Я не скажу, что изучал подробно документы по развитию туризма в Удмуртии, но в том, что я видел, нет очень простой и циничной фразы: «Мы хотим, чтобы туристы, приезжающие в Удмуртию, оставляли здесь как можно больше денег». Надо понять: нам не нужны просто туристы, нам нужны их деньги.

Цинично, но это правда. Логика простая –приезжает турист, оставляет деньги на шопинге, развлечениях, в общепите,музеях, гостиницах и т. п. Эти сферы платят налоги, выигрывают республика и бизнес. Все танцуют, все счастливы. Как следствие, задача по привлечению туристов трансформируется в задачу привлечения денег туристов.А вот из этого начинаются собственно выводы,вопросы и разные стратегии.

Во-первых, самый важный вопрос – вопрос учёта. Как вообще мы меряем эффективность привлечения денег туристов? Задачка очень сложная,но без её решения не понять, правильно ли мы двигаемся и достигаем ли поставленных целей. Тут же вопросы, считаем ли мы туристом командировочного, который прибыл к нам из Москвы на пару дней на переговоры? А если житель Ижевска поехал в Дебёсы, то он турист или не очень? Вопрос учёта – базовый, и методика подсчёта должна быть открытой и тщательно проработанной. Возможно,это должны делать специалисты из крупных консалтинговых компаний, ибо это реально сложно.

Во-вторых, разные стратегии вырисовываются.Можно привлекать «низкочекового» туриста и работать на объёме (туры выходного дня для жителей близлежащих регионов), можно работать на«высокочековом» нишевом туристе и привлекать,например, охотников (у меня есть знакомые, которые специально ездят в Удмуртию на охоту). Это схематично, конечно, жизнь сложнее, но общий ход мыслей, думаю, понятен. В зависимости от выбранной стратегии мы начинаем выстраивать различные механики привлечения…

Так как нам привлечь в регион туристов? Например, недавно нам, бизнесу, работающему в отрасли, стали приходить предложения от различных органов власти, отвечающих за её развитие, по участию в проекте «Карта гостя». Ну, во-первых,давайте честно себе скажем – наличие скидки в ресторан Ижевска не будет являться поводом бежать и покупать тур в Удмуртию, то есть, скорее всего,момент выбора заведения будет происходить уже здесь. Учитывая, что уровень цен на общепит в Удмуртии невысокий, то зачем ещё дополнительно давать туристу скидку, имея цель максимизировать доходы бюджета от туристов.

Во-вторых, системы лояльности давно уже так не работают. Общий смысл во взаимовыгодном обмене – вы мне предоставляете про себя персональную информацию, а я вам – какие-то скидки-бонусы. Бизнесу это выгодно по причине того, что идентификация потребителя – это возможность выстраивания персонализированных предложений,анализа данных и трансформации предложения на основе этого анализа. Про такие возможности в предложениях Министерства культуры и туризма и других – ни слова.

В-третьих, скидка – это вообще последнее, что нужно делать в продвижении. Надо знать экономику общепита (в данном случае я конкретно про него), чтобы понимать, что маленькая скидка не мотивирует вообще, а большая – на уровне 25% – это работа, по сути, в минус – рентабельность общепита сейчас гораздо меньше. В конце концов, в республике (и Ижевске) очень широкая ценовая гамма предложений от ресторанов и кафе,и уж если мы считаем, что туристу нужно дёшево поесть, соберите информацию о дешёвых кафе и опубликуйте её. И тут, в-третьих, маркетинг хоть территорий, хоть бизнеса предполагает изучение потребностей потребителя. Смею предположить,что скидка, конечно, хорошо, но гораздо важнее для туриста обладать информацией, где и что есть в этом регионе. Чем полнее информация, тем лучше. А дальше он сам выберет, пойти в «Мама Пиццу», «Горячий Пельмень» либо «Вино и мясо» или «Каре». Турист-то уже в регион приехал, значит,где-нибудь да поест. Поэтому вы поток туристов организуйте, а бизнес уже сам поработает над привлечением туриста конкретно в своё заведение,благо есть и Фейсбук, и Трипадвайзер, и Форсквер, и Гугл мэпс, и Интернет вообще.

В-четвёртых, есть ещё один неприятный технический момент. Как только я начну принимать пластиковые карты с существенной скидкой, которые не состыкованы с моей программой учёта, я тут же получу гораздо большие проблемы. В чеках пойдут скидки, но при этом гарантировать, что это были туристы, никто не сможет. Именно поэтому при получении скидок и бонусов у крупных ритейлеров вы должны либо предъявить физически карту, которую «прокатают» в учётной системе, либо идентификация будет происходить по номеру телефона.А те, кто скидку дают просто на основании того, что кто-то показал кусок пластика, просто не представляют, сколько они теряют в доходах на этом…

На самом деле недоработок в этом предложении ещё много, но уже этих четырёх достаточно,чтобы утверждать, что эта система работать не будет. Ну и чтобы немного с критики перейти на конструктив, вот что навскидку мне приходит в голову по поводу работы с туристом:

  • Туристу нужна информация. Причём полная.Про все кафе и рестораны. Дальше он сам выберет,куда ему пойти. Причём информация нужна как в онлайне (сайт/портал, но точно не приложение),так и в оффлайне (печатная продукция в информационных бюро, музеях, гостиницах, в аэропорту и на ж/д вокзале).
  • Туристу нужны эмоции, и поэтому ему требуется информация о том, где их можно получить.Иногда идея поездки рождается от увиденной фотографии уникально-красивого места или интересной истории, опубликованной где-то в Интернете.
  • Туриста нужно учитывать, а вернее даже,нужно учитывать деньги туриста. Методика подсчёта основных показателей эффективности работы по привлечению туристов в регион должна быть открытой и определять план действий.

Ну и не забывать, что на этом рынке три участника – турист, государство и бизнес. И всё будет работать, только если учесть интересы всех трёх сторон, а для этого перед запуском такого рода проектов, как минимум, можно поинтересоваться мнением бизнеса и спросить: «а оно вам надо?».