Александр Браверман. Малые начинают и выигрывают

Удмуртия – один из приоритетных регионов, с которыми мы выстраиваем взаимодействие. В течение последнего года она показывает гораздо более высокие темпы роста, чем в предыдущие годы. Визит в республику для нас во многом явился образцом для тиражирования в других регионах.

Диверсификация проектов

Мы намеренно просили руководство Удмуртии показать уже реализованные проекты, чтобы вызвать ещё большую волну интереса и предпринимательской инициативы. Кажется, это удалось. Было представлено три проекта, которые принесли прибыль своим инициаторам, рост налоговых отчислений в бюджет региона и увеличение численности занятых на этих предприятиях.

В ходе сессии мы предварительно одобрили пять проектов с общей суммой инвестиций более 1 млрд руб., что соответствует общим объёмам за последние три года. Во время презентации проектов нас поразили три момента. Во-первых, высокая степень диверсификации. Три из пяти проектов посвящены высокотехнологичному приборостроению. Четвёртый – сельхозпроизводству, но его с высокой долей вероятности тоже можно отнести к высокотехнологичным, поскольку он предполагает производство товарного молока, отстройку от конкурентов и большую независимость от торговых сетей. Пятый связан с диверсификацией медицинских услуг и перехода от относительно простой стоматологической помощи к инновационной.

Во-вторых, доля собственных средств, вкладываемых инициаторами проектов, – от 30 до 50%, что нехарактерно для других регионов. Это говорит об улучшении предпринимательского климата. Бизнес голосует рублём, что надёжнее разговоров об инвестиционной привлекательности.

И, в-третьих, высока доля участия региональной гарантийной организации в наших согарантиях. Это свидетельствует о доверии между сторонами процесса – республикой, предпринимателями и Корпорацией МСП, которое создаёт благоприятный инвестиционный климат, способствует реализации проектов, пополнению бюджета и в итоге общему улучшению качества жизни населения.

Также крайне важным нам кажется подписание соглашения с УдГУ. Хотя это и привычная, стандартная процедура, но мы видим отдачу в виде прихода молодых людей в бизнес.

Прямо во время презентации проектов мы с Александром Владимировичем Бречаловым задумались о создании ещё одного кластера. У нас есть возможность финансировать его по неограниченным условиям снижения ставок.

Революция в закупках

Участие малого и среднего бизнеса в закупках крупных компаний раньше было абсолютно неразрешимой проблемой. Революционное постановление правительства РФ № 552, принятое в июне 2015 года, инициировало поток заказов на 64,7 млрд рублей. В 2017 году эта цифра достигла без малого 3 трлн рублей. Число позиций в заявках увеличилось с 8,4 до 160 тыс. рублей. Это означает создание реального рынка с конкурентной средой. Ранее заявленные позиции во многом относились к простым товарам и услугам, а сейчас появились и высокотехнологичные.

Кроме того, ни для кого не секрет, что было достаточно распространено распределение заказов большими корпорациями по аффилированным компаниям. Сегодня, по результатам проверочных мероприятий, которые проводят независимые эксперты с участием силовых структур, эта цифра составляет 0,98%. 1% от 2 трлн руб. –  тоже много, но гораздо ниже, чем раньше.

Резервы для малых

В России зарегистрировано 6 млн субъектов МСП. 30% из них сдают нулевую отчётность, то есть не функционируют, а закрыться им сложно. Получается, что компании не ведут деятельность, но на бумаге считаются работающими. В России на 1000 человек приходится 40 предпринимателей. Этот показатель вполне соответствует европейским. Только в нашей стране доля МСБ в ВВП составляет 21,1%, в отличие от государств с более развитой конкуренцией, где навыки предпринимательства складывались столетиями. В Европе этот показатель составляет от 40 до 50%, в США – более 50%, в Корее и Японии – около 60%. Россия имеет огромные резервы для роста. Важно, чтобы в массовом секторе бизнес был квалифицирован, понимал потенциал рынка, требования потребителей, возможности получения гарантийной, кредитной, имущественной, правовой поддержки, правила проверки контрагентов и взаимодействия с государственными службами – МЧС, ФНС, Роспотребнадзором и прочими.

Образ героя

Тяжёлая ситуация сложилась из-за искажения образа предпринимателя в массовом сознании и недостаточной информированности общества. Эту проблему придётся решать довольно долго, тратя значительные средства. Но наивно было бы рассчитывать, что в течение 25-летней короткой истории российского бизнеса, изобиловавшей ошибками, образ предпринимателя станет идеалом и ориентиром для остальных. Хотя, по сути, это занятие так же почётно, как профессия врача, сталевара, спортсмена, учителя.

Создавать положительный образ предпринимателя нужно исключительно с помощью историй успеха. Их десятки и сотни тысяч, есть из чего выбрать. А если ограничиваться общими разговорами в стиле «бизнес – это хорошо», останемся в той же парадигме.

Существует немало примеров социально ответственного предпринимательства. Например, на недавней встрече президента РФ Владимира Путина с молодыми бизнесменами владелица сети ресторанов быстрого питания в Рязани Анастасия Филиппова рассказала об открытии салонов, где массажистами работают люди со слабым зрением или совсем незрячие. Выигрывают все: предприниматель получает прибыль, регион – налоги, люди с ограниченными возможностями могут стать абсолютно полноценными работниками и обеспечивать семьи.

Ставки вниз

Мы считаем, что ключевая ставка Центробанка РФ продолжит ступенчатое снижение. Есть все основания предполагать, что к концу 2018 года она составит порядка 6,5%. По крайней мере, ЦБ озвучивал такие планы. Тогда льготные кредиты от Корпорации МСП станут не нужны. Более того, по нашим действующим программам стимулирования конечная ставка для малого бизнеса – 10,9%. 

Бизнес в среде

В послании Владимира Путина Федеральному Собранию целый раздел посвящён развитию городской среды. Эта тема связана с развитием малого бизнеса, который буквально пронизывает пространство города. В том числе важное место занимают сервисные услуги. Сейчас на федеральном уровне идёт дискуссия на тему раскрытия возможностей малого бизнеса в городском пространстве. Откровенно говоря, я сам – сторонник сужения отраслей. Мне парируют: как развивать общественные пространства, инфраструктуру, менять городскую среду без поддержки сервисного малого бизнеса? Вроде логично. Однако возникает вопрос: насколько у Минфина РФ хватит ресурсов на субсидирование? Банкам такие продукты не очень интересны. Пока не понимаю, чем закончится эта дискуссия, но решения скоро будут приняты.

Читайте также: