Александр Городилов. Надёжный полёт

Безопасность полетов, реконструкция и модернизация – три базовых составляющих деятельности АО «Ижавиа». Каждая требует пристального внимания и значительных финансовых вливаний.

Осуществляя регулярные и нерегулярные рейсы в 21 субъекте России, «Ижавиа» за пять лет увеличила общий пассажиропоток со 168 тыс. до 400 тыс. человек ежегодно. Однако для дальнейшего развития возможностей самой авиакомпании недостаточно. Предстоящая масштабная реконструкция – не просто необходимость, это скорее вызов, проверка на прочность руководства и коллектива.

Единство авиакомпании и аэропорта позволяет поддерживать аэропорт. Мы в трёх судах, включая кассационный, отстояли свою позицию о нецелесообразности разделения. Это важная победа. В Приволжском федеральном округе «благодаря» разделению из 15 региональных авиакомпаний сегодня осталось всего три – «Ижавиа», «Саратовские авиалинии» и авиаперевозчик Татарстана. Города-миллионники, возможно, и не пострадали от этого, а другие, в которых отсутствует регулярное авиасообщение с той же Москвой? Рейсы осуществляются самыми разными авиаперевозчиками, по остаточному принципу, позволит расписание – полетим…

Необходим капитальный ремонт плоскостных сооружений, которые относятся к федеральной собственности. Таких объектов пять – взлётно-посадочная полоса, магистрально-рулёжная дорожка, места стоянок, водосточно-дренажная система вокруг периметра и свето-сигнальное оборудование. В федеральную собственность будут переданы периметровое ограждение и патрульная дорога, которые также требуют капремонта.  В 2011–2012 годах мы за счёт собственных средств привели в надлежащее состояние дорогу, сделали её гравийной, заложили водопропускные трубы, построили десять км ограждения периметра.

Московский институт «Аэропроект», победитель конкурса на подготовку проектной документации по программе реконструкции аэропорта, закончил проектные работы по двум этапам из четырёх. Первоначальная стоимость реконструкции этих пяти объектов, рассчитанная в середине 2000-х годов, увеличилась почти в два раза в актуальных ценах –  с 1,5 млрд до 2,8 млрд рублей. Если говорить о комплексном подходе к реконструкции аэропорта, то концессионеру наверняка будут интересны и объекты, находящиеся в республиканской собственности, –  здание аэровокзала, привокзальная площадь и вся инфраструктура, гостиница, очистные сооружения, котельная, инженерные сети и коммуникации, электроподстанции и другие. На протяжении последних пяти лет мы активно вкладывали собственные средства в модернизацию инфраструктуры, и с учётом приобретения 37 из 90 работающих единиц спецтехники эти затраты составили порядка 527 млн рублей. Это всё позволило не просто поддержать рабочее состояние, но и создать определённый запас прочности сооружений и коммуникаций, которые капитально не ремонтировались уже более сорока лет.

Нынешнее состояние плоскостных сооружений не позволяет нам принимать современные типы воздушных судов. По параметрам протяжённости и ширины взлётно-посадочной полосы (2500 на 45 метров) мы теоретически «проходим», но её текущее состояние не позволяет. Воздушные суда компаний «Ижавиа», «Руслайн» и «Саратовские авиалинии» имеют высоко расположенные двигатели, что позволяет в щадящем режиме эксплуатировать плоскостные сооружения. Все другие типы самолётов имеют двигатели, расположенные под крыльями, навешенные на пилонах – так называемые «пылесосы», которые способны на разбеге забрать с собой любой, самый незначительный, камень со взлётно-посадочной полосы. А это напрямую может сказаться на безопасности полёта.   Зачем нам экспериментировать? Есть чётко определённый сертификатом аэродрома перечень воздушных судов, которые мы имеем права принимать. Как только будет проведена реконструкция взлётно-посадочной полосы и будут учтены требования к приёму судов, – милости просим. «Ворота» станут открыты для всех. Но надо понимать, что это приведёт к увеличению численности персонала. Нормативы количества спасателей, медиков, техников и других специалистов определены нормами федеральных авиационных правил и другими нормативными актами. Допустить или не допустить в Ижевск воздушные суда других авиакомпаний – зависит не от воли генерального директора.

Хотя я по-прежнему искренне не понимаю, почему потребитель так ждёт в Ижевске Boeing и AirBus. Приведите мне хоть один аргумент в их пользу. Как профессионал и как пассажир я буду настаивать на надёжности Як-42. Элементарно, у Як-42 – три двигателя, у остальных – два. Вспомните хотя бы аварийную посадку Boeing 777-200 “Оренбургских авиалиний» при отказе одного двигателя. А если бы отказал и он?..  Даже в самой критичной ситуации три двигателя всегда лучше, чем два.  Мы спокойно приземлимся, даже при полной загрузке воздушного судна. Нужны ли ещё аргументы?  Другое возражение — меньшее расстояние между креслами, колени упираются… Бред. Судите сами. Расстояние между креслами в воздушных судах одного класса: А-319 — 76 дюймов, Boeing 737-500 — 76 и 81 (бизнес-класс) дюйм, Embraer-195 — 72-78, Як-42 — 72-78 дюймов. Расстояние одинаковое! Есть компоновка, центровка воздушного судна, разработанная для 120 или 104 кресел. Я не имею права ни «сдвинуть» кресла, ни взять 105-го или 121-го пассажира. Давайте рассуждать здраво, без эмоций и различных инсинуаций.  Наши модернизированные «Як-42» ещё дадут фору многим другим типам самолётов.

Уходящий год был сложным, но интересным для нас. Мы модернизировали парк оборудования и наземной техники. Ввели в строй пять командиров воздушных судов, а это с учётом вторых пилотов пять дополнительных экипажей к 17, уже подготовленным за последние пять лет. Закончили переобучение лётного состава с Ан-24 на Як-42. Налет часов увеличился на 1,5 тысячи, а по сравнению с 2012 годом, – ровно в два раза, до 1- тысяч. В течение всего года авиакомпания осуществляла рейсы по программам субсидированных авиаперевозок в четырёх субъектах России. Для категорий льготников (женщины 55 лет и мужчины 60 лет) сохранена фиксированная цена, очень востребован, особенно на рейсе Ижевск-Санкт-Петербург, студенческий тариф. На московском направлении ввели четвёртую частоту ежедневно, а на питерском — четвёртую частоту еженедельно. Положительные изменения коснулись в минувшем году ветеранов и участников трудового фронта. Ранее в течение двух недель майских праздников им предоставлялась возможность бесплатного перелёта, а их сопровождающему – 50%-ная скидка. Начиная с 2017-г, условия перелёта для данной категории пассажиров действуют на протяжении всего года и на всех рейсах из других аэропортов.

Важное достижение года – приобретение семи единиц наземной техники. Как правило, мнение пассажира о деятельности авиаперевозчика складывается из визуальной оценки аэропорта и самого воздушного судна. Не многих интересует, какими усилиями обеспечивается безопасность полёта. Парк авиакомпании «Ижавиа» содержит более 100 единиц спецтехники. От автомобиля до серьёзного противообледенительного комплекса и уникального амбулифта, позволяющего сделать комфортабельной посадку в самолёт людей с ограниченными возможностями. Всё это выводит на качественно новый уровень решение задач по наземному, коммерческому и техническому обеспечению воздушных судов и перевозок, проведению аварийно-спасательных работ, поддержанию искусственной взлётно-посадочной полосы в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Ещё пять лет назад 78% наземной техники не соответствовали нормам эксплуатации. По словам руководителя Росавиации, во многих аэропортах регионального значения «земля» отстаёт от «неба». Медленно, но верно мы корректируем эту ситуацию.

Про возможность осуществления регулярных рейсов во Внуково – особый разговор и особая гордость. Первопричина – дать нашим пассажирам возможность более широкого разлёта из аэропорта прибытия. У меня есть одно правило: предлагая новую услугу пассажирам, я всегда сначала тестирую её сам. На прошлой неделе шаг за шагом «прошёл» всю логистику нового рейса. Это оставило у меня неизгладимо хорошие впечатления. Оценка – пять с плюсом.

Это ранний рейс в Москву, вылет в 5.40. Во Внуково основной разлёт по России и в зарубежные страны начинается примерно с 8–9 часов утра. Таким образом, наш транзитный пассажир спокойно успевает пройти регистрацию на любые рейсы. После 15 часов во Внуково начинается слёт, мы ждём своего пассажира и в 19.05 вылетаем в Ижевск. Первый рейс – 8 января, и пассажиры голосуют билетами – почти за месяц до даты вылета 70 билетов из 120 были уже проданы.  Логистика очень комфортная. Прямой аэроэкспресс с Киевского вокзала, прибытие сразу в здание аэровокзала, все передвижения – в закрытых помещениях. Сам аэровокзал компактный, современный и какой-то домашний. Мне очень нравится их технология ненавязчивого сервиса. Нет постоянных громких, порой навязчивых объявлений по радио. Предусмотрена буквально каждая мелочь. Например, пассажирам с детьми можно сразу сдать коляску в багаж и взять складную, до трапа. Грамотно спланированы выходы.

Мы очень надеемся, что будем надёжными партнёрами Внуково. «Ижавиа» традиционно является лидером по пунктуальности в Домодедово. Уверен, что и во Внуково мы сможем стать лучшими в своей группе.

Задачи следующего года. Сохранить взятые темпы. Сохранить персонал и введенные нами социальные гарантии и выплаты, а их немало. Увеличить в разумных рамках часы налёта. Сохранить маршрутную сеть. Продолжить поиск вариантов перехода на новый тип воздушных судов. Расширить перечень предоставляемых услуг. Появится возможность печати посадочного талона – услуга, которая будет особенно востребована в летний период, при плотном полётном расписании. И, конечно, самая главная задача – продолжение работ по проектированию и реализация плана мероприятий по реконструкции.

Мы вплотную подошли к внедрению программы лояльности пассажиров. И, несмотря на непростую финансовую ситуацию, в первом квартале планируем её запустить. Она будет классической – начисление миль и дальнейшее использование их часто летающими пассажирами.

Год в финансовом плане предстоит непростой. Передо мной – четвёртый вариант бюджета предприятия. Приходится оптимизировать многое, отказываться от реализации некоторых планов. Но могу сказать главное – любая корректировка бюджета никоим образом не скажется на безопасности полётов и комфорте пассажиров. Другого настроя быть не может. На алтарь безопасности положено всё.

Читайте также: