планируется  направить средства на мероприятия по упрощению доступа МСП к льготному финансированию, в том числе увеличение объёма льготных кредитов. Также запланировано выделить средства на стимулирование роста числа занятых в бизнес-сфере, предоставление субсидий малому и среднему бизнесу.

Внесены изменения в налоговое законодательство. Снижены налоговые ставки для организаций и ИП, впервые зарегистрированных на территории региона в 2020 и 2021 годах. Налоговые льготы установлены и для участников нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Для реализующих региональные инвестпроекты расширяется спектр применения льготы по налогу на имущество.

 

Павел НОВГОРОДЦЕВ, заместитель главы администрации Ижевска – начальник Управления финансов:

– Основа бюджетной стратегии города – сбалансированность. Глобальной структурной перестройке бюджет муниципалитета на 2020 год не подвергался. Он носит социально ориентированный характер. Расходы по социальному блоку составляют 67% (9,168 млрд руб.). В 2020 году будет продолжена работа по участию города в национальных проектах, федеральных и республиканских программах, направленных на решение социальных и экономических вопросов.

На все три года бюджет запланирован бездефицитным – расходы равны реально спрогнозированным доходам. Само по себе принятие бюджета с дефицитом не является критичным, при наличии источников его покрытия. В течение года возможны изменения в бюджете, в том числе принятие дефицита, при наличии гарантированных источников, таких как остатки на счетах бюджета на начало года, продажа акций и долей в уставном капитале. Также один из источников покрытия дефицита – привлечение заёмных средств, но принятая администрацией города долговая политика не предусматривает привлечение кредитов на покрытие расходных обязательств во избежание наращивания муниципального долга и увеличения расходов на его обслуживание.

Бюджет развития – составная часть бюджета, в которую входят ассигнования на инвестиционную деятельность, а также расходы, связанные с развитием территорий. С 2019 года в городе создаются современные общественные пространства. В 2020 году планируется продолжить работы по благоустройству: третий этап реконструкции Центральной площади, ремонт дорог по проекту «Безопасные и качественные дороги» и др. Расходы на «Благоустройство, дорожное хозяйство и развитие транспортной системы» занимают в бюджете города более 1,149 млрд рублей.

Также планируется продолжить работы по «Большому ремонту». Будет осуществляться строительство зданий детских садов в микрорайонах №№ 7, 8 на сумму 235 млн руб., строительство школ по ул. Архитектора Берша и в мкр. А-10 (624 млн руб.), обустройство межшкольных стадионов школ №№ 17 и 35 (35 млн руб.). Привлечение дополнительных средств из вышестоящих бюджетов позволит расширить перечень.

Сегодня усилия администрации направлены на изыскания резервов для увеличения доходного потенциала города. Одно из направлений – работа с земельно-имущественным комплексом. В 2019 году была проведена аэрофотосъёмка объектов недвижимости и земельных участков с целью увеличения налоговой базы по имущественным налогам.

Также планируется оптимизация и повышение эффективности расходов бюджета, эти меры предусматривают проведение административной реформы, осуществление муниципальных закупок с применением конкурентных способов определения поставщика, осуществление закупок у единственного поставщика с использованием автоматизированного комплекса УР «Малые закупки», заключение энергосервисных контрактов, снижение расходов по обслуживанию муниципального долга, привлечение средств граждан в рамках инициативного бюджетирования.

Ещё одно направление оптимизации расходов – инвентаризация помещений муниципальной собственности для выявления неэффективно используемых.

В прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2020 год включено 44 нежилых помещения. В бюджет от продажи может поступить 68,7 млн рублей. Также в плане приватизации – продажа 100 % доли МО «Город Ижевск» в ООО «Ритуал» (стоимость – 70 млн рублей).       

           

Екатерина КОСАРЕВА, управляющий партнёр аналитического агентства ВМТ-Консалт:

– Федеральный бюджет, рассчитанный на 2020–2022 годы, объявлен профицитным на уровне 0,2–0,8 % от ВВП. Прогнозируемые доходы по отношению к ВВП несколько снизятся, что объясняется падением цен на нефть и предоставлением налоговых льгот нефтегазовым компаниям.

Предполагаемый объём расходов будет расти от года к году. Это позитивная тенденция, поскольку экономика таким образом стимулируется. Ещё один положительный момент – в увеличении выплат на социальное развитие страны: например, расходы на здравоохранение вырастут почти на 50% по сравнению с 2019 годом.

Особого внимания заслуживает рост расходов на нацпроекты: с 2 трлн руб. в 2020 году до 2,7 трлн в 2022-м. Однако здесь таится «опасность». Исполнение расходов на нацпроекты в 2019-м оказалось на низком уровне: выше среднего по стране было исполнено только пять нацпроектов, а, например, широко анонсируемая «Цифровая экономика» – всего на 12,3%. Это тревожный сигнал, необходимо проделать большую работу, чтобы такая ситуация не повторилась и госбюджет был не просто документом, а реально работающим инструментом планирования.

Если говорить о субсидиях и дотациях, регионы оказываются в неравном положении. Право на получение субсидий – во многом результат успешной работы местных властей, которые предоставляют в течение года отчётность в Минфин, которая отражает рост доходов региона, сокращение безработицы, работу с бизнесом и другие аспекты. Межбюджетные трансферты – важная часть бюджета региона, которая во многом определяет его развитие.

Так, например, сумма межбюджетных трансфертов для Самарской области в 2020 году составит 36,4 млрд, что на 8,5 млрд выше уровня 2019 года. Из них только на реализацию нацпроектов потратят 27 млрд рублей. Калужская область получит 23,5 млрд, Удмуртия – 12,7 млрд руб., что составляет 18% от запланированного бюджета, а Пермский край – всего 9,47 млрд рублей.

 

Олег БОГДАНОВ, ведущий аналитик QBF:

– Главная особенность бюджета-2020 – активное финансирование нацпроектов. Бюджетом запланировано, что на эти цели будет израсходовано около 2 трлн рублей. Согласно консенсусу экономистов, эти расходы должны увеличить темпы роста российской экономики, как минимум, на один процентный пункт.

С учётом замечаний, которые сделал президент РФ в Послании Федеральному Собранию, можно ожидать, что вырастут бюджетные расходы по нацпроекту «Демография», которые можно оценить в 500–700 миллиардов. Таким образом, вместе с запланированной суммой в 600 млрд руб. расходы по нацпроекту «Демография» превысят 1 трлн рублей.

В целом бюджет в течение трёх лет планируется сводить с профицитом.